Сохраним обьекты Памяти о Блокаде!

07 февраля 2020

День снятия блокады отмечается в нашем городе 27 января. Хотя на самом деле днем полного снятия следует считать 20 июня 1944 года. 

В этом году по инициативе настоятеля нашего храма Иконы Божией Матери всех скорбящих Радость протоиерея Вячеслава Харинова в субботу 25 января состоялся автопробег, посвящённый дате снятия блокады. В мероприятии приняли участие 70 человек на 20 автомобилях. Внимание нашей акции было сосредоточено на неожиданных, малоизвестных, но очень важных объектах блокадной жизни города. Это:

  • Кушелевский хлебозавод,
  • Серафимовское кладбище,
  • Левашовский хлебозавод,
  • Фильтро-отстойная станция Главной водопроводной станции Водоканала.   

Автопробег стартовал от Пискарёвского мемориала, знакового и дорогого места для всех ленинградцев. Он является крупнейшим местом захоронений времени Великой Отечественной войны, и  участники пробега, так же, как и остальные горожане, связаны с ним памятью о своих ушедших родственниках. 

29 сентября немцы издали приказ о том, что Ленинград следует стереть с лица земли. Также они заявили о том, что обеспечение продовольствием населения города не входит в планы немецкого командования. Немцы взяли наш город в осаду, будучи уверенными в своей безусловной победе. Уникальность этой ситуации в том, что против мирных жителей воевала не столько армия, а лютый, жестокий голод. В Ленинграде имела место крупнейшая гуманитарная катастрофа XX столетия, блокада явилась не выявленным фактом геноцида против человечества. Человеческие потери города обсуждаются до сих пор. Цифры колеблются от 1800 000 человек до 2500 000 с учётом военнослужащих.

Отец Вячеслав акцентировал наше внимание на том факте, что похоронное дело во время блокады — это отдельная страница жизни города в условиях его обороны. По этому вопросу существует многостраничный отчёт, составленный начальником Управления предприятий городского коммунального обеспечения. По свидетельству отца Вячеслава, подробно ознакомившегося с ним, - содержание этого отчёта потрясло бы каждого из нас серьёзностью и масштабом тех проблем, с которыми столкнулся город во время блокады в крайне экстремальной для себя ситуации. Мы узнали о подробностях деятельности  специального треста «Похоронное дело». 

Архивная справка: когда в конце декабря смертность ленинградцев возросла до небывалых высот, власти города потребовали от медицинских учреждений ежедневной информации о количестве тел, находящихся в прозекторских. Ленгорздравотдел ежедневно (до сентября 1944 года) по телефону передавал эти сведения в милицию и те организации, которые занимались захоронением. 29 января была зафиксирована наивысшая цифра — около 5,5 тыс.умерших, но не погребённых лениградцев.

Ещё люди инстинктивно привозили своих умерших к храмам, хотя большинство церквей тогда было закрыто. Наш храм тоже был закрыт, но телами был занят наш дворик, и створ выхода из церковного двора на пр. Чернышевского. 

Место рядом со станцией Пискарёвка было выбрано, когда город столкнулся с огромными трудностями при захоронениях, и прежде использовавшиеся  кладбища, а также больницы оказались заваленными телами до крайнего предела, хотя траншеи на Пискарёвке были выкопаны раньше. Есть неподтверждённые архивными документами сведения о том, что на Пискарёвке уже были немногочисленные могилы конца 20-х годов. Об этом факте свидетельствовали некоторые старожилы.

На Серафимовском кладбище мы отслужили панихиду, помянули всех погибших во время блокады, поставили свечи и возложили цветы.

На Серафимовском кладбище были крупнейшие захоронения погибших в блокаду, и в западной его части в то время располагались частные дома. Среди их жителей были выявлены каннибалы, -  это было отдельное дело, связанное с Серафимовским кладбищем. Сторож Богословского кладбища Самсонова обнаружила женщину, которая везла пять укрытых детских трупиков, и она везла их не для похорон.

