Святое Богоявление. Крещение Господне

18 января 2013

 Тропарь праздника.

Господи, когда Ты крестился во Иордане, открылось [миру] поклонение Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (горлицы) подтверждал истину этих слов. Христос Бог наш, явившийся и просветивший мир, – слава Тебе!

 Кондак праздника.

Сегодня Ты явился Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно1 воспевающих Тебя: «Ты пришёл, Ты явился, о Свет неприступный!»

[1] Точнее – «в высшем разуме» (ἐν ἐπιγνώςει, эн эпигносей), который мы получили через Откровение, но не просто «устное» (или «воплощённое» на бумаге), как в Ветхом Завете, а через воплощение и вочеловечение Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим, во всём подобным нам, кроме греха.

 

Апостольское чтение на освящение воды

Первое послание апостола Павла к Коринфянам 10:1–4. – Зачало 143

[Крещение «в Моисея» прообраз будущих благ]

Братья! Я хочу, чтобы вы знали о том, что [некогда] наши отцы все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все были крещены в Моисея в облаке и в море. И все они вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питиё: ведь они пили из духовной скалы, сопровождавшей их. А скала – это был Христос!

Евангельское чтение на освящение воды

Евангелие от Марка 1:9–11. – Зачало 2

[Крещение в Иордане и подтверждение Богосыновства]

И свершилось в те дни: пришел Иисус из Назарета, что в Галилее, и принял крещение от Иоанна в Иордане[1]. И, когда Он выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, подобного горлице, нисходящего на Него. И был голос с неба: «Ты – Сын Мой возлюбленный, на Тебе Моё благоволение!»[2]


  «Горлица» (греч. περιστερά, перистера) – слово женского рода, как и слово "дух" (!) в семитских языках (еврейское руах, арамейское руха). С этим, как и с особым семантическим ореолом лексемы "горлица" в русском языке связан выбор этого слова (в отличие от привычного "голубь») в цитируемом переводе Сергея Аверинцева. Святоотеческая интерпретация этого места, опираясь на обороты евангельских текстов, где присутствует момент сравнения (ὡς, хос = "словно" – у Марка, ὡσεί, хос ей = "как если" – у Матфея), склонна подчеркивать уподобительно-символическую функцию образа горлицы, возражая против его чувственной буквализации. По характерной формуле блаженного Иеронима, здесь "показуется не истина, но уподобление" ("Non veritas, sed similitude monstratur", – Комментарий на Матфея, 3:16). <…> Образ горлицы в иных функциях часто встречается в библейской поэзии, например, как символ народа Божия (Пс 67/68:14): "Вы стали, как горлица, крылья которой покрыты серебром, а перья – чистым золотом". У Филона Александрийского сказано: "Божественная Премудрость символически именуется горлица (трюгон)". На совершенно ином уровне наивной фольклорной мифологизации у арабов, родственного евреям семитского народа, складывается представление о чудесной исполинской птице, имя которой (Рух) и означает "Дух". Вспомнив о подобных играх народного воображения, мы лучше понимаем, против чего предостерегал блаженный Иероним!» (из комментариев Сергея Аверинцева к Евангелию от Марка). См.: Сергей Аверинцев. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. Киев, 2004. С. 219–220.

[1] Святой Ефрем Сирин так говорит о символической роли вод Иордана в этом эпизоде, обращаясь к библейским «прообразам»: «Елеазар посватал Ревекку у вод колодца (Быт 24:1–67); Иаков подобным же образом обручился с Рахилью (Быт 29:1–21) и Моисей – с Сепфорою (Исх 2:16–21). Они были прообразованиями Господа нашего, Который обручился со Своею Церковью в водах Иорданских. И как у источника Елеазар показал Ревекке господина своего Исаака, который проходил по полям ей навстречу, так Иоанн, у истока реки Иордана, указал на Господа нашего…» (Комментарии на «Диатессарон» 3:17. – Цит. по: Сергей Аверинцев. Переводы... С. 218).

 [2] Можно перевести: «Ты Сын Мой возлюбленный. Тобою Я доволен». Или: «Ты Моя радость (услада)…» (замечание архим. Ианнуария (Ивлиева)).

