Возвращение голоса

14 октября 2011





Церковь эпохи гонений не имела своего голоса. Христиане
катакомбной церкви избегали любой огласки мест своих собраний. Даже в
эпоху Константина Великого христиане собирались на молитву под звуки
деревянных досок (бил), железных полос (клепал) и даже труб. Зазвучала
церковь колоколами только в 6-7 вв. Создание первого колокола связывают
обычно с именем святого Павлина, епископа города Нолы, где впоследствии
было развернуто производство колоколов. Говоря о "создании" колокола мы
не оговорились: первые колокола не отливались. Они имели четырехгранную
форму, стенки их выковывались и спаивались, были они невелики по
размерам и весили немного.

Греческая церковь
узнала колокола только в 9 веке. При Василии Македонянине в
Константинополь были доставлены первые 12 колоколов, отлитых в Венеции
из сплава меди с серебром. Вскоре каждый храм греческой церкви старался
приобрести хотя бы один колокол. В 1453 году турки взяли Константинополь
и сразу же запретили христианам звонить в колокола... Противники Церкви
Христовой во все времена связывали звон колоколов с голосом самой
Церкви.

На Руси западная и восточная колокольные
культуры нашли настолько горячую поддержку и прием, что колоколов стало
отливаться великое множество. И не стоит обвинять Петра Первого, что он,
по военной нужде, колокола на пушки переплавлял. Ведь только Московские
монастыри имели тысячи колоколов, что сегодня кажется нам, в общем-то,
невероятным. Из "лишних" колоколов были отлиты 100 больших и 143 малых
пушки, 26 мортир и гаубиц, немало послуживших во славу России...

Колоколами
в России обзаводились даже домовые храмы. Это вызвало расцвет и в
смежных областях, которые касались не только технологических моментов
изготовления колоколов, но и самих школ звонов. Люди стали ценить именно
искусство звонить: использование настроенных разновысотных колоколов и
различие метроритмических основ звона. Было их настолько много, что
сложился свой круг знатоков и ценителей... Появился в Русской Церкви и
Устав колокольного звона.

Двадцатый век в России, в
противовес былому расцвету культуры церковного звона, явился веком
сокрушительным. Колокола сбрасывались и переплавлялись уже по
идеологическим причинам... В печально знаменитых полтинниках 1925 года -
серебро иконных риз, а в меди того времени - колокольный металл.

Сейчас
церковь залечивает раны и возрождается не только колокольное искусство,
но и колокольное производство. Причем технологически все это
развивается так успешно и стремительно, что остается только удивляться
мастерству и предприимчивости современных производителей. Если раньше
отлить икону на колоколе было целой инженерной задачей, то сейчас это не
составляет большого труда.

Редкую неделю к настоятелю храма
"Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице протоиерею Вячеславу
Харинову не приходит предложение по отливу колоколов от различных
заводов.

У этого храма с колоколами особые отношения. Так, на
колокольне церкви, которая до переименования была Воскресенской, висела в
десять раз уменьшенная копия Царь-колокола, и он испытал ту же
драматическую судьбу, что и его старший брат в Москве: пожар и
разрушение почти одновременно с московским прототипом.

В церкви
"Всех скорбящих Радость" всегда были колокола и хорошая звонница.
Сейчас она обновляется, и на Святую Пасху восемь новых колоколов
порадовали окрестности своим звоном. До этого важные моменты церковной
службы озвучивали в основном собранные с миру по нитке старые
корабельные рынды, обрезанные кислородные баллоны. В общем, все как и
полагается, с этого многие храмы начинали еще в 90-х годах. Был один
большой церковный колокол - благовестник. Но он, к сожалению, был
расколот, возможно при подъеме на колокольню. Звук у него был резкий,
короткий, сухой и дребезжащий. Колокола были не настроены, и говорить о
большом благолепии и благозвучии было нельзя.

Протоиерей Вячеслав Харинов рассказывает:

- Наши
колокола явились следствием инициативы прихожан храма. В свое время я
поставил эту задачу перед нашим приходским собранием. Планировалось
заменить колокола только к концу этого года или к началу следующего, в
силу необычайной дороговизны этого проекта. Но, как ни странно,
прихожане со средствами откликнулись, причем очень неожиданно. Ничто так
не задело их, никакие призывы о помощи в других областях не
подействовали на них так, как эта просьба. Причем откликнулись не только
наши прихожане, но и их друзья и родственники в других регионах России,
в Татарстане, например. Пусть звук наших колоколов не достигнет
Татарии, но достигнет небес, а небо, - оно одно на всех. На каждом
колоколе храма отлиты особо почитаемые иконы. На нашем большом колоколе -
благовестнике отлита Скорбященская икона Божией Матери, иконы Архангела
Михаила, св. Иоанна Предтечи и св. Николая. Это был мой выбор и мной
почитаемые святые, там же есть и написание имен некоторых жертвователей
(были и те, кто от этого отказался - авт.) и благословение правящего
архиерея, митрополита ВЛАДИМИРА. Для нас эти восемь колоколов - новый
голос храма, мы давно о нем мечтали.

Сначала речь шла о
пяти колоколах, потом вдруг стало возможным приобрести шесть,.. семь, и,
наконец, восемь колоколов. Заказаны они были на заводе В. Шувалова в г.
Тутаеве. Выбрано это производство было не случайно. Летом прошлого
года отец Вячеслав ездил в Иван-город, где в Свято-Троицкой церкви,
располагается усыпальница барона Штиглица. По благословению правящего
архиерея он занимался вместе с Центром Национальной Славы России
вопросами увековечивания памяти этого выдающегося гражданина России.
Освящалась звонница для восстанавливаемого Троицкого храма, колокола
которой были отлиты как раз на заводе В. Шувалова. Всем тогда очень
понравилось их звучание. Присутствовавший при этом художественный
руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев также решил заказать для
Мариинки такую звонницу, настолько впечатлило его звучание колоколов,
их строй и певучесть. Тогда и сделан был выбор производителя будущей
звонницы...

- Что будет со старыми колоколами? Может ли идти речь об утилизации?

-
Однозначно - нет. В числе старых рынд есть несколько неплохих и вполне
вероятно мы их даже оставим. Восстанавливается много храмов, монастырей и
если мы что-то кому-то пожертвуем, люди будут очень благодарны.

Есть
замысел установить в нашем Кировском благочинии мемориальные Колокола
Памяти, своеобразные памятники героическому и трагическому военному
прошлому. Такие колокола мы планируем со временем отлить для мемориалов
Синявинских высот, Невского пятачка, Парка Мира Успенского храма в с.
Лезье-Сологубовка.

Мы хотели бы добавить в эти колокола военный
металл, до сих пор в обилии лежащий на полях бывших боев: остатки
осколков снарядов, мин, бомб. Об этом мы уже договорились с
производителями колоколов. И не стоит беспокоиться о том, как это
скажется на звуке, это не столь важно. Звук прошедшей войны и скорбной
памяти может и не быть благозвучным... В памятные военные даты, каждый
из них будет звучать в напоминание о нашем прошлом и в предостережение
ныне живущим.

...Над крестовиной Шпалерной и проспекта
Чернышевского - звуковое многоцветье сливается с промытым весенним
небом. Сделан еще один шаг для возрождения храма, а вместе с ним - и
нашей культуры и славного прошлого.

Подготовила Светлана Аксёнова