Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

20 июля 2012

 

Тропарь праздника
(в русском переводе)

Заступница усердная, Матерь Гос­пода Все­выш­него! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содейст­ву­ешь спа­се­нию всех, при­бега­ю­щих под Твою могущест­венную защиту. О, Госпожа Царица и Владычи­ца! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находя­щихся в искушениях, скорбях и болезнях, ныне предсто­ящих и моля­щихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем пред Твоим пре­чистым образом, и имеющих на Тебя непостыдную надежду на из­бавление от всякого зла! Даруй же всем полезное и спаси всех нас, о Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров Своим рабам!

 

Апостольское чтение (Богородице)

Послание ап. Павла к Филиппийцам 2:511

[Гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям] 

5    [Братья,] пусть ваши помышления будут такими, какие и подобает иметь тем, кто во Христе Иисусе.

6    Он, живя жизнью Бога, не мыслил, как о добыче, быть равным Богу.

7    Но всё, чем владел, отдал Он, жизнь раба приняв, став подобен людям. И облик принявший человека,

8    Он себя смирил, став послушным до смерти – даже до смерти крестной.

9    Потому и Бог Его выше всех возвысил и даровал Ему Имя выше всякого имени,

10   чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних,

11   и всякий язык исповедал: Иисус Христос – Господь! – во славу Бога Отца.                                         

(Перевод архим. Ианнуария)

Евангельское чтение (Богородице)

Евангелие от Луки 10:38–42; 11:27–28

[Христос у Марфы и Марии. Похвала Матери Господа]

А когда были они в пути, зашел Он в одно селение, где некая жен­щина по имени Марфа приняла Его у себя дома; и была у неё сестра, которую звали Мария; она села у ног Господа и слушала Его речи. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: "Го­споди! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила слу­жить? Скажи ей, чтобы она помогла мне". Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! ты хлопо­чешь и беспокоишься о многом, между тем как нужно только одно. А Мария выбрала себе благую долю, которую у нее не отнимут". <...> И было, когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: "Блаженна мате­ринская утро­ба, носившая Тебя, и грудь, вскормившая Тебя!" А Он сказал: "Еще блаженнее те, кто слышит слово Божие и соблюдает его!"

"ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ"

21 июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. В народе – "Летняя Казанская", в отличие от "Осенней Казанской", 4 ноября. Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.

Обретение и прославление иконы связано с Ка­за­нью, чем и объясняется название. Согласно символиче­скому преда­нию (которое совсем не обязательно понимать буквально), в 1579 г. в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария яви­лась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого зна­чения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сго­рев­шего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написан­ная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.

Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской цер­кви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.

Наиболее почитаемыми списка­ми (копиями) с Казанской иконы были чудо­твор­ные образы, хранив­ши­еся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них суще­ствовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной ико­ны в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).

Появление иконы в Петербурге приурочивают к учреждению новой столицы Российского государства. Вероятно, к нам ее привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.

В Успенском соборе Казанского женского монастыря чудотворная икона Богоматери пребывала до 29 июня 1904 г., когда была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.

В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращен­ной в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было устано­влено, что это довольно поздний список, не ранее XVIII в. Другой сохранив­шийся, Петербургский список иконы датируется при­мерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока нам вновь не явлен.

Ю. Р.