 

 «НАРОД ОСОБЕННЫЙ»

Проповедь в праздник Святого Богоявления[3] 

 Сегодня мы читаем одно из тех мест Нового Завета, где в торже­ственной, литургически окрашенной форме изображено, что даровал людям Бог воплощением Своего Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа, и ниспосланием Своего Святого Духа. Место это неслучайно выбрано для чтения и размышления над ним в праздник Святого Бого­явления. Именно о явлении трижды говорится в этом коротком отрыв­ке: явление благодати, явление благости и явление славы Божией.

После подробных наставлений к этически безупречной жизни апостол пишет, что мы, христиане, должны прилагать все усилия к тому, чтобы жить благоугодно Богу, ибо «явилась благодать Божия», то есть пришло время спасения. С земным явлением Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа среди нас, как свет в ночи, воссияла благодать Бога, «Который есть Спаситель всех людей», «Который хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим 2:4; 4:10). Эту мысль о спасении всех, о вселенской значимости спасительной благодати, данной нам в Иисусе Христе, апостол не устаёт повторять в своих Пастырских посланиях.

Но тот, кто желает получить часть в спасительном даре Божием, должен себя готовить, как готовят себя «званые на брачную вечерю Агнца» (Откр 19:9). Такой человек отвратит свой дух от земной суеты и обратит его на вечное.

Что именно следует для этого делать, – этому нас научает та же благодать Божия. Она выступает как наставница, которая нас ведёт и воспитывает. Она учит нас через откровение слова Божия в христианской проповеди, через уразумение смысла Святого Писания, которое «богодухновенно и полезно для научения» (2 Тим 3:16). Проповедникам же Евангелия благодать даёт премудрость и терпение в учительстве и наставничестве (2 Тим 2:25).

Благодать, пришедшая с Богоявлением во Христе, производит в нас чудо морального преображения, помогая отвергнуть «нечестие и мирские похоти», то есть безбожное поведение и мирские суетные желания и страсти, которые не должны господствовать над нами, ибо они «погружают людей в бедствия и пагубу» (1 Тим 6:9) и закрывают доступ к Богу. Святой Иоанн Златоуст объясняет: «С какой ревностью мы отвергли идолов, с такой же, говорит апостол, отвергнем и нечестие, и мирские похоти. Ведь и это – идолы. <…> Всё то, что приносит нам пользу только для настоящей жизни, всё, что исчезает вместе с настоящей жизнью, – есть мирская похоть».

И та же благодать Божия, пока мы живём в этом преходящем мире, помогает нам придерживаться трёх основных принципов поведения в окружающем нас обществе: жить «целомудренно, праведно и благочестиво». Относительно «целомудрия» следует сказать, что изначальный (буквальный) смысл этого слова – «скромное здравомыслие», то есть умение управлять своими страстями и инстинктами. Златоуст поясняет: «целомудрие, как всегда я говорю, состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободными и от прочих страстей». Что же касается увещевания «жить праведно», то, на языке Пастырских посланий, это означает жить, отдавая должное Богу и людям, жить достойно.

Земная жизнь христианина определена благодатным даром надежды. Это воистину «блаженная надежда», ибо она состоит в ожидании «явления славы великого Бога», которое произойдет в новом откровении Спасителя нашего Иисуса Христа. Это – надежда на наследие вечной жизни, которая была открыта для нас Воскресением Христовым, и в обладание которой мы вступим в День Его Второго пришествия. Как написал святой апостол Павел в Послании к Римлянам, «если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то, тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его» (Рим 5:10). Такова наша надежда.

Но почему говорится о явлении славы? Сам Бог обитает в неприступном свете, и Его люди не могут видеть. Но они могут увидеть Бога в Его славе, в Его спасительном присутствии, или, говоря богословским языком, в Его «парусии». Это явление славы уже произошло в Воплощении, в первом пришествии на землю Сына Божия, – в земной немощи вплоть до крестной смерти. Но во всём величии явление славы Божией произойдёт во Втором пришествии Иисуса Христа, радостное ожидание которого и составляет предмет блаженной надежды христианина. «Поистине, нет ничего блаженнее, нет ничего желаннее такой надежды; её невозможно даже выразить словом, так как будущие блага превышают ум» (св. Иоанн Златоуст).