Но то, как самоотверженно трудились работники кладбищ, количества которых не хватало, и они, голодая так же, как и все, при этом не отказывались понести возникшие трудности и старались достойно справляться с  серьёзнейшими  проблемами, связанными с захоронениями — это подлинный героизм. Могильщики и сами были обессилены: чтобы подняться из выкопанной могилы, им требовалась помощь, а бывало и так, что человек ненадолго прилёг в ней отдохнуть, и не выбрался больше.    

Отец Вячеслав привлёк пристальное внимание участников автопробега к фактам существующей современной проблематики блокадных захоронений.

В настоящее время на Серафимовском кладбище, в частности, и в других местах тоже, происходят захоронения на месте блокадных братских могил. В разных городских местах захоронений покушаются развернуть хозяйственную деятельность, планируют различные жилищные и прочие застройки, забывая и зачастую не очень охотно желая знать о том, что  на этом месте находятся останки погибших в блокаду людей. Что жить, хозяйствовать в нашем городе, планировать что-то, и наживаться в том числе,  возможно только лишь благодаря вот этим именно останкам. Что у некоторых чиновников имеет место недобросовестный, формальный подход в определении мест блокадных могил. Используя метод бурения, делают так называемый шурф, и если в нём не содержится «биомасса» останков, то принимается слишком поспешное и поверхностное решение о том,  что могил здесь нет. О. Вячеслав отметил, что  в рамках христианских цивилизации и самосознания совершенно недопустимо игнорировать любые захоронения, а тем более могилы людей, павших в беспрецедентной блокаде Ленинграда. Препятствия здесь ещё и в том, что многие документы того времени остаются засекреченными, и при этом же достаточно много блокадных захоронений не оформлены документально, не имеют обозначений. Что, кроме братских могил, ещё есть и одиночные могилы. Блокадная Книга Памяти на самом деле является неполной, и содержит ошибки. Существует необходимость в составлении выверенного атласа блокадных захоронений, где они были бы зафиксированы, и это даст нам возможность совершать память по всем жителям Ленинграда, павшим во время блокады.    

Настоятель нашего храма, прежде автопробега, засвидетельствовал эти факты также президенту России В.В. Путину на состоявшейся с ним встрече 18 января 2020 года.  

За границей, например, в Нормандии, захоронения с погибшими на войне солдатами и мирными жителями  охраняются рейнджерами. Просто так, не видя уважительного и серьёзного отношения к могилам, они не пропустят человека. Имеет значение даже внешний вид, то есть существует своеобразный дресс-код. И люди приходят, приезжают на такие кладбища, осознавая своё посещение, как паломничество к святыне. Такому отношению к воинским захоронениям нам тоже можно и нужно следовать.

Следующими малознакомыми местами, связанным с жизнью осаждённого города, которые посетили участники акции в этот день, стали хлебозаводы: левашовский и кушелевский. Это великолепные архитектурные памятники конструктивизма могут навсегда исчезнуть с карты города. На территорию ныне действующего Кушелевского хлебозавода нас пропустили по предварительной договорённости отца Вячеслава с руководством предприятия.


 
 Хлебозаводы работали по совершенно уникальной системе, разработанной талантливым инженером - конструктором Георгием Петровичем Марсаковым. На Кушелевке хлебозавод - автомат по системе  Г. П. Марсакова был возведён в 1932-1933 годах. Технология, им разработанная, предусматривала конвейерное кольцевое концентрическое размещение оборудования, состоявшего из цилиндров разной формы. В центре здания хлебозавода была установлена круглая вращающаяся печь. На верхнем этаже устроено заквасочное отделение — здесь начинался процесс приготовления хлеба. Затем опара спускалась в тестомесильное отделение (тут также осуществлялся процесс брожения), далее следовало тесторазделочное отделение, а затем продукция отправлялась в печь. С верхних этажей хлеб поступал по круговой автоматизированной линии в складские помещения, а затем в зону отгрузки. Ручные операции при таком производстве были полностью исключены.  Новый тип конвейера, не линейный, как раньше, а вертикальный, позволял наладить непрерывный и полностью автоматизированный процесс изготовления хлеба. Сотрудники были освобождены от монотонной работы, но при этом объём производства, и качество продукции повысились. Кушелевский хлебозавод первый в нашей стране начал производить подовый ржаной хлеб.
 
