Россия стоит на сержантах Павловых

14 октября 2011
«…У вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин», «а я Христов».

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?»

Апостол Павел.

Первое послание к коринфянам гл 1. 12-13


Однажды мне довелось встретиться на Валааме с паломниками из
Троице-Сергиевой лавры. Помянули в разговоре и старца, архимандрита
Кирилла (Павлова).

Кто-то спросил, тот ли это легендарный сержант Павлов из
Сталинграда, или все разговоры об этом — обычная поэтическая выдумка,
каких немало бродит среди православных.

— И так, и этак говорят... — ответил инок Сергий. — А сам старец
Кирилл, по смирению своему, не отвечает на этот вопрос. Но, судя по
всему, сержант Павлов — это он и есть.

— Он, конечно! — поддержал его пожилой монах. — Кто еще так против
целой армии сумел бы дом оборонить? Только такому молитвеннику, как
Кирилл, и возможно этакое...

Собеседники мои ошибались.

Хотя архимандрит Кирилл (Павлов) тоже сражался в Сталинграде в чине
сержанта, но командиром пулеметного отделения 42-го гвардейского
стрелкового полка 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева, 58 дней
оборонявшим знаменитый Дом специалистов, был другой сталинградский
сержант — Яков Федотович Павлов.

«Огонька им, ребята, побольше, чтоб не забывали гады, чья эта улица, чей это дом!»

Сержант Яков Павлов

В прежние времена каждый школьник знал об этом Доме …

13 сентября немцы обрушились на центр Сталинграда.

13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева чудом удалось
приостановить рвущегося к Волге врага, всего в нескольких сотнях метров
от берега, на площади имени 9-го Января.

Когда выдалась передышка, обратили внимание, что на нейтральной
полосе остался темно-серый Дом специалистов. Время от времени оттуда
доносились автоматные и пулеметные очереди.

Решено было послать разведку.

Выбор пал на сержанта Якова Павлова. Вместе с ефрейтором В.С.
Глущенко и рядовыми А.П. Александровым и Н.Я. Черноголовым бесстрашный
сержант отправился к дому.

Там, в подвале, где укрывались местные жители, разведчики
встретились с санинструктором Дмитрием Калининым и двумя ранеными
солдатами.

Немцев в доме тоже было пока немного. Перебираясь из одной квартиры в другую, с этажа на этаж, разведчики выбили фашистов.

Дом специалистов считался одним из самых престижных в Сталинграде. В
нем жили руководители промышленных предприятий и партийные работники.
От дома прямая дорога вела к Волге.

Как на ладони просматривались из дома и немецкие позиции. Оценив
обстановку, сержант Павлов решил, что уходить из этого дома нельзя.

Рано утром разведчики приняли первый удар врага.

Почти два месяца, пятьдесят восемь дней штурмовали немцы Дом Павлова и так и не смогли взять его.

Это, конечно, чудо…

Германская армия, легко прошедшая многие тысячи километров,
захватившая десятки стран, застряла перед обыкновенным четырехэтажным
домом на сталинградской улице, так и не сумела пройти последних метров,
ведущих к Волге.

«Как несокрушимый бастион, Дом Павлова стоял на пути врага,
защищаемый лишь горсткой советских воинов, — писал потом генерал А.И.
Родимцев. — Он стал символом стойкости и мужества защитников
Сталинграда».

«Если Господь призывает вас к уединённой жизни — идите! Если
призывает Господь на поприще служения ближнему — идите на это служение!
Послушайтесь, куда вас Господь призывает. Каждому человеку есть
призвание от Бога».

Архимандрит Кирилл (Павлов)

В те самые сентябрьские дни, когда всей мощью своих армий немцы
навалились на Сталинград, защищал город на Волге и другой сержант — Иван
Дмитриевич Павлов.

Был он на два года моложе героического однофамильца, но боевой путь
его оказался длиннее, потому что начался еще на Финской войне.

И, как и Яков Федотович в Доме на площади 9 Января, Иван Дмитриевич тоже нашел свою судьбу в развалинах сталинградского дома.

