Собор Всех Святых в земле Российской просиявших

15 июня 2012

Неделя 2-я по Пятидесятнице,

17 июня в 2012 году

Тропарь: Якоже [как] плод красный [прекрасный, совершенный] Твоего спасительнаго сеяния[1], земля Российская приносит Ти [Тебе], Господи, всех святых, в той [то есть в земле Российской] просиявших. Тех молитвами в мире глубоце [глубоком] Церковь и страну нашу Богородицею [по ходатайству Богородицы] соблюди, Многомилостиве [о, Многомилостивый!].

Кондак: Днесь [сегодня] лик [сонм, общее собрание] святых, в земле нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за нас молится Богу. Ангели [ангелы] с ним [с этим собранием] славословят, и все святые Церкви Христовой ему спразднуют [то есть празднуют вместе с нашими святыми], о нас бо [ведь] молят все купно [все вместе] Превечнаго Бога.

Апостольское чтение (рядовое)

Послание ап. Павла к Римлянам 2:10–16:

[Закон иудеев и совесть язычников]

[Братья,] слава же, и честь, и мир всякому, делающему добро: как сначала иудею, так и эллину! 11 Ведь нет лицеприятия (пристрастности) у Бога! 12Те, кто беззаконно согрешили, беззаконно и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены[2], 13 потому что не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона будут оправданы[3]14 ибо когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, то они, не имеющие Закона, сами себе закон: 15они показывают, что дело Закона написано в сердцах их; о том же сви­детельствуют их совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую – 16 в тот день, когда будет Бог судить сокровенное [тайные помыслы и дела] людей по Благовозвещению (Евангелию) моему через Христа (Мессию) Иисуса.

Евангельское чтение (рядовое)

Евангелие от Матфея 4:18–23:

[Призвание первых апостолов]

[В то время,] проходя по берегу Галилейского моря, увидел Он [Иисус] двух братьев – Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея; они закидывали в море сеть, потому что были рыбаки. И Он говорит им:

«Идите за Мною, и Я сделаю из вас ловцов людей».

И они, тотчас же оставив свои сети, пошли за Ним. А Он, отойдя от того места, увидел двух других братьев – Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна; они сидели в лодке с отцом своим Зеведеем и
чинили сети. И призвал Он их. И они, тотчас же оставив лодку и отца своего, пошли за Ним.

И ходил Он по всей Галилее, уча в местных синагогах, проповедуя Евангелие (Благовестие)[4] Царствия и исцеляя в народе всякую болезнь и всякую немощь.


[1] См. притчу о сеятеле. Мф 13, Мк 4, Лк 8.

[2] Речь идет об иудеях, обязанных исполнять данный им Закон Моисея (Тору); все другие народы (язычники) живут вне этого Закона. Но Бог вложил им в сердце универсальный закон – совесть.

[3] Продолжением этого стиха является стих 16-й («в тот день…» и т. д.); между ними, в духе греческой риторики, – длинный пояснительный период, что затрудняет понимание смысла.

[4] Здесь греч. слово эвангелион – букв. «благая (радостная) весть», «хорошая новость» – употреблено в первичном смысле: сначала Сам Иисус устно возвещает Благую Весть (Евангелие) о пришествии Его Царства и о том, что каждый в это поверивший становится его «гражданином». Позднее, в «книжном» значении, термин Евангелие стал обозначать литературный памятник о жизни, учении, чудесах, распятии и воскресении Иисуса.

 

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Совершенство на Земле

(Проповедь на евангельское чтение)   

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. И мы вспоминаем всех их, которых многие сотни, тысячи. Не всех мы можем назвать по именам: есть множество таких, имена которых ведает только Бог. Но всех их объединяет одно: они – святые, прославившие Бога своею жизнью. А все началось около двух тысяч лет назад, в тот день, когда Господь Иисус Христос, проходя вдоль берега Галилейского моря, увидел простых рыбаков, сначала Симона, прозванного впоследствии Петром, и его брата Андрея, а вскоре еще двух братьев: Иакова и Иоанна. «Следуйте за Мной!», – сказал Он им властно, и они, оставив свой промысел, последовали за Господом, положив таким образом начало тому сонму святых, которые шли за Спасителем, повинуясь силе Его призыва: «Приблизилось Царство Божие! Покайтесь и веруйте в это Благовестие!».

