ЗАЧЕМ БЫЛ ОБРЕЗАН МЛАДЕНЕЦ?
«А когда исполнилось восемь дней
и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено
ангелом прежде Его зачатия», – так предельно лаконично сообщает евангелист Лука
о важнейшем для каждого иудея религиозном обряде (Лк. 2:21). Это произошло в
Вифлееме, где Святое Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до
прихода персидских магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в Египет.
Необходимость совершения над Иисусом Христом этого ветхозаветного
«таинства» с позиций христианского богословия обосновывается тем, что Он пришел
не нарушить Моисее Закон, но исполнить его (Мф. 5:17; Гал. 4:4), доведя тем
самым до логического завершения («конец Закона – Христос», – скажет ап. Павел,
– Рим. 10:4). Кроме того, «если бы Он не принял обрезания, то никто бы не
признал в Нём обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание притом
предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на
Голгофе» [7. С. 137–138]. Св. Епифаний Кипрский († 403), полемизируя с
еретиками (гностиками), отрицавшими реальное
(то есть по плоти) боговоплощение, указывал, что «Христос Бог, сшедший с неба и
пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время,
обрезан в восьмой день действительно,
а не в призраке [плоти]» (Панарий, ересь 30, 27. – [21. С. 258]).
В Новом Завете, согласно ап. Павлу, «не имеет силы ни обрезание, ни
необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Знамением спасительного
вступления в Церковь Христову (как «Новый Израиль», – Гал. 6:16; Рим. 9:6)
становится таинство крещения, заменяющее собой обрезание, хотя последнее и
сохраняется у народов, имевших его до принятия христианства, – коптов, эфиопов,
яковитов. Православный Требник предписывает нарекать младенцу имя в восьмой
день от рождения (при этом читается «Молитва во е́же назна́менати отроча́,
прие́млющее имя в осмы́й день от рождения своего»), основываясь в этом на
сообщении евангелиста Луки (см. об этом выше).
Праздник Обрезания Господня, логично входящий в цикл рождественских
праздников (раскрывающих догмат Боговоплощения), впервые упоминается уже во
второй половине IV века. На Востоке он долго входил в число важнейших влады́чных праздников (позднее
названных двунадесятыми) наряду с
Пасхой, Рождеством, Богоявлением и другими. Только в списке двенадцати
праздников византийского историка Никифора Каллиста († ок. 1335) Обрезание
Господне заменено Успением Девы, первым собственно богородичным двунадесятым
праздником. В современном русском Православном календаре Обрезание Господне
имеет статус великого праздника (как
день Петра и Павла, Покров и др.) и совмещается с памятью св. Василия Великого,
потому что он скончался в этот день (1 января 379 года).
В Римской Церкви день Обрезания Господня является одновременно
праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 году по предложению Богословского
факультета Сорбонны) и Октавой
Рождества Христова (отдание Рождества). Кроме того, Обрезание Господне значится
здесь первой из «Семи скорбей Божией Матери».
Ю. Рубан