«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ДЕРЗАЙТЕ!»
Вселенская
родительская (мясопустная) суббота –
один из основных поминальных дней
православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для
христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и
она стала "днём покоя", – поэтому мы называем этот – последний день
недели (подчёркиваю – последний!) несколько изменённым еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший
плотью Христос завершил воссоздание этого обветшавшего – то есть
ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните
тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе плотски (плотью), во аде
же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на
престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя
неописанный".
Поэтому в каждую субботу
совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо
ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые
ежегодные – "родительские субботы", названные так потому, что каждый
христианин молится прежде всего за своих родителей.
Почему выбрана именно эта суббота?
Перед Неделей о Страшном суде
Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с нами стали одесную
(по правую сторону) от Судии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит триодное
назидательное чтение (Синаксарь), были похищены внезапной смертью на чужбине, в
море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погибли от мора и голода, на
войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые
«узаконенных псалмов и песней памяти не получиша (не получили)». Кроме
того, сегодняшним молением об усопших Церковь напоминает нам о неизбежной для
всех нас кончине и предстоящем суровом испытании – Страшном Суде.
Богослужебные тексты подробно
раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». «Особенно выразительна четвёртая
хвалитная
стихира в субботу мясопустную. Она начинается пасхальным восклицанием Христос воскресе! Как знаменательно это
радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день
поминовения усопших! Это – как обоснование самой молитвы
нашей об усопших. И вместе – это радостное благовестие поминаемым, с которым
Святая Церковь спешит (такова её любовь!) обратиться к усопшим раньше, чем к
живым: Христос воскресе… Дерзайте вси мертвии. <…> Ввиду
предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет несколько ослабить
страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых. Христос воскресе… Дерзайте!»{*}
Вероятно, далеко не все обратили
внимание на это «несвоевременное» пасхальное приветствие в минорном
богослужебном тексте мясопустной субботы. Тем более интересно поразмышлять над
этим тонким наблюдением известного православного богослова в канун Недели о
Страшном Суде, которого мы так боимся
(?).
Вполне логично, что за этим предпоследним
перед постом воскресеньем следует череда особых «полупостных» дней (седмица
сырная), знаменующих постепенный переход от обыденной жизни к великопостным покаянным «подвигам».
Что же нам предлагает Церковь, и как мы отвечаем на её призыв? Об этом – в
следующей статье.
Примечание
{*} Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по уставу
Православной Церкви. СПб., 1999. С. 38.
Ю. Рубан
Заупокойное
Апостольское чтение
(Первое
Послание ап. Павла к Фессалоникийцам 4:13–17.
– Зачало 270)
[О
воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы
не знали об усыпающих (вариант:
усопших), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим,
что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог
приведёт (вместе) с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним{1}, что мы,
живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому
что Сам Господь при призывном кличе (букв.
в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и сначала
воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем
подняты{2} в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное
Евангельское чтение
(Евангелие от
Иоанна 5:24–30. – Зачало 16)
[Об
участи усопших]
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему
иудеям:] «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Мое слово и
верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит{3}, но он перешёл
из смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю
вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мертвые будут слышать голос
Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе,
так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд,
потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что
приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос,
и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в
воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос) .
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как
слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли
пославшего Меня (Отца)».
Примечания
{1} «Словом Господним» в Древней
Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в
процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими
формулами (прим. архим. Ианнуария).
{2} Букв. «будем схвачены»,
греч. харпагесомэтха, страдат. причастие от гл. харпадзо – «хватать»,
«похищать», «уводить». (Отсюда же происходит и название мифических птиц – «гарпии».)
{3} Греч. «…эйс крисин
ук эрхетай». «Суд» по-гречески – «крисис»; слово вошло и в русский язык (кризис). Христос говорит о последнем,
эсхатологическом, Суде, времени которого никто не знает и не может
предполагать. В состоянии кризиса жили все ветхозаветные люди до Христа, и только
Христос смог преодолеть его последствия, главное из которых – смерть. Он
совершил второе творение мира, приведя его в состояние первоначальной гармонии
(рая), и мы живём в Его Царстве (Церкви) вместе с Ним. Поэтому теперь лишь от нас зависит, каким будет тот последний «Страшный Кризис (Суд)».