Духовная сила личности Господа была неотразимой. Она улавливала, пленяла и привлекала к Нему сердца чистых и честных людей. При этом Спаситель обещал Своим последователям, что они смогут творить дела, которые творил и Он на земле. В частности, ловцам рыбы, которых Он встретил в тот день, Он обещал, что, если они последуют за Ним, они станут «ловцам человеков». Такими они впоследствии и стали. Апостолы уловили в сети Царствия Божия неисчислимое множество людей, образовавших Церковь Христову. И в этой Церкви, то есть в Царствии Божием на земле яркими светиль­никами сияют ее святые. Они прославили в себе Бога и Христа Его.

Глядя на них, мы видим, сколь разными они были, в какие разные жизненные обстоятельства были они поставлены промыслом Божиим. Здесь патриархи и простые монахи, мученики и исповедники, праведники и преподобные, церковнослужители и миряне, ученые и малообразованные, высокопоставленные люди власти и простые малоприметные люди. Но все они, какими бы они ни были, достигли того совершенства, которое вообще может быть в принципе достижимо на этой земле. Они были признаны святыми по преимуществу. Все они некогда сделали тот шаг к совершенству, к которому и призывал Спаситель, говоря «Покайтесь и веруйте в Евангелие!». Они покаялись и поверили Господу.

При этом мы должны хорошо представлять себе, что покаяние, к которому призывал Господь, – это не простое сокрушение о своих грехах, не простое отвращение к своему греховному прошлому, и вовсе не та формальная исповедь, которая так часто практикуется в наших храмах. Смысл покаяния гораздо глубже. Покаяние в подлинном смысле – это решительный поворот, полная переоценка всех ценностей нашей жизни, в которой на первом месте стоят земные заботы и земные цели, а всё высшее оттеснено на задворки и возникает в нашем сознании и действиях лишь время от времени, если вообще возникает.

Покаяние и первый шаг к блаженству святости предполагает, что на первом плане всегда и во всем – Бог. Мир при этом с его заботами и интересами вовсе не исчезает. Нет. Но он покидает центральное положение в нашем сердце и в нашей жизни и отходит туда, где ему и положено быть – на второй план. Святые и совершенные люди потому и стали таковыми, что они сделали центром своей жизни не земных идолов, сколь бы привлекательными или значительными они ни казались, но Бога и Его волю, выраженную в проповеди Спасителя.

А идолы и кумиры, которым люди служат вместо Бога, – очень многочисленны. Во-первых, это широко распространенные примитивные идолы грубых страстей: чревоугодия, сладострастия, лености, пьянства и тому подобного. Часто, очень часто люди посвящают все свое время, самих себя на служение и поклонение этим кумирам. Но страсти не могут быть полностью удовлетворенными и сами не могут дать удовлетворения. Они мучат человека, загоняют его в жизненный тупик и высасывают из него все жизненные соки. Это очень злые и ненасытные идолы. А люди их часто превозносят.

Во-вторых, кумирами могут быть более, так сказать, «духовные» страсти: стяжательство, алчность, честолюбие, стремление к славе, к власти… Главное зло этих кумиров в том, что они разъединяют людей, приводят к вражде и ненависти. Ни богатство, ни славу поделить поровну между людьми невозможно. А там, где неравенство без Бога, там неизбежно возникает ожесточенная борьба, злоба и зависть. В наше время множество людей одержимо этими идолами. Но они приносят несчастье.

