Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
Тропарь праздника
(в русском переводе)
Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех, прибегающих под Твою могущественную защиту. О, Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, скорбях и болезнях, ныне предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем пред Твоим пречистым образом, и имеющих на Тебя непостыдную надежду на избавление от всякого зла! Даруй же всем полезное и спаси всех нас, о Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров Своим рабам!
Апостольское чтение (Богородице)
Послание ап. Павла к Филиппийцам 2:5–11
[Гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям]
5 [Братья,] пусть ваши помышления будут такими, какие и подобает иметь тем, кто во Христе Иисусе.
6 Он, живя жизнью Бога, не мыслил, как о добыче, быть равным Богу.
7 Но всё, чем владел, отдал Он, жизнь раба приняв, став подобен людям. И облик принявший человека,
8 Он себя смирил, став послушным до смерти – даже до смерти крестной.
9 Потому и Бог Его выше всех возвысил и даровал Ему Имя выше всякого имени,
10 чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал: Иисус Христос – Господь! – во славу Бога Отца.
(Перевод архим. Ианнуария)
Евангельское чтение (Богородице)
Евангелие от Луки 10:38–42; 11:27–28
[Христос у Марфы и Марии. Похвала Матери Господа]
А когда были они в пути, зашел Он в одно селение, где некая женщина по имени Марфа приняла Его у себя дома; и была у неё сестра, которую звали Мария; она села у ног Господа и слушала Его речи. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: "Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне". Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! ты хлопочешь и беспокоишься о многом, между тем как нужно только одно. А Мария выбрала себе благую долю, которую у нее не отнимут". <...> И было, когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: "Блаженна материнская утроба, носившая Тебя, и грудь, вскормившая Тебя!" А Он сказал: "Еще блаженнее те, кто слышит слово Божие и соблюдает его!"
"ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ"
21 июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. В народе – "Летняя Казанская", в отличие от "Осенней Казанской", 4 ноября. Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно символическому преданию (которое совсем не обязательно понимать буквально), в 1579 г. в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Появление иконы в Петербурге приурочивают к учреждению новой столицы Российского государства. Вероятно, к нам ее привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
В Успенском соборе Казанского женского монастыря чудотворная икона Богоматери пребывала до 29 июня 1904 г., когда была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.
В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращенной в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было установлено, что это довольно поздний список, не ранее XVIII в. Другой сохранившийся, Петербургский список иконы датируется примерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока нам вновь не явлен.
Ю. Р.