Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
7 июля (24 июня по ст. ст.)
Тропарь: Пророк и Предшественник (слав. Предтеча) пришествия Христова! Мы, с любовью чтущие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя: ведь славным и священным твоим рождением окончилось бесплодие матери и немота твоего отца, и проповедуется миру воплощение Сына Божия.
Кондак: Прежде неплодная [Елисавета] сегодня рождает Предшественника Христа. В нем нашли завершение все пророчества. Возложив руку в Иордане на Того, о Ком возвещали пророки, он стал пророком и проповедником Слова Божия [Христа] и одновременно – Его Предшественником.
Величание: Прославляем тебя, Иоанн, Предшественник нашего Спасителя, и почитаем преславное твое рождение от неплодной [матери].
Апостольское чтение Предтече
Послание ап. Павла к Римлянам 13:12–14:4
[Бодрствование и чистота. Снисхождение к немощным в вере]
[Братья,] ночь на исходе. День близок. Итак, отложим дела тьмы и облечемся в оружие света.
Давайте проживем этот день благообразно, [не предаваясь] ни гулянкам, ни пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и ревности. [Для этого] облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа [1], и предусмотрительность (попечение) о плоти не превращайте в вожделения.
Слабого в вере принимайте к себе без споров о мнениях. Один верит [что можно] есть всё, а слабый ест овощи [2]. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог приобрел[3] его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Для собственного Господина он стоит или падает. И он будет поставлен, ибо силен Господь поднять его.
Евангельское чтение Предтече
Евангелие от Луки 1:5–25, 57–68, 76, 80
[Благовестие Захарии и рождение Иоанна. Гимн Захарии]
Был во времена Ирода, царя Иудеи, некий священник, именем Захария, из разряда Авии; и была у него жена из рода Аарона, имя ее – Елисавета. И были оба они праведны пред Богом, соблюдая безукоризненно все заповеди и установления Господни. И не было у них ребенка, потому что Елисавета была бесплодна, и оба были уже в преклонных годах. И вот, когда был его черед исполнять свои священнические обязанности перед Богом, ему по обычаю, принятому у священников, выпал жребий войти в Святилище Господне (греч. эйс тон наон) и совершать каждение; между тем как весь народ во время каждения стоял за дверями и молился. И явился ему ангел Господень, представ по правую сторону возле жертвенника каждения. И Захария, увидев, смутился, и напал на него страх.
Но ангел сказал ему:
«Не страшись, Захария! Ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн.
И будет радость тебе и ликование,
и многие рождению его возрадуются;
ибо он велик будет пред Господом;
ни вина, ни хмельного (сикера) пить не станет,
и Дух Святой исполнит его
еще от чрева матери его.
И многих из сынов Израиля
обратит он к Господу, Богу их.
И пойдет он пред Господом
в духе и силе Илии,
чтобы возвратить детям – сердца отцов,
и непокорным – разумение праведных,
чтобы сделать народ уготованным для Господа».
И спросил Захария ангела:
«По какому знаку я узнаю, что так будет? Ведь я стар, и жена моя в преклонных годах». И сказал ему ангел в ответ:
«Я – Гавриил, и предстою пред лицом Бога, и послан говорить с тобой и возвестить тебе эту благую весть. Смотри же, ты лишишься речи и не сможешь говорить вплоть до того дня, когда это исполнится, за то, что не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
А народ дожидался Захарию и дивился, что он так медлит в Святилище. А тот, выйдя, не мог с ними говорить; и они поняли, что в Святилище ему было видение; он подавал им знаки и оставался нем. И было, когда окончились дни его служения, вернулся он в дом свой. А после дней тех зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех. Она говорила:
«Это сотворил для меня Господь в те дни, когда Ему благоугодно было снять с меня позор перед людьми». <…>
Елисавете же настало время родов, и она родила сына. И услышали соседи и родичи ее, что Господь явил к ней столь великую милость, и радовались вместе с ней. И вот в день восьмой пришли совершить над младенцем обрезание и хотели назвать его по имени отца его Захарией. И мать его возразила: «Нет, имя ему будет Иоанн».
