РЫЦАРЬ ВЕРЫ

22 октября 2014

9/22 октября

Память праведного Авраама праотца и племянника его Лота

Путешествие по страницам православного календаря увело нас далеко – почти за две тысячи лет до Рождества Христова. 22 октября (9‑го по старому стилю) здесь значится память "праведного Авраама праотца и племянника его Лота". Повесть об Аврааме открывает собой историю народа Божия и читается в первой книге Библии.

«И сказал Господь Аврааму: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое"» (Быт 12:1–2). Здесь – переломный момент в духовной истории человечества.

Смысл призвания Авраама, жителя знаменитого шумерского города Ура (названного в Библии "Уром Халдейским"), определяется тем, что некогда в нём "благосло­вятся все племена земные" (Бытие 12:1–3). Он и его будущий народ избираются как представители всего человечества, единого по крови и отно­шению к нему Бога, избираются на служение всему человечеству.

Из Месопотамии Авраам идет в страну Ханаанскую, ставшую для него и будущих потомков Землей Обетованной ("обещанной" Богом), и живет здесь, кочуя вдоль Средиземного моря. Местные жители называют его "евреем", т. е. "переселенцем из-за реки [Евфрата]" и относятся с почтением. Авраам принимает участие в разгроме карательной экспедиции месопотамских царей, освобождает пленённого Лота и получает благословение Мелхиседека, являющегося прообразом самого Христа. Торжественное заключение союза ("завета") Бога с Авраамом, названного позднее – с приходом Христа и исполнением обетований – "старым" (ветхим), становится началом пути к Новому Союзу-Завету. Его телесное знамение – обрезание, а знак обещания потомства – перемена имени: вместо Аврам ("великий по отцу") – Авраам ("отец множества", то есть "отец многих народов").

Авраам раскидывает шатер у дубравы Мамре (близ Хеврона) и принимает здесь Трех Странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что истолковывается как прикровенное явление Святой Троицы. Этот эпизод его жизни породил замечательный иконографический тип "Троицы ветхозаветной", вершиной которого стала "Троица" кисти Андрея Рублева. Ангелы между тем спасают Лота, живущего в Содоме, – единственного нормального в городе человека (все остальные – представители "сексуальных меньшинств"), и павший с неба огонь уничтожает это место нравственной заразы. (Интересно, что бы они сказали, оказавшись сейчас в нашем городе и пройдя по некоторым ночным клубам?!)

Сначала рождается Измаил от служанки Агари (родоначальник арабов), а потом и законный наследник Исаак от престарелой Сары. Мальчик подрос, и вдруг последовало последнее, неимоверное испытание веры старца: он должен принести Исаака в жертву! Авраам заносит нож над отроком, но ангел отводит его руку (вспомним эрмитажное полотно Рембрандта). Так выясняется сущность понятия "вера": это не философская вера в Бога (сомнение в Его бытии возможно в одном случае, смотрите Псалом 13:1), а вера Богу – верность и доверие. Вскоре умирает Сарра, и Авраам покупает для ее погребения пещеру Махпеле и клочок земли, а затем сам получает упокоение в этой родовой гробнице.

"Жил-был человек, который в детстве слышал прекрасную повесть о том, как Господь испытывал Авраама, и как Авраам выдержал испытание, сохранив веру. Став постарше, человек этот сам прочел ту же повесть с еще большим восхищением. И чем старше становился он, тем чаще его мысли обращались к этой повести, тем больше он восторгался ею и в то же время все меньше и меньше понимал ее", – писал о себе самом Сёрен Кьеркегор, назвавший Авраама "Рыцарем Веры". Путь жизни каждого духовно развитого человека перерезает когда-нибудь Рубикон, и без обращения к истории Авраама ему не обойтись.

Лит.: Щеголев Н. Призвание Авраама и церковно-истори­ческое значение этого события. Киев, 1873; Старкова К. Б. "Странствие Авраама" (1Q Gen Ap XXI, 8–20) // Палестинский сборник. Л., 1986. Вып. 28 (91). С. 69–73; Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991.

Ю. Рубан