ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ | Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

28 мая 2014

 

Тропарь праздника     
Ты вознёсся во славе, Христе, Боже наш,
обрадовав учеников обещанием Святого Духа,
после того как Твоё благословение
утвердило их в вере,
что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
 

Кондак праздника
Совершив устроение
нашего спасения
 и соединив земное с небесным, Ты вознёсся на небо во славе, Христе, Боже наш, отнюдь не оставляя любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними
и возглашая: «Я – с вами, и никто не одолеет вас!»

 

Апостольское чтение на Литургии

Книга Деяний Апостольских 1:1–12. – Зачало 1

[Вознесение в сороковой день. Последние наставления апостолам]

1 В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием.

4 И, собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».

6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?». 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью! 8 Но вы примете силу Святого Духа, Который сойдёт на вас, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли».[1]

9 Сказав это, – когда они смотрели, – Он был поднят, и облако скрыло (букв. подхватило!) Его от их глаз. 10 И, когда они напряженно вглядывались в небо, во время Его восхождения, около них оказались два мужа в белой одежде 11 и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и всматриваетесь в небо? Этот Иисус, взятый от вас наверх, в небо, придёт (вернётся) таким же образом, как вы увидели Его восходящим на небо».

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон (Масличная – или Оливковая – роща), которая находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути.[2]


[1] Первые восемь стихов этого чтения переведены архим. Ианнуарием (Ивлиевым).

 

[2] Согласно законническим предписаниям, длина пути, который разрешалось пройти пешком в день субботний, не должна была превышать двух тысяч шагов.

 

 

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Луки 24:36–53. – Зачало 114

[Явление Воскресшего ученикам и Вознесение в День Господень]

[В то время Иисус, воскреснув из мертвых,] стал посреди учеников Своих и говорит: «Мир вам!» А они, страшась и ужасаясь, подумали, что видят призрак. И сказал Он им: «Зачем вы смущены, и отчего со­мнения поднимаются в сердцах ваших? Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги; это Я Сам. Дотроньтесь до Меня и уразумейте, что у призрака нет плоти и костей, какие видите у Меня!» И с этими словами Он показал им руки и ноги.

Когда же они от избытка радости не могли поверить и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь что съестное?» И они подали Ему кусок печеной рыбы [и сотового меда]. И Он, взяв её, съел на глазах у них. И сказал Он им: «Вот о чем были Мои слова, которые Я говорил вам, пока еще был с вами – что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в Законе Моисея, в Книгах Пророков и в Псалмах.

Тогда Он сделал ум их способным к уразумению Писаний. И сказал им: «Так написано было, что Мессия (Христос) примет страдания и на третий день восстанет из мёртвых; и во имя Его будет возвещено покаяние ради прощения грехов по всем народам, начиная от Иерусалима. Вы – всему этому свидетели. И вот, Я ниспосылаю на вас обетованное (обещанное) Отцом Моим[1]. А вы оставайтесь в этом городе [Иерусалиме], пока не будете облечены вышнею силою».

И вывел Он их за город, до самой Вифании, и благословил их, воздевая руки. И вот, когда Он их благословлял, отделился Он от них и стал возноситься на небо. И они, поклонившись перед Ним до земли, в великой радости возвратились в Иерусалим. И постоянно пребывали в [Иерусалимском] Храме, восхваляя и благословляя Бога. [Аминь.]


[1] Т. е. обещанный дар Святого Духа (это произойдет в праздник Пятидесятницы), который поможет им свидетельствовать о Воскресшем Христе перед всем миром.

 

 

Протоиерей Александр Мень

Вознесение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Спаситель во время Своей земной жизни любил удаляться в горы, где небо казалось ближе и были видны широкие просторы земли. В пустыне, когда Он был искушаем дьяволом, но отверг все его соблазны, Он стоял на такой высокой горе, что, казалось, оттуда видны все царства мира. А на другой горе Он молился, и лицо Его просияло, и одежда стала белой и сверкающей – это было Его Преображение. У Елеонской горы Он часто останавливался ночевать со Своими учениками. Гора находилась недалеко от Иерусалима. И там, на пороге Своих страданий, Господь говорил своим ученикам о том, что будет с миром, с людьми, что будет с Иерусалимом.
И вот после того, как Он явился ученикам, Он поднялся с ними именно на эту любимую Елеонскую гору. Мы не знаем, было ли то утро или вечер, но оттуда, с вершины, открывались перед ними холмы, долины, и город, лежавший у их ног, – Иерусалим, в котором жили праведники и грешники, пророки и убийцы, цари и священники. Господь стоял на том самом, может быть, месте, где Он предсказывал будущее мира. И отсюда, посылая своих учеников, Он говорил: «Как Отец послал Меня в этот мир, так теперь Я посылаю вас». А они стояли робкие, радостные, не уверенные, не знавшие, что дальше будет. И один из них спросил: «Может быть, Ты, Господи, теперь Царство воздвигнешь для Иерусалима?» Не знали они, куда Он их посылает и зачем. Но потом они просветились Духом Божиим, и Дух Божий указал им и путь, и дал им силу Слова.
А между тем Господь поднял руку и благословил их, благословил и всех, кого они потом просветят, и всех их потомков, и все сотни, тысячи и миллионы людей: «Дана Мне всякая власть, – сказал Он, – на небе и на земле». Раньше Он был подчинён нашим человеческим законам, нуждался в пище и воде, в сне и отдыхе, а теперь Он всё победил, победил даже смерть. После Воскресения Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Всё теперь притекает к Нему, весь мир постепенно будет подчиняться Господу Воскресшему, – не в один час, не в один день, не в одно столетие, но – в течение долгого времени – всё подчинится Господу Иисусу.
Когда Он благословлял их, то облако отделило Его от них. Это облако и теперь ещё не исчезло: мы не видим Христа своими телесными глазами, но Он остаётся здесь на земле. Он на земле – Он и на небе, Он Бог – Он и человек. Он в вечности – Он и с нами в нашей короткой жизни; мы можем прикоснуться к Нему, можем услышать Его голос, потому что Господь с нами.
Вот почему Церковь поёт слова тропаря: «Вознеслся еси (Ты вознёсся) во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником (ученикам)...». Казалось бы, какая же радость, когда они с Ним расстаются, когда больше Он не будет являться им в зримом образе? Однако эта радость была, потому что Он остался с ними вовеки, остался с нами, с каждым, кто Его любит, потому что Он – Спаситель, пришедший в мир спасти грешных, «от них же первый есмь аз». Радость пребывания с Господом всегда – вот что значит Вознесение. Он теперь не в Иерусалиме, не в Вифлееме, не в Назарете, не на горе или в долине, у моря или в городе, а – всюду. Он воссел одесную (по правую сторону) Отца, Он пребывает там, где Бог пребывает – повсюду. Поэтому в любом месте земли, в любое время дня и ночи, мы всегда можем призвать Его, и Он будет рядом с нами. Он – наш Господь, и Он будет слышать нас всегда, потому что Он с нами во все дни до скончания века. Аминь.

 Из сборника «Проповеди протоиерея Александра Меня. Пасхальный цикл». М., 1991. С. 54–56.