Храм Успения Божией Матери в селе Лезье Кировского района Ленинградской области
Возведение каменной церкви в селе Лезье, на берегу реки Мги, было
задумано в середине ХIХ века князем Борисом Николаевичем Юсуповым,
владельцем имения Благовещенское. Строительство началось в 1849 году по
проекту известного петербургского архитектора Василия Моргана, а
завершилось к 1852 году. Первоначально предполагалось посвятить храм
Благовещению Пресвятой Богородицы, впоследствии планы переменились, и
новая пятиглавая церковь была освящена в честь Успения Божией Матери.
Уже
вскоре храм стал тесен, и в 1880 году настоятель церкви протоиерей
Николай Лебедев и церковный староста Димитрий Бычков начали расширение
храма и постройку колокольни; к 1881 году перестроенный храм освятили.
После
революции Успенскую церковь ждала обычная для тех времен судьба – в
30-х годах ее закрыли, помещение использовали под клуб, склад. Последний
настоятель храма протоиерей Александр Вишняков был расстрелян 14 декабря 1937 года.
Во время Великой отечественной войны село Лезье было
захвачено немцами, неподалеку шли кровопролитные бои – на Невском
пятачке, Синявинских высотах. В здании церкви в это время располагались
немецкая почта и госпиталь; в одном из приделов местной православной
общине было разрешено совершать богослужения. В 1943 году немцы
демонтировали купола храма, так как они служили хорошим ориентиром для
дальнобойной советской артиллерии. После войны храм продолжал
разрушаться.
История возрождения храма началась в 90-х годах. Под
руководством о. Вячеслава Харинова были предприняты первые шаги к
восстановлению: произведена консервация остатков стен, защитившая их от
дальнейшего разрушения, возведена временная крыша. Полноценные
реставрационные работы в то время было невозможно начать из-за
недостаточности средств.
Ситуация изменилась благодаря принятому в
декабре 1992 года российско-германскому Соглашению по взаимному уходу
за воинскими захоронениями. Решением российских властей территория,
прилегающая к Успенскому храму, была отведена под устройство крупнейшего
в мире воинского немецкого захоронения. С 1996 года здесь начались
работы по его устройству.
По проекту предполагалось взорвать
остатки церковных стен, чтобы проложить дорогу к кладбищу. Этому
воспротивилась православная община, местные жители и власти, ветеранские
и миротворческие общественные организации. Приход Успенской церкви
выступил с предложением восстановить храм в знак примирения бывших
противников в войне. Постепенно сформировалась концепция
архитектурно-паркового мемориального комплекса, который объединил в одно
целое воинское немецкое захоронение, восстановленный Успенский храм,
Парк Мира с аллеей скульптур, обустроенный храмовый родник.
Главным
спонсором по реставрации храма стал Народный союз Германии по уходу за
воинскими захоронениями. На объявление в западной прессе о сборе средств
на восстановление русского храма откликнулись жители Европы и Америки.
Восстановленный
храм Успения Божией Матери был открыт после реставрации 20 сентября
2003 года. Один из его приделов посвящен святому великомученику Георгию,
покровителю российского воинства. В этом приделе хранятся для
церковного поминовения синодики с именами российских солдат, погибших и
пропавших без вести. В крипте храма устроен музей, посвященный жертвам
блокады Ленинграда.
Работы по обустройству и благоукрашению храма
продолжаются. На очереди – решение вопроса по отоплению помещения в
зимний сезон. Пока службы и требы совершаются каждую субботу до
наступления холодов.
Летом 2003 года по инициативе Ленинградского
комитета ветеранов войны – однополчан напротив храма был установлен
закладной камень памятника советским воинам, защищавшим наш город. Это
событие подчеркнуло, что мемориал связан с памятью жертв войны обеих
воевавших сторон.
Мемориальный комплекс села Лезье регулярно
посещают паломники и туристы. С 1995 года, когда только начиналась
работа по созданию немецкого кладбища и Парка мира, на приходе
Успенского храма организуются летние молодежные международные лагеря. Их
участники – русские, финны, голландцы, американцы – выезжают вместе с
настоятелем и прихожанами храма на места ближайших боев, на Невский
пятачок и Синявинские высоты, знакомятся с находками поисковиков,
открывая для себя реальность войны, ухаживают за могилами воинов.