ВЕЛИКОПОСТНЫЕ МОТИВЫ
______________________________________________________________________
В воскресенье, 12 февраля 2017 года, в 15:00 состоится лекция ВЕЛИКОПОСТНЫЕ МОТИВЫ (Цель и смысл богослужебных воспоминаний)
"Училищем благочестия" назвал Постную Триодь наш замечательный литургист и византолог Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Впрочем, если наша леность позволит нам хотя бы перелистать эту Великую книгу, мы почерпнём для себя много нового. Главное – удивление и попытка осмыслить логику чередования великопостных «недель», посвящённых людям и знаменательным событиям.
В самом деле: сколько «недель» насчитывает подготовительный период к Великому посту – три или четыре? Элементарный вопрос, но попытайтесь задать его своим знакомым… Почему первая неделя Триоди посвящена мытарю и фарисею, персонажам не слишком почтенным? А за ними и неблагодарный блудный сын замаячил… Как надо по-православному справлять масленицу? Обязательно ли штурмовать снежный городок и идти стенка на стенку? Нужно ли в Чистый понедельник париться в баньке?
Какое православие утверждает первая неделя поста. Почему вторая неделя посвящена не Иоанну Златоусту или иному вселенскому учителю, но рафинированному византийскому богослову XIV столетия, с трудами которого (будем честны) знакомы единицы? Почему третья неделя прославляет Крест Господень, хотя существует особый праздник его Воздвижения? Почему далее прославляется Иоанн Лествичник, а не «отец монашества» Антоний Великий или иной подвижник? А последняя неделя Святой четыредесятницы почему-то посвящена раскаявшейся блуднице (бывшей «портовой путане», говоря современным языком), а не Екатерине, Варваре или иной чистой деве, сохранившей себя для Небесного Жениха?
Почему после воскрешения Лазаря Христос скрывался в Иудейской пустыне и совершил свой символический Вход в Иерусалим незадолго до Пасхи? Почему Он заплакал, бросив взгляд на Святой город? О чём Он говорил с окружавшими Его людьми в Страстные дни, почему так сердились на Него книжники и фарисеи, пытавшиеся спровоцировать Его на неосторожный поступок? Почему народ, приветствовавший Его криками «осанна!», с таким же энтузиазмом вдруг завопил «распни Его!»? Почему неверные ученики в страхе разбежались из Гефсиманского сада, оставив Учителя в руках стражи, и даже не почтили (кроме Иоанна) Его последних минут на Голгофе?
Постараемся ответить на эти – и другие необходимые для осмысленного прохождения Великого поста – вопросы. Вы также получите «Триодный календарь» на этот год.
Лекция сопровождается демонстрацией цветных слайдов. Её прочтёт новгородский иподиакон Георгий Рубан, канд. ист. н., канд. богословия.