«...Я желал быть полезным своему Отечеству...»

01 апреля 2015

 

Александр Федорович родился 9(21) марта 1825 года в
Роченсальме (ныне Котка, Финляндия) в семье потомственного моряка, адмирала
русского флота.  В 1836 году Александр
поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где директором был Иван
Федорович Крузенштерн, собравший в учреждении преподавателей-ученых самого высокого
уровня. Офицерам преподавалась 
начертательная геометрия, теория кораблестроения и корабельная
архитектура.  Можайский окончил корпус не
только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей.

В период службы на Балтийском море, в 1850-1852 годах,
Можайскому доводилось плавать на разных парусных военных судах.

В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на 52-пушечном фрегате
"Диана"  прошел из Кронштадта
до Копенгагена, через пролив Ла-Манш на Канарские острова, далее Гавайские
острова и прибыл в Японию. Пока моряки были вынуждены  находиться в Японии Можайский делал зарисовки,
проявляя не только  талант художника, но
и этнографа изучающего культуру и быт другого народа.

 

Случившееся сильное
землетресение  и шторм разрушили  русский корабль, который старались спасти до
последнего. В журнале имя Можайского названо как имя офицера, последним
сошедшего с фрегата "Диана", пытавшегося заделать отверстия, чтобы
сохранить плавучесть судна. Личный состав  по чертежам и под руководством Можайского,
совместными усилиями русских и японцев построил шхуну "Хеда", на
которой часть команды вернулась на Родину. До сих пор в Японии помнят русского
офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских
судов. Сам Можайский в 1855 году перешел на американском торговом судне в
Петропавловск-Камчатский, а оттуда в Амурский лиман. Через Сибирь он вернулся в
Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

По возвращении был награжден орденом Св. Станислава II
степени, а так же бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны
1853-1856 гг.»

В 1857 году А.Ф. Можайский получает назначение в экспедицию
русской военной миссии в Хиву и Бухару, служит в хивинской экспедиции под
руководством А.И. Бутакова и в марте 1859 года после успешного возвращения
миссии награждается орденом Св. Владимира IV степени. Известный русский
путешественник и географ П. П. Семенов-Тян-Шанский сказал, что экспедиция 1858
года "весьма много способствовала расширению круга наших познаний об
Арало-Каспийской низменности". Значительно расширились представления
русских людей и о великой среднеазиатской реке Аму-Дарье, благодаря вкладу,
внесенному в эти знания моряком, участником экспедиции - Александром Можайским.

 Приехав в гости к
своим друзьям, морякам-вологжанам, он встречает 18-летнюю Любовь Дмитриевну и
делает ей предложение.  В наши дни в поселке
Можайское под Вологдой действует Дом-музей знаменитого изобретателя первого в
мире самолета, где сохранился  среди
прочих реликвий (книги, четки) - молитвенник приходского священника с надписью:
«Самой исполнительной верующей Любови Дмитриевне Кузьминой».

  

 Во второй половине
60-х годов была задумана Первая Всероссийская этнографическая выставка в Москве и Александр Федорович принял в ее подготовке активное участие, предоставляя
материалы из своих собраний. В его отчете говорится о желании пробуждения
чувства национальной гордости: "В последнее время мы замечаем живой
интерес, который начинает проявляться у нас ко всему, касающемуся России, это
новое явление, обнаружившееся в нашей публике, налагает на ученые общества и
учреждения обязанность помогать этому интересу и стараться, чтобы он из простой
любознательности перешел в серьезное изучение и стал необходимостью каждого
образованного русского...Все время пребывания славянских гостей в России
было рядом торжественных праздников, которыми было положено прочное основание
будущего научного и литературного единства".

После закрытия Первой Всероссийской этнографической выставки
ее экспонаты  явились основой для нового
Дашковского этнографического музея; в последствии его  фонды были переданы Этнографическому музею в
Ленинграде.

В 1865 году Любовь Дмитриевна  внезапно умерла, оставив двух сыновей.
Александр Федорович больше не женился; все свои душевные силы и весь талант
отдал главному делу своей жизни – созданию первого в мире летательного
аппарата, прообраза самолета.

Можайскому приходилось одному выполнять работу многих
ученых, инженеров и даже рабочих. И Александр Федорович блестяще справился с
этим поистине титаническим трудом, свершив беспримерный научно-технический
подвиг.