Иван Дмитриевич поднял из груды кирпичей разбитую книгу, начал
читать ее и почувствовал, как вспоминал он потом, «что-то такое родное,
милое для души».

Это было Евангелие.

Иван Дмитриевич собрал все его листочки вместе и больше уже не расставался с найденной Книгой.

Так начался его путь к Богу.

«Когда я начал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на
все окружающее, на все события… — рассказывал потом он. — Я шел с
Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто
Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся…»

Иван Дмитриевич дошел до Австрии, участвовал в боях на озере
Балатон, а в 1946 году, когда его демобилизовали из Венгрии, приехал в
Москву.

«В Елоховском соборе спрашиваю, нет ли у нас какого-нибудь духовного
заведения. «Есть, — говорят, — духовную семинарию открыли в
Новодевичьем монастыре». Поехал туда прямо в военном обмундировании.
Помню, проректор, отец Сергий Савинский, радушно встретил меня»…

Так вчерашний сержант и стал семинаристом.

После завершения семинарии он учился в Московской Духовной Академии, и в 1953 году принял монашеский постриг.

Духовную Академию в 1954 году заканчивал уже не Иван Дмитриевич Павлов, а иеромонах Кирилл.

Судьба сержант Якова Федотовича Павлова совершенно другая, но — так
странно! — все узловые точки ее по времени совпадают с узловыми
событиями биографии будущего архимандрита.

В 1944 году Яков Федотович вступил в Коммунистическую партию. Победу
он встретил в звании старшины, а 27 июня 1945 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза
за подвиг, совершенный еще в Сталинграде.

После войны Яков Федотович окончил Высшую партийную школу при ЦК
КПСС и работал в народном хозяйстве, трижды избирался депутатом
Верховного Совета РСФСР, был награжден орденами Ленина и Октябрьской
Революции.

В 1980-м году он удостоился звания «Почетный гражданин Волгограда».
Умер Яков Федотович Павлов в 1981 году и похоронен в Новгороде.

Ну, а вся жизнь а рхимандрита Кирилла оказалась связанной с
Троице-Сергиевой лаврой. Архимандрит Кирилл стал духовником всей братии
главного монастыря России.

Именно старцу Кириллу исповедовались ныне покойные патриархи Алексий и Пимен. Сейчас он — духовник Алексия II.

Старец в Лавре почти не бывает — живет в Переделкино, в резиденции Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II.

Про свое боевое прошлое старец предпочитает не говорить.

— Это осталось в той жизни, — отвечает он докучливым собеседникам.

Рассказывают, что однажды а рхимандрита Кирилла вызвали в военкомат
Сергиева Посада и спросили, что сказать московскому начальству о
защитнике Сталинграда Павлове.

— Скажите, что я умер… — ответил старец.

«Тело само свидетельствует о своей смерт-ности, потому что оно
разрушимо и делимо, душа же напротив имеет несложное духовное
неразрушимое существо и разлагаться на составные части, как тело, и
умирать не может…

Истину бессмертия души человеческой должен признать и самый здравый
смысл человеческий. Посмотрите внимательно на человека: чего ищет его
сердце, к чему оно стремится? Отчего душа его в мире сем ничем не
насыщается, не удовлетворяется?»

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Про архимандрита Кирилла рассказывают немало чудесного.

Некоторые восторженные паломники утверждают, к примеру, что сами видели, как во время молитвы он поднимается над землей.

Но если подобные утверждения можно списать на специфику
паломнического восприятия, то страждущие, которым он помог добрым
советом, вразумлением и молитвою — это объективная реальность.

К старцу Кириллу идут, когда никто другой уже не в силах помочь. И старец помогает.

— Отец Кирилл! — спрашивают у него. — Как найти себе духовного отца?

— Духовного отца надо искать по расположению своей души, — отвечает
архимандрит Кирилл. — Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и
сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете,
можете ему открыть… И тогда вы чувствуете, что получаете от этого
духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение,
наставления для совершенствования в духовной жизни.

— В каких случаях можно переходить от одного духовного отца к другому?

— Если вы чувствуете, что не получаете уже духовной пользы, утешения
в руководстве тем или иным духовником, а от другