Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

07 июля 2013

7
июля

(24 июня по ст. ст.)

Тропарь: Пророк и Предшественник (слав. Предтеча) пришествия Христова! Мы, с любовью чтущие тебя,
недоумеваем, как достойно восхвалить
тебя: ведь славным и священным твоим рождением окончилось бесплодие матери и
немота твоего отца, и проповедуется миру воплощение Сына Божия.  

Кондак: Прежде неплодная [Елисавета]
сегодня рождает Пред­шественника Христа. В нём нашли завершение все
пророчества. Возло­жив руку в Иордане на Того, о Ком возвещали пророки, он стал
про­роком и проповедником Слова Божия [Христа] и одновременно – Его
Предшественником.

Величание: Прославляем тебя, Иоанн, Предшественник нашего
Спасителя, и почитаем преславное твоё рождение от неплодной [матери].

Апостольское
чтение Предтече

Послание ап. Павла
к Римлянам 13:12–14:4. – Зачало 112

[Бодрствование
и чистота. Снисхождение к немощным в вере]

[Братья,] ночь
на исходе. День близок. Итак, отложим  дела
тьмы и облечемся в оружие света.

Давайте проживем этот день благообразно, [не предаваясь] ни гулянкам, ни
пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и ревности. [Для этого]
облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа [1],
и предусмотрительность (попечение) о плоти не превращайте в вожделения.

Слабого в вере
принимайте к себе без споров о мнениях. Один верит [что можно] есть всё, а
слабый ест овощи [2].
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест,
потому что Бог приобрел[3]
его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Для собственного Господина он стоит или
падает. И он будет поставлен, ибо силен Господь поднять его.

Евангельское
чтение Предтече

Евангелие от Луки 1:5–25, 57–68, 76,
80. – Зачало 1

[Благовестие Захарии и рождение Иоанна.
Гимн Захарии]

Был во времена Ирода, царя Иудеи,
некий священник, именем Захария, из разряда Авии; и была у него жена из рода
Аарона, имя ее – Елисавета. И были оба они праведны пред Богом, соблюдая
безукоризненно все заповеди и установления Господни. И не было у них ребенка,
потому что Елисавета была бесплодна, и оба были уже в преклонных годах. И вот,
когда был его черед исполнять свои священнические обязанности перед Богом, ему
по обычаю, принятому у священников, выпал жребий войти в Святилище Господне
(греч. эйс тон наон) и совершать каждение; между тем как весь народ во время
каждения стоял за дверями и молился. И явился ему ангел Господень, представ по
правую сторону возле жертвенника каждения. И Захария, увидев, смутился, и напал
на него страх.

Но ангел сказал ему:

«Не страшись, Захария! Ибо
услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему
имя: Иоанн.

    И будет
радость тебе и ликование,

              и
многие рождению его возрадуются;

    ибо он велик
будет пред Господом;

              ни
вина, ни хмельного (сикера) пить не станет,

    и Дух Святой
исполнит его

              еще
от чрева матери его.

    И многих из
сынов Израиля

              обратит
он к Господу, Богу их.

    И пойдет он
пред Господом

              в
духе и силе Илии,

    чтобы
возвратить детям – сердца отцов,

              и
непокорным – разумение праведных,

    чтобы сделать
народ уготованным для Господа».

И спросил Захария ангела:

«По какому знаку я узнаю, что так будет? Ведь я стар,
и жена моя в преклонных годах». И сказал ему ангел в ответ:

«Я – Гавриил, и предстою пред лицом Бога, и послан
говорить с тобой и возвестить тебе эту благую весть. Смотри же, ты лишишься
речи и не сможешь говорить вплоть до того дня, когда это исполнится, за то, что
не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».

А народ дожидался Захарию и дивился, что он так медлит
в Святилище. А тот, выйдя, не мог с ними говорить; и они поняли, что в
Святилище ему было видение; он подавал им знаки и оставался нем. И было, когда
окончились дни его служения, вернулся он в дом свой. А после дней тех зачала
Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех. Она говорила:

«Это сотворил для меня Господь в те дни, когда Ему
благоугодно было снять с меня позор перед людьми». <…>

Елисавете же настало время родов, и она родила сына. И
услышали соседи и родичи ее, что Господь явил к ней столь великую милость, и
радовались вместе с ней. И вот в день восьмой пришли совершить над младенцем обрезание и хотели назвать его по имени отца его
Захарией. И мать его возразила: «Нет, имя ему будет Иоанн».

И сказали ей, что, мол, в родне
твоей нет никого, кто звался бы так. И стали знаками спрашивать отца его, как бы он хотел назвать
младенца. И он, потребовав дощечку для письма, написал: «Имя ему – Иоанн».

И все изумились. Но в тот же миг разрешились уста
Захарии и язык его, и он заговорил, благословляя Бога.

И
нашел страх на всех, кто обитал по округе, и молва об этом прошла по всему нагорному краю Иудеи. И все
слышавшие слагали весть в сердце своем, спрашивая: «Чем же будет это
дитя?» Ибо рука Господня была на нем.

И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и
пророчествовал такими словами:

              «Благословен
Господь, Бог Израиля,

    ибо посетил
Он народ Свой и сотворил ему избавление.

<…> И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь
зваться,

              ты
пойдешь пред лицом Господа,

              уготовляя
пути Ему <…>».

А отрок подрастал, и дух его укреплялся; и был он в
местах пустынных, пока не пришел ему день явить себя Израилю.

Рождество Иоанна
Предтечи

Праздник установлен в память рождения Иоанна
Предтечи от праведных родителей – иудейского священника Захарии и его жены
Елисаветы. Этим Иоанн явно выделен из сонма многочисленных ветхозаветных и христианских
святых, потому что кроме его дня рождения мы празднуем лишь День Рождения
(Рождество) Иисуса Христа и Его Пречистой Матери!

По преданию, Захария и Елисавета происходили из
рода Аарона; при этом Елисавета была сестрой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Праведные супруги страдали неплодием, а это считалось в ветхозаветные времена
Божиим наказанием. Однажды во время каждения в Святилище Иерусалимского храма
Захария получил весть от ангела, что его престарелая жена родит ему сына, и он
"будет велик пред Господом". Захария усомнился, и был за маловерие
наказан немотой. Когда у них действительно родился сын, то младенца назвали
Йоханан, что в переводе с еврейского значит "Благодать Божия".
(Отсюда и происходит одно из самых распространенных христианских имен – Иоанн,
Йоган, Хуан, Жан, Джон, Иван и т. д. – в зависимости от страны и языка.)

После рождения Иоанна к Захарии возвратился дар
речи и он стал пророчествовать о своем сыне как о непосредственном
Предшественнике (греч. Продромос, слав. Предтеча) долгожданного
Мессии (Христа).

Согласно преданию (не вошедшему в Евангельское
повествование), царь Ирод узнал о рождении Иоанна и на всякий случай хотел
убить и его (вместе с Вифлеемскими младенцами). Но Елисавета укрылась с
младенцем в горах. Увидев преследователей, она со слезами молила Бога о
спасении, и расступившаяся гора скрыла их. А Захария продолжал служение в
Храме. Воины Ирода тщетно пытались выведать у него местонахождение сына. Тогда
они убили Захарию между жертвенником и алтарем (возможно, именно он упомянут в
тексте Матфей 23:35). Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга,
а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне (вероятно, он жил в
общине ессеев) до дня своего явления израильскому народу.

                                                                               Ю.
Р.


[1] «Облечься во
Христа» – пытаться представить, как бы поступил в той или иной ситуации Сам
Христос и подражать Ему в этом.

[2] Здесь
идет речь о новообращенных из иудеев, боящихся отрешиться от некото­рых общих
обычаев ветхозаветного благочестия и личных правил, усвоенных ими до крещения.
Эти люди «мнительной совести» – слабы (немощны) в вере, потому что не уверены в
достаточности только христианских
средств спасения. Они придерживаются иудейских казуистических правил
относительно «чистой» и «нечистой» пищи и других постановлений «ветхого»
Моисеева Закона (имевшего временный характер), а потому не верят, что «не
делами Закона получает оправдание человек, но только через веру в Иисуса
Христа», – как писал апостол Павел Галатам (2:16). Он предлагает относиться к
таким людям с пониманием и не спорить с ними, но хранить мир. «Каждый из нас за
себя даст отчет Богу» (Рим 14:12).

[3] Здесь – сравнение
с покупкой раба, переходящего в собственность другому человеку. Послушный раб
полностью принадлежит и подчиняется только своему господину и ему одному дает
отчет в своих поступках; у постороннего человека нет права судить его.