И сказали ей, что, мол, в родне твоей нет никого, кто звался бы так. И стали знаками спрашивать отца его, как бы он хотел назвать младенца. И он, потребовав дощечку для письма, написал: «Имя ему – Иоанн».
И все изумились. Но в тот же миг разрешились уста Захарии и язык его, и он заговорил, благословляя Бога.
И нашел страх на всех, кто обитал по округе, и молва об этом прошла по всему нагорному краю Иудеи. И все слышавшие слагали весть в сердце своем, спрашивая: «Чем же будет это дитя?» Ибо рука Господня была на нем.
И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал такими словами:
«Благословен Господь, Бог Израиля,
ибо посетил Он народ Свой и сотворил ему избавление.
<…> И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь зваться,
ты пойдешь пред лицом Господа,
уготовляя пути Ему <…>».
А отрок подрастал, и дух его укреплялся; и был он в местах пустынных, пока не пришел ему день явить себя Израилю.
Рождество Иоанна Предтечи
Праздник установлен в память рождения Иоанна Предтечи от праведных родителей – иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы. Этим Иоанн явно выделен из сонма многочисленных ветхозаветных и христианских святых, потому что кроме его дня рождения мы празднуем лишь День Рождения (Рождество) Иисуса Христа и Его Пречистой Матери!
По преданию, Захария и Елисавета происходили из рода Аарона; при этом Елисавета была сестрой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги страдали неплодием, а это считалось в ветхозаветные времена Божиим наказанием. Однажды во время каждения в Святилище Иерусалимского храма Захария получил весть от ангела, что его престарелая жена родит ему сына, и он "будет велик пред Господом". Захария усомнился, и был за маловерие наказан немотой. Когда у них действительно родился сын, то младенца назвали Йоханан, что в переводе с еврейского значит "Благодать Божия". (Отсюда и происходит одно из самых распространенных христианских имен – Иоанн, Йоган, Хуан, Жан, Джон, Иван и т. д. – в зависимости от страны и языка.)
После рождения Иоанна к Захарии возвратился дар речи и он стал пророчествовать о своем сыне как о непосредственном Предшественнике (по-славянски Предтече) долгожданного Мессии (Христа).
Согласно преданию (не вошедшему в Евангельское повествование), царь Ирод узнал о рождении Иоанна и на всякий случай хотел убить и его (вместе с Вифлеемскими младенцами). Но Елисавета укрылась с младенцем в горах. Увидев преследователей, она со слезами молила Бога о спасении, и расступившаяся гора скрыла их. А Захария продолжал служение в Храме. Воины Ирода тщетно пытались выведать у него местонахождение сына. Тогда они убили Захарию между жертвенником и алтарем (возможно, именно он упомянут в тексте Матфей 23:35). Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне (вероятно, он жил в общине ессеев) до дня своего явления израильскому народу.
Ю. Р.
[1] «Облечься во Христа» – пытаться представить, как бы поступил в той или иной ситуации Сам Христос и подражать Ему в этом.
[2] Здесь идет речь о новообращенных из иудеев, боящихся отрешиться от некоторых общих обычаев ветхозаветного благочестия и личных правил, усвоенных ими до крещения. Эти люди «мнительной совести» – слабы (немощны) в вере, потому что не уверены в достаточности только христианских средств спасения. Они придерживаются иудейских казуистических правил относительно «чистой» и «нечистой» пищи и других постановлений «ветхого» Моисеева Закона (имевшего временный характер), а потому не верят, что «не делами Закона получает оправдание человек, но только через веру в Иисуса Христа», – как писал ап. Павел Галатам (2:16). Он предлагает относиться к таким людям с пониманием и не спорить с ними, но хранить мир. «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим 14:12).
[3] Здесь – сравнение с покупкой раба, переходящего в собственность другому человеку. Послушный раб полностью принадлежит и подчиняется только своему господину и ему одному дает отчет в своих поступках; у постороннего человека нет права судить его.