ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

22 мая 2012

24 мая (11 по ст. ст.) в 2012 году 

Тропарь праздника

Ты вознёсся во славе, Христе, Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак праздника

Совершив устроение нашего спасения и соединив земное с небесным, Ты вознёсся на небо во славе, Христе, Боже наш, отнюдь не оставляя любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая:

«Я – с вами, и никто не одолеет вас!»

Апостольское чтение на Литургии

Книга Деяний Апостольских 1:1–12

[Вознесение в сороковой день. Последние наставления апостолам]

1 В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием.

4 И, собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».

6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?». 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью! 8 Но вы примете силу Святого Духа, Который сойдёт на вас, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли».[1]

9 Сказав это, – когда они смотрели, Он был поднят, и облако скрыло (букв. подхватило!) Его от их глаз. 10 И, когда они напряженно вглядывались в небо, во время Его восхождения, около них оказались два мужа в белой одежде 11 и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и всматриваетесь в небо? Этот Иисус, взятый от вас наверх, в небо, придет (вернется) таким же образом, как вы увидели Его восходящим на небо».

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон (Масличная, или Оливковая роща), которая находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути.[2]

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Луки 24:36–53:

[Явление Воскресшего ученикам и Вознесение в День Господень]

 

[В то время Иисус, воскреснув из мертвых,] стал посреди учеников Своих и говорит: «Мир вам!» А они, страшась и ужасаясь, подумали, что видят призрак. И сказал Он им: «Зачем вы смущены, и отчего со­мнения поднимаются в сердцах ваших? Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги; это Я Сам. Дотроньтесь до Меня и уразумейте, что у призрака нет плоти и костей, какие видите у Меня!» И с этими словами Он показал им руки и ноги.

Когда же они от избытка радости не могли поверить и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь что съестное?» И они подали Ему кусок печеной рыбы [и сотового меда]. И Он, взяв её, съел на глазах у них. И сказал Он им: «Вот о чем были Мои слова, которые Я говорил вам, пока еще был с вами – что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в Законе Моисея, в Книгах Пророков и в Псалмах.

Тогда Он сделал ум их способным к уразумению Писаний. И сказал им: «Так написано было, что Мессия (Христос) примет страдания и на третий день восстанет из мертвых; и во имя Его будет возвещено покаяние ради прощения грехов по всем народам, начиная от Иерусалима. Вы – всему этому свидетели. И вот, Я ниспосылаю на вас обетованное (обещанное) Отцом Моим[3]. А вы оставайтесь в этом городе [Иерусалиме], пока не будете облечены вышнею силою».

И вывел Он их за город, до самой Вифании, и благословил их, воздевая руки. И вот, когда Он их благословлял, отделился Он от них и стал возноситься на небо. И они, поклонившись перед Ним до земли, в великой радости возвратились в Иерусалим. И постоянно пребывали в [Иерусалимском] Храме, восхваляя и благословляя Бога. [Аминь.]

 

 

Протоиерей Александр Мень

Вознесение Господне[4]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Спаситель во время Своей земной жизни любил удаляться в горы, где небо казалось ближе и были видны широкие просторы земли. В пустыне, когда Он был искушаем дьяволом, но отверг все его соблазны, Он стоял на такой высокой горе, что, казалось, оттуда видны все царства мира. А на другой горе Он молился, и лицо Его просияло, и одежда стала белой и сверкающей – это было Его Преображение. У Елеонской горы Он часто останавливался ночевать со Своими учениками. Гора находилась недалеко от Иерусалима. И там, на пороге Своих страданий, Господь говорил своим ученикам о том, что будет с миром, с людьми, что будет с Иерусалимом.

И вот после того, как Он явился ученикам, Он поднялся с ними именно на эту любимую Елеонскую гору. Мы не знаем, было ли то утро или вечер, но оттуда, с вершины, открывались перед ними холмы, долины, и город, лежавший у их ног, – Иерусалим, в котором жили праведники и грешники, пророки и убийцы, цари и священники. Господь стоял на том самом, может быть, месте, где Он предсказывал будущее мира. И отсюда, посылая своих учеников, Он говорил: «Как Отец послал Меня в этот мир, так теперь Я посылаю вас». А они стояли робкие, радостные, не уверенные, не знавшие, что дальше будет. И один из них спросил: «Может быть, Ты, Господи, теперь Царство воздвигнешь для Иерусалима?» Не знали они, куда Он их посылает и зачем. Но потом они просветились Духом Божиим, и Дух Божий указал им и путь, и дал им силу Слова.

А между тем Господь поднял руку и благословил их, благословил и всех, кого они потом просветят, и всех их потомков, и все сотни, тысячи и миллионы людей: «Дана Мне всякая власть, – сказал Он, – на небе и на земле». Раньше Он был подчинен нашим человеческим законам, нуждался в пище и воде, в сне и отдыхе, а теперь Он всё победил, победил даже смерть. После Воскресения Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Всё теперь притекает к Нему, весь мир постепенно будет подчиняться Господу Воскресшему, – не в один час, не в один день, не в одно столетие, но – в течение долгого времени – все подчинится Господу Иисусу.

Когда Он благословлял их, то облако отделило Его от них. Это облако и теперь еще не исчезло: мы не видим Христа своими телесными глазами, но Он остается здесь на земле. Он на земле – Он и на небе, Он Бог – Он и человек. Он в вечности – Он и с нами в нашей короткой жизни; мы можем прикоснуться к Нему, можем услышать Его голос, потому что Господь с нами.

Вот почему Церковь поет слова тропаря: «Вознеслся еси (Ты вознёсся) во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником (ученикам)...». Казалось бы, какая же радость, когда они с Ним расстаются, когда больше Он не будет являться им в зримом образе? Однако эта радость была, потому что Он остался с ними вовеки, остался с нами, с каждым, кто Его любит, потому что Он – Спаситель, пришедший в мир спасти грешных, «от них же первый есмь аз». Радость пребывания с Господом всегда – вот что значит Вознесение. Он теперь не в Иерусалиме, не в Вифлееме, не в Назарете, не на горе или в долине, у моря или в городе, а – всюду. Он воссел одесную (по правую сторону) Отца, Он пребывает там, где Бог пребывает – повсюду. Поэтому в любом месте земли, в любое время дня и ночи, мы всегда можем призвать Его, и Он будет рядом с нами. Он – наш Господь, и Он будет слышать нас всегда, потому что Он с нами во все дни до скончания века. Аминь.

 


 

[1] Первые восемь стихов этого чтения переведены архим. Ианнуарием (Ивлиевым).

[2] Согласно законническим предписаниям, длина пути, который разрешалось пройти пешком в день субботний, не должна была превышать двух тысяч шагов.

[3] Т. е. обещанный дар Святого Духа (это произойдет в праздник Пятидесятницы), который поможет им свидетельствовать о Воскресшем Христе перед всем миром.

[4] Из сборника «Проповеди протоиерея Александра Меня. Пасхальный цикл». М., 1991. С. 54–56.