Идея Г.П. Марсакова создать кольцевой конвейер в несколько этажей для производства хлебной продукции произвела настоящий переворот в своей отрасли. Таким образом, в Советском Союзе появляется совершенно новый, уникальный для мировой практики тип механизированного хлебопекарного завода. Всего их было пять в Москве и два в Ленинграде, и они смогли полностью покрыть нужды в хлебе жителей двух столиц.
 
Форма главного здания каждого их этих заводов -  в Москве и у нас, напоминает круглый каравай, и это сходство неслучайно — согласно идее конструктивизма, внешний облик здания всегда следует за содержанием. Здание завода — это машина в прямом смысле слова, а инженерная красота производственной схемы отражается в выразительных цилиндрических объёмах фасада. Обращают на себя внимание большие окна, опоясывающие вертикаль сооружения сплошными горизонтальными лентами. Таким образом они призваны решать проблему недостаточной внутренней освещённости в центре здания.  
 
Главной отличительной чертой конструктивизма в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежат конструкция и её функциональное назначение. Архитекторы конструктивизма — братья Веснины, Моисей Гинзбург, Иван Леонидов и другие, сформулировали  функциональный метод проектирования, то есть под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объёмно-планировочное решение). В этой концепции строили дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы. Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми — демократическим. Выбирается осознанный аскетизм одежды, домашней обстановки и внешнего вида зданий. Стиль конструктивизма сознательно  противопоставлял себя  старым промышленным формам, например, тем производствам и заводам, которые были выстроены ещё при «царизме» из красного кирпича, а их фасады украшались элементами промышленного декора.
 
Кушелевский хлебозавод работал всю блокаду. В сутки он выпускал 175 тонн хлеба. Работали 4 цеха — хлебный, макаронный, и два сухарных. Сухари составляли очень ценную  часть всего продовольствия города. Важным было их удобство в отправке на фронт. Здесь же производили дрожжи, их использовали для приготовления специального супа: «баланды», он предназначался для больниц, и для питания военнослужащих.


 
Архивная справка:  История блокадной еды — это свидетельство стойкости, стремления выжить, несмотря ни на что. В «смертное время» на вкус не обращали внимания — лишь бы нашлось то, что хотя бы на миг утолило страшный, выворачивающий наизнанку голод.
Специалистами ВНИИ гидролиза растительных материалов был предложен безавтоклавный метод гидролиза древесных опилок для выработки дрожжей в упрощённых условиях. Были разработаны рецептуры блюд из дрожжей: бульон, суп, концентрат, паштет, жаренные дрожжи, дрожжевой студень, котлеты и жаркое из дрожжей.
Из документов ВНИИ гидролиза растительных материалов(ф.Р — 325): «Примерно 100-150 грамм прессованных дрожжей достаточен для обеспечения белкового питания человека».

 
К ноябрю 1941 года продуктовые нормы в Ленинграде снизились на четыре ступени. Минимальную норму — пятую ступень -  ввели 20 ноября 1941 года:   125 грамм. Ими, конечно, невозможно было насытиться, что вело  к крайнему истощению и небывалой смертности среди горожан. Но несомненно и то, что эти знаменитые 125 грамм всё-таки явились спасительным якорем для многих людей, которые потом уже, свидетельствуя о блокаде, говорили, что они чудом выжили.


