Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(11 сентября по н. ст.)
Апостольское чтение
Книга Деяний Апостольских 13:25–32
Когда Иоанн совершал свое поприще (служение), он говорил: «За кого вы меня почитаете? Я не тот [не Мессия]. Но вот, идет за мною Тот, у Кого я недостоин развязать обувь на ногах».
Мужи братья, сыны рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! Нам послано слово этого спасения. Ведь живущие в Иерусалиме и их начальники, не узнав Его и осудив, исполнили [тем самым] слова пророческие, читаемые каждую субботу. И, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, упросили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гробницу. Но Бог воскресил Его из мертвых. Его видели очень многие, пришедшие с Ним из Галилеи в Иерусалим. Они теперь Его свидетели перед народом. И мы вам благовествуем: обещание (обетование), данное отцам, Бог исполнил для нас, их детей, воскресив Иисуса.
Евангельское чтение
Евангелие от Марка 6:14–30
И прослышал об Иисусе царь Ирод, ибо имя Его стало известно. И [одни] говорили, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому в нем действуют чудотворные силы. Другие говорили, что это Илия, а иные говорили, что это пророк, как и прежде бывали пророки. Но Ирод, слушая это, говорил: «Это – Иоанн, которого я обезглавил, и вот – он воскрес!»
В самом деле, этот Ирод послал схватить Иоанна и в узах бросить его тюрьму – из-за Иродиады, жены Филиппа, своего брата, на которой Ирод женился, – потому что Иоанн говорил ему: «Не должно тебе жить с женой брата твоего!»
А Иродиада затаила вражду против Иоанна и желала его умертвить, но не могла, потому что Ирод боялся Иоанна, зная, что он праведник и святой, и сберегал его. Слушая его, он часто приходил в недоумение (или: бывал сильно смущен), но всё же слушал его с охотой.
И настал [для нее] удобный случай, когда Ирод по случаю дня своего рождения устроил пир для своих вельмож, военачальников и знатных людей Галилеи. И вошла тогда дочь этой Иродиады, и исполнила танец, и сумела угодить Ироду и возлежавшим с ним [гостям]. И сказал царь девушке: «Проси у меня, чего пожелаешь, и я дам тебе!» И он клялся ей: «Чего бы ты ни попросила – дам тебе! Хоть полцарства моего!» И она, выйдя, спросила у матери: «Чего мне просить?» А та сказала: «Голову Иоанна Крестителя!» И тотчас же поспешив вернуться к царю, она изъявила такую просьбу: «Желаю, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя».
И царь сильно опечалился, однако из-за своей клятвы, данной перед гостями, не пожелал отказать ей. Тотчас же, послав стражника, царь велел принести голову. И тот пошел, и обезглавил Иоанна в тюрьме, и принес голову его на блюде, и отдал её девушке, а та отдала её своей матери.
И ученики Иоанна, услышав об этом, пришли, и взяли тело его, и положили его в гробницу.
И собрались апостолы к Иисусу, и рассказали они Ему всё, что сделали и чему научили.
Можно ли обличать власть имущих?
Сегодня у православных христиан печальный праздник. В календаре он называется "Усекновение[1] главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна" и посвящен воспоминанию гибели этого всем известного святого. Поучительные богослужебные тексты праздника подробно варьируют трагическую историю Иоанна, великого Пророка и Предшественника[2] Иисуса Христа, кратко описанную в Евангелиях.
Выступив на служение в 27 (или 28) году н. э., он возвещал о приближении "Небесного Царства", которое наступит с пришествием долгожданного Помазанника Божия (Мессии, по-гречески Христа). Условием вхождения в это Царство становится искреннее желание духовного перерождения, или покаяние (греч. метанойа), в буквальном переводе – "перемена сознания"! Зримым символом покаяния он избирает древний обряд омовения в воде, по-гречески – баптисма; отсюда его второе прозвище – Баптистэс, вошедшее без перевода в западноевропейские языки (в славянском переводе – Креститель).
Иоанн исповедует Мессией пришедшего к нему Иисуса и совершает над Ним тот же обряд. Некоторые из его учеников становятся апостолами Христа. После этого Иоанн еще около года продолжает свою проповедь, не страшась власть имущих. Как ревнитель праведности, он смело и прилюдно обличает кровосмесительный брак правителя Галилеи (Северной Палестины) Ирода Антипы, который отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней при жизни прежнего мужа, грубо нарушив иудейский закон. Раздраженный царь заключает Иоанна в темницу, но всё же побаивается пророка из-за его популярности в народе. Он даже приходит к нему для бесед, очевидно, нелицеприятных, потому что, слушая пророка, приходит порой в «сильное смущение» (Марк 6:20), но, находясь под влиянием ненавидевшей Иоанна жены, ничего не предпринимает. Вскоре наступает кровавая развязка.
Однажды на пиру падчерица Ирода Саломея настолько угождает ему своей пляской, что он неосторожно клянется исполнить любое ее желание. По наущению матери, Саломея просит голову Иоанна Крестителя. Палач направляется в темницу, казнит пророка и по условию подаёт Саломее на блюде голову Иоанна, а та относит её в пиршественный зал и демонстративно передает матери для глумления. Тело Иоанна Крестителя погребают его ученики.
В этот день православным христианам предписан строгий пост. Причем, раньше на Руси даже запрещалось есть круглые плоды, напоминающие по форме отсеченную человеческую голову, а также брать в руки нож и острые предметы (это народные приметы).
Жизнь и смерть этого Святого, которого Сам Христос назвал «величайшим между рожденных женщинами» (Мф 11:11), – наглядное подтверждение того неоспоримого принципа, что людей нельзя слушать «больше, чем Бога» (Деян 4:19). Сурово наказав двух первых Израильских царей – Саула и Давида, – Бог подтвердил ранее сказанное Моисею, что Его Законы одинаковы для всех без исключения. Иоанн Креститель никогда этого не забывал, потому и был столь «недипломатичен» по отношению к своему царю.
Ю. Рубан |
К сожалению, в нашей истории подобные обличители – исключение (ярчайший пример – святитель Филипп, убитый по приказу царя-садиста Ивана Грозного). Обличили ли последующие иерархи (хорошо знавшие историю Иоанна Предтечи!) кого-либо из наших «христианнейших» императоров или «гламурных» императриц его словами: «Не должно тебе прелюбодействовать с фавориткой (фаворитом)!» (а для них это было делом обычным, санкционированным языческим по происхождению «штатным положением» самодержца)? Нет! Не обличили! За свои головы (в буквальном смысле) они уже не боялись (всё-таки другое время), но вот своих высоких церковных престолов точно бы лишились! А ведь политика «двойных стандартов» присуща светской дипломатии, направленной на достижение лишь земных успехов, но никак не христианской проповеди, основанной на небесном Откровении. Вряд ли это можно оспаривать, поучаясь жизнью нашего Господа, Его Предтечи, Апостолов и бесчисленного сонма мучеников... А мы ещё удивляемся катастрофе, постигшей нашу державу в 1917 году! Быть может, дав нашим предкам гораздо больше времени на покаяние, чем современникам Ноя, Бог просто не захотел далее терпеть «двойные стандарты», от которых так и не отказались люди, считавшие себя православными христианами?.. Сегодня об этом особенно уместно задуматься и хотя бы попытаться «переменить» свое политизированное (языческое) сознание на евангельское. К этому призывает нас бескомпромиссный глас «Вопиющего в пустыне».