Первые мечты подняться в воздух появились еще в 1856 году,
когда моряк наблюдал за полетами птиц, а в конце 60-х годов Можайский вплотную
занялся теорией и практикой полета. Идея была продумана к 1873 году, а первые
опыты он проводил со змеем собственной конструкции летом 1876 в семейном имении
Котельниково; в том же году им была 
продемонстрирована в столице модель самолета.

Комиссия под председательством Дмитрия Ивановича Менделеева
при рассматривании проекта Александра Федоровича в январе 1877 года признала: «...господин Можайский в основание своего
проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные
повести к благоприятным конечным результатам...
», но военное ведомство
руководимое Германом Паукером предоставило недостаточно средств на сооружение
летательного аппарата.

Не желая отказаться от воплощения в жизнь своей заветной
мечты, он продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы,
обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). К лету 1881 года были
готовы все части и приборы его самолета и сконструированные им паровые
двигатели, «поражающие своею силою и легкостью». Оставалось собрать аэроплан и
испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было.

Необходимые для работ средства были пожертвованы графом
И.И. Воронцовым-Дашковым и прославленным героем русско-турецкой войны 1877-1878
годов и среднеазиатских походов генералом  М.Д. Скобелевым.

  

В 1882 году начали сооружение самолета.

Можайский побывал в
Америке и в Англии, откуда привез разные приборы и материалы для постройки
самолета. Части его изготавливали на Балтийском заводе, директор которого
И.Кази поддерживал идею Можайского.

Летом 1882 года (по-видимому, 20 июля) «Жар-Птица» поднялась
в воздух.

Это был первый в мире полет человека на аэроплане. Но самолет,
пролетев несколько сот метров, потерпел аварию, наткнувшись на высокий столб.
Из воспоминания старожила города Красное Село Петра Васильевича Наумова:

«Пришел мой отец с
работы и говорит, что вблизи лагерей, недалеко от Красного Села, шумит какая-то
чудная машина. И вот я с группой мальчишек бегом бросился к военному полю. Там
мы увидели множество собравшихся людей. Здесь были военные и гражданские. Чудная
машина с большими крыльями, похожая на птицу, стояла на деревянном настиле.
Вокруг нее суетились люди в морской одежде. Все ждали, что сейчас что-то
произойдет необычайное. Диковинная птица с огромными крыльями вдруг сильно
зашумела, завертелись какие-то впереди нее кресты, и она сдвинулась с места,
побежала по деревянному настилу, а затем оторвалась от земли и поднялась в
воздух.»

 Есть сведения, что 24
июля 1882 года царь или назначенные им лица осмотрели самолет; через 2 дня
Можайского уволили в отставку с производством в генерал-майоры, а немного
спустя он получает свое последнее звание контр-адмирала.

31 января 1883 года Можайский демонстрировал опыты с
воздушным винтом членам Воздухоплавательного отдела Русского технического
общества.

20 июня Можайский обратился за материальной поддержкой к
военному министру П.С. Ванновскому; переписка длилась до 1885 года. Тем временем
изобретатель совершенствовал конструкцию.

Летом 1885 года Можайский пытался провести летные испытания.
При разбеге самолет накренился и поломал крыло.

Можайский продолжил работу над самолетом. Осенью 1886 года
он заказал более мощные двигатели, второй из которых был готов только после
смерти А.Ф. Можайского.

Скончался Александр Федорович в 65 лет в ночь на 20 марта (1 апреля) 1890 года, похоронен на
Смоленском кладбище в Петербурге.

Сыновья предложили продать военному ведомству самолет за 200
тыс. рублей, но безуспешно. Судьба аппарата и архива изобретателя неизвестны, а
паровые машины сгорели при пожаре на складе Балтийского завода.

Можайский как изобретатель самолета, способного подняться в
воздух при соответствующих двигателях, обогнал других по меньшей мере на пять
лет. Он действовал во многом методом проб и ошибок, ибо труды теоретиков
Н.Е.Жуковского, С.А.Чаплыгина и других родоначальников аэродинамики появились
значительно позже.

Его именем названа 
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.

Именем А. Ф. Можайского названа формула— Уравнение
существования летательного аппарата.

Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.

 


 

Источники:

https://ru.wikipedia.org/

 http://akt-vrn.ru/sayt/index.php/2011-09-24-07-19-09/konstruktory-samolj...

http://www.gramotey.com/?open_file=1269040157

Крылов В.Я. «Александр Федорович Можайский»