 
 Нам, участникам акции 25 января 2020г., выпала редкая возможность, благодаря отцу Вячеславу, увидеть располагающийся на территории Кушелевского хлебозавода памятник блокадному хлебу. Девочка, закутанная в платок, обутая в валенки, благоговейно держит в руках кусочек (125 грамм) драгоценного блокадного хлебушка. Памятник был установлен в 1998 году, но всеобщему обозрению  недоступен, его видят только работники производства. В настоящее время Кушелевский хлебозавод  продолжает оставаться действующим предприятием (площадкой хлебного производства «Каравай»). Но марсаковское производство, к сожалению,  не сохранилось. В 1986 году хлебозавод претерпел серьёзную реконструкцию, в результате которой было заменено всё старое довоенное оборудование.
 
Здание Левашовского хлебозавода также  имеет свою блокадную историю, потому что наряду с Кушелевским производством предприятие работало на всю свою мощность, выпекая хлеб по той же марсаковской технологии. Здание является таким же  памятником  архитектуры конструктивизма, как и хлебозавод на Кушелевке. Но в настоящее время производство хлебозавода полностью  демонтировано, а уникальное оборудование Г. П. Марсакова утрачено. На самом деле здание можно было отреставрировать и законсервировать без значительных перестроек и реконструкций, и открыть  филиалом нашего Блокадного музея.
 
Несмотря на то, что на территорию Левашовского хлебозавода сейчас проникнуть невозможно, мы, участники акции памяти, всё-таки посетили его, оставаясь при этом за  ограждением. Сфотографировались рядом с  забором и наблюдали, слышали, как за ним работают бульдозеры, расчищая площадь под планируемую там застройку. Этот квартал, очерченный Левашовским и Чкаловским проспектами, и улицей Большой Зеленина в 40-е годы был окраиной Ленинграда, а сегодня — активно застраиваемый микрорайон. Зная о том, что решением руководства блокадного Ленинграда погребения погибших предусматривались прямо на территориях предприятий, работавших в блокаду, мы прикрепили к щитам на заборе цветы в память о тех наших горожанах - блокадниках, что, возможно, навсегда остались в ныне расчищаемой тракторами земле в пределах своего хлебозавода. Щиты на заборе красочно рекламируют новый бизнес-центр и элитное жильё, которое вскоре должно появиться на этом самом месте. А поисковые работы здесь на участке не проводились.
 
 
Блокадная память в Петербурге — это вся территория города. Необходимо выявить все места жертвенной блокадной жизни и деятельности горожан. Все, сколько бы их ни было. Может быть их будет и много, но это множество никогда не станет чрезмерным...
 
 В память всех тех людей, кто выпекал хлеб и при этом заботился о том, чтобы производство шло непрерывно, не останавливаясь ни по каким техническим или иным причинам, а их хватало в осаждённом городе, приговорённом немцами к полному уничтожению. В память всех этих людей, выпекавших хлеб, и погибших от голода,  привожу стихотворение, написанное блокадным пекарем, тоже умершим от недоедания.  Отец Вячеслав прочёл его нам у памятника блокадному хлебу после того, как мы рядом поставили свечи,  возложили цветы и возгласили вечную память всем погибшим:
 
В муку опять с еловых лап иголки смолоты.
Твой хлеб, блокадный Ленинград, дороже золота.
Формую тесто в кирпичи, как глину ляскаю.
И пламя, слабое в печи, трещит неласково.
 
Февральской стужи новый шквал -  в ледящем городе.
В пекарне хлебопек упал, не сладив с голодом.
Мог бы крошек, горсти две, сглотнуть по-Божески.
Или запрятать в рукаве, и стать ничтожеством.
 
Другие всё равно жуют, ходить-то некому.
Хоть полз старик и не в бою, но человеком был.
Отринул город на Неве, метелью ветреной,
Души неугасимый свет в порыве жертвенном.
 
Споткнувшись, скорбный ангел сник - на мёртвой наледи.
Перо всех строк Блокадных книг - оставить Памятью.

Текст сестры Свято-Георгиевского Сестричества Виктории Моревой

Фото Юрия Стопинова и Игоря Макарова