Устройство храма
О храме можно говорить очень много и долго, но мы сосредоточимся только
на той информации, которая может быть полезна вам практически.
Весь храм разделяется на 3 части. Самая «важная» часть храма, где
совершаются священнодействия – алтарь. Вход туда разрешен только
посвященным лицам – священнослужителям (т.е. лицам, имеющим священный
сан: диаконам, священникам и епископам) и церковнослужителям. Женщинам
(за исключением монахинь, имеющих особое благословение) вход в алтарь
строго воспрещен (не станем отвлекаться, и объяснять почему). Иногда
находятся люди, которые по незнанию пытаются проникнуть в алтарь, чтобы
поговорить со священником.
Делать этого не стоит, так как это обязательно будет чревато
неприятными последствиями: всегда найдется сотрудник храма или
постоянный прихожанин, который сориентируется мгновенно и преградит путь
незваному гостю. Делается это не всегда в вежливой форме, потому что
это тот случай, когда нужно действовать быстро, ведь никто не знает,
какие намерения у такого визитера. Особенно это актуально в наше очень,
очень неспокойное время (я имею в виду угрозу терроризма).
Средняя часть храма предназначена для молящихся. По древней
традиции, молящиеся мужского пола стоят на правой половине, а женщины –
на левой. В наше время это правило строго не соблюдается, но в некоторых
храмах, а также в монастырях стараются следить за соблюдением такого
порядка. Это не значит, что нельзя заходить на «чужую» половину. Можно
зайти, например, чтобы поставить свечу, приложиться к иконам.
Притвор в современной храмовой архитектуре не несет никакой
смысловой нагрузки и играет, в то время как в древности притвор имел
значительные размеры (сравнимые со средней частью храма) и
предназначался для кающихся, некоторым из которых вход в храм был
запрещен, а также для готовящихся ко крещению – оглашенных, которые
должны были покидать храм в определенные моменты службы. Помимо этого в
притворе совершались некоторые богослужебные действия.
Теперь скажем несколько слов о самых важных предметах, которые
находятся в этих частях храма, и объясним их значение. Для краткости не
станем углубляться в символику, а сосредоточимся, главным образом, на
практическом значении того, о чем пойдет речь. И в первую очередь,
конечно, поговорим о предметах самой важной части храма – алтаря.
Престол. Если алтарь самая главная часть храма, то Престол –
самая важная часть алтаря. Он находится в центре алтаря, сразу за
Царскими Вратами; когда они открыты, Престол хорошо виден из храма. На
Престоле совершается самое важное из всех таинств Церкви – таинство
Евхаристии (причащения). Именно здесь постоянно пребывает Христос в
своих Святых Тайнах. Также на Престоле в красивом металлическом окладе
лежит богослужебное Евангелие. Прикасаться к Престолу могут только
священнослужители. Во время совершения богослужения они стоят перед ним и
по бокам от него.
Семисвечник. Сразу за Престолом стоит большой подсвечник на 7
лампад – семисвечник. Его размеры настолько значительны, что его можно
хорошо разглядеть из храма. Иногда, если алтарь совсем маленький,
используется специальный напрестольный семисвечник.
Горнее место. За Престолом и семисвечником находится горнее
место. Горнее – значит находящееся на высоте. Это следует понимать как в
буквальном смысле – это самая передняя точка храма, так и в духовном –
Горнее место символизирует небо. На Горнем месте диакон или священник
произносит прокимны (особые краткие стихи из Священного Писания) и
некоторые другие богослужебные возгласы.
Жертвенник. В левой части алтаря находится специальный стол –
жертвенник. Он значительно меньше Престола. На нем готовят вещество для
совершения таинства Евхаристии – хлеб и вино, поэтому, как правило, к
нему, как и к Престолу могут прикасаться только священнослужители.
Обычно из храма жертвенник не виден.
Иконостас. Без сомнения иконостас – самая объемная и заметная
часть храма. Иконостас – это то, что отделяет алтарь от основной части
храма, алтарная перегородка. На ней помещаются иконы, состав которых
четко регламентирован, и расположены они в строго определенном порядке.
На иконостасе помещаются иконы Христа, Божией Матери, апостолов,
пророков, двунадесятых праздников (это самые главные праздники
Православной Церкви; в 3-й главе о них рассказано подробно), а также
того святого или праздника, которому посвящен храм. Обычно иконостас
богато украшен, поэтому часто это еще и самая красивая часть храма.
Царские врата. Царские врата находятся в самом центре
иконостаса, сразу за ними в алтаре и располагается Престол. Называются
они Царскими потому, что через них выносятся для причащения верующих
Святые Дары, т.е. через них видимым образом проходит сам Царь Славы –
Христос. Царские врата открываются только во время богослужения и только
в определенные его моменты. Входить в них могут только
священнослужители, да и то, только для выполнения священнодействий,
предусмотренных чином богослужения.
Южные и северные (диаконские) врата. Так называются боковые
врата, ведущие из храма в алтарь. Почему южные и северные? Православные
храмы всегда строятся алтарем на восток, поэтому врата справа от Царских
называются южными, а слева – северными, называть же их просто правыми и
левыми не принято. Эти врата служат для прохода священнослужителей и
церковнослужителей в алтарь; обычно их называют диаконскими. Иногда в
храмах, кроме основного, центрального Престола, находятся один или два
(чаще – два) боковых, находящихся в одном алтаре. В этом случае перед
каждым из Престолов будут свои Царские врата. Они называются Царскими
вратами северного и южного приделов, и их не стоит путать с северными и
южными диаконскими вратами. Царские врата всегда двухстворчатые,
диаконские – одностворчатые.
Солея. Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое
возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и
церковнослужители во время определенных моментов службы. Заходить на
солею прихожанам не разрешается. Иногда она даже отгораживается низкой
перегородкой.
Амвон. На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой
выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное
Писание, произносятся проповеди. Как и на солею, на амвон не заходят
миряне.
Клиросы. На клиросе поет хор. Обычно клиров два и расположены
они с левой правой и левой сторон храма. Место расположения клиросов
четко не регламентировано. Они могут располагаться даже на солее. Иногда
для клиросов пристраивают специальный балкон внутри храма.
Хоругви. У правой и левой стен храма, перед солеей обычно
стоят хоругви – особые церковные знамена, на которых изображаются иконы
воскресения Христова (знамя победы Христовой над смертью) и некоторые
другие. Хоругви носятся на Крестный ход.
Центральный аналой. В самом центре храма стоит специальная
подставка для иконы – аналой. Обычно на центральном аналое лежит икона
праздника или святого, память которого совершается. За аналоем находится
большой подсвечник, где можно поставить икону «празднику». В других
местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы. Также
аналои используются в качестве подставки для богослужебных книг.
Канон и Голгофа. В средней части храма, или ближе к входу, с
левой стороны, располагается большое изображение распятия (Голгофа) и
особый квадратный свечной стол (канон) за которым совершаются
заупокойные богослужения: литии, панихиды, отпевания. В этом месте (и
только здесь) можно поставить свечу за упокой.
Подсвечники. В любом храме есть множество подсвечников; на любом из них можно поставить свечу за здравие, а на каноне – за упокой.
Гуманитарного Университета.
Венцель Олег Вадимович.