В-третьих, кумиры могут принимать еще более «возвышенный» характер: искусство, наука, благотворительность, общественное служение и тому подобное. Служение этим кумирам кажется бескорыстным. Ведь все эти увлечения и занятия отвечают основной религиозной потребности человека – поиску истины, красоты и добра. Но, не говоря уже о том, что к этим увлечениям часто примешиваются грехи гордыни и тщеславия, сами по себе они не могут удовлетворить человека во всей полноте его религиозного идеала. Наука ищет истину, но часто не имеет никакого отношения к добру. Искусство ищет красоты, но часто вырождается в уродство и уж почти всегда очень далеко от истины. Общественное служение субъективному «добру» часто слепо относительно истины и красоты. Истина, добро и красота в гармоническом единстве пребывают только в живой Личности святого и совершенного Бога. Только приняв в свое сердце богочеловеческую Личность Иисуса Христа, человек обретает то, чего ищет всё его существо. Но тогда рассыпаются и рассеиваются идолы. Это не означает, что исчезают и теряют ценность наука, искусство, богатство, власть, наша материальная жизнь. Нет, напротив, только во Христе всё это озаряется божественным светом, освящается и наполняется радостным смыслом. Вот к чему ведет первый шаг к Богу – истинное покаяние, – к которому и призвал всех нас вместе со Своими учениками Господь.

Потому будем просить Господа, чтобы Он дал нам разумение и силу покаяния. А наших святых, которые познали эту силу и достигли совершенного единения с Господом, будем просить: «Все святые земли нашей, молите Бога о нас!». Аминь. Казанский собор, 2-я Неделя по Пятидесятнице, 29 июня 2003 г.

 

ПРАЗДНИК СВЯТОЙ РУСИ

Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по старому стилю), т. е. на третий день после памяти Крестителя Руси – святого князя Владимира (15 июля). Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.)[5].

Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, не зря посылаемые Богом возгордившейся могуще­ственной стране и терявшей авторитет государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь глобальная катастрофа 1917 года заставила всерьез обратиться к помощи Свыше.

Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами её в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник. Да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха»6. Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918 г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Бориса Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:

«1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.

2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста».

Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать своего рода вторым храмовым праздником для всех православных церквей на Руси.

Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, при этом – не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить прошлое и извлечь из него уроки для созидания Православной Церкви в новых условиях.

Составителями основных текстов службы стали сам Борис Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иеромонах Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митрополит Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), священник Сергий Дурылин и другие.

Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до
закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году7.

После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы в виде скромной брошюры был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников8 (по заданию советских властей эту «правку» ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский). Лишь в 1995 г. была издана отдельной книгой «Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим». В качестве предисловия в нее вошла и статья епископа Афанасии (Сахарова) (смотрите ниже в библиографическом разделе). Хотя это наше торжество фактически продолжает тему последнего праздника Цветной Триоди (Неделя Всех Святых), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в новое, дополненное издание Майской Минеи (ч. 3).

____________________________________________________________________

[5] См.: Каталог белорусских кириллических изданий конца XVII – XVIII вв. Вып. 3. СПб., 1993. № 90, 91 (с. 58–59). Причем, в гродненском издании указано, что это сделано «с преждепечатанной в Кракове». (Хорошая тема для исследования!) 

6 Цит. по: Ученые записки Российского Православного ун-та ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995, с. 93. 

7 См. о нем: Ученые записки Российского Православного ун-та ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995, с. 188–194.

8 Разумеется, в советское время в храмах не могли звучать такие песнопения, как например, 4-й тропарь 9-й песни: "О, паче слова и превыше похвал новых страстотер­пцев подвига! Злобу убо лютых отступников и наглое иудейское неистовство претерпеша, веру Христову противу учений мира сего, яко щит, держаще и нам образ терпения и злострадания достойно являюще."

Литература: Спасский И. Первая служба всем Русским Святым и ее автор // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 8; Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых в земле Русской просиявших и о службе на сей праздник // Ученые записки Российского Православного ун-та ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995, с. 91–101. Характерные особенности русской святости описывает книга: Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990 (позднее не раз переиздавалась). Об инициаторе восстановления праздника см.: Рубан Ю. Историк – агиограф – чтец. (К 90-летию со дня кончины Бориса Александровича Тураева) // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2010. – № 6–7 (125).

Ю. Рубан

 

P. S. Думается, мы уяснили логику нашего сегодняшнего национального торжества как продолжение темы предыдущей недели. Но чему же будет посвящена следующая неделя (воскресенье)? Какие литургийные чтения Церковь предложит нам для размышления? Постоянные прихожане нашего храма – и все желающие осмысленно воспринимать «богословие времени» нашей Православной Церкви – узнают об этом через неделю.