Подводя итог того, что принесло нам явление благодати в Иисусе Христе, апостол напоминает нам о нашем искуплении, о том, что Иисус Своим Крестом выкупил нас из-под власти всякого беззакония, то есть из рабства греху. Более того, Иисус очищает нас, чтобы мы смогли стать «народом особенным». Блаженный Феофилакт так объясняет это слово: «"особенный", – пишет он, – значит Свой, избранный, выделенный для Себя». Искуплённые становятся новым народом Божиим, ревнующим о прекрасных делах (так буквально сказано), то есть о совершенном образе жизни.

И снова – о явлении Спасителя нашего Бога в Его доброте и человеколюбии. Звучит длинное предложение, которое сосредоточено вокруг слов: Бог спас нас. Может быть, в Новом Завете нет больше такого места, где так сжато и, тем не менее, так полно показано, что христианство есть религия спасения по самой своей сути. Зачем спасение? Спасение от чего? Спасение как? Спасение для чего? На эти вопросы даются предельно краткие и предельно ёмкие ответы. Нет, спасение из мира богоотчуждённости, скорби и смерти пришло к нам не по долгу, не как плата за наши дела праведности, – которых мы на самом деле и не имели, – но по милости, как бесплатный и бескорыстный дар безграничной доброты. К этому дару спасения люди становятся причастны через таинство святого крещения. В крещении верующие становятся омытыми, освящёнными и оправданными «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор 6:11). В крещении человек обретает очистительное возрождение и обновление. Слово «возрождение» для нас ассоциируется с культурной эпохой, пришедшей на смену Средним векам. Но изначально это древнее слово означало таинственное второе рождение. Не некое подновление старого, но именно новое появление на свет, не перестройка, а новое строительство, или новое творение. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу приводит такое сравнение: «Увы, так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении; ведь это – подлинно новое бытие. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, снова воздвигает и возобновляет. Так поступил и Он: не
подправил нас, но переустроил заново. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Через Святого Духа».

Однако мы трезво сознаём, что акт обновления, начавшийся в крещении, длится на протяжении всей нашей земной жизни, как бы повторяясь каждый день и каждый час. Это устремлённое в вечную жизнь обновление совершается действием Святого Духа, обильно изливаемого на нас через Иисуса Христа. Наша задача – открывать себя, своё сердце и разумение этому изобилию. Да, вечная жизнь дана нам в надежде, в предвкушении. Но надежда нас «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5).

 НА БЕРЕГАХ ИОРДАНА

 «В те дни выходит на проповедь Иоанн Креститель в пустыне Иудейской и говорит: "Покайтесь, ибо Царство Небесное совсем близко!" Он тот, о ком предсказано через пророка Исайю, говорившего: "Голос вопиющего в пустыне: уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его!" (Исайя 40:3). У этого Иоанна одежда была из верблюжьего волоса, и пояс из кожи на бедрах; а пищей ему были саранча и дикий мед. Тогда выходили к нему со всего Иерусалима и всей Иудеи, и принимали от него крещение в реке Иордан, исповедуя грехи свои. <...> Тогда выходит Иисус из Галилеи на Иордан, к Иоанну, чтобы принять от него крещение. А тот возражал Ему, говоря: "Это мне бы надо принять крещение от Тебя, а Ты приходишь ко мне!" Но Иисус ответил ему: "Теперь не противься: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". Тогда Иоанн перестал противиться Ему.

Приняв крещение, Иисус тотчас поднялся из воды; и небеса отверзлись, и Он увидел слетающего, словно горлица, Духа Божьего, спускающегося к Нему. И был голос с небес, вещавший: "Это – Сын Мой возлюбленный, и в Нём – Моё благоволение"» (Мф 3:1–6, 13–17).

 

[3] Проповедь отца Ианнуария на апостольское литургийное чтение (выражающее богословский смысл праздника Богоявления!) воспроизводится по изданию: Вода Живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2009. № 1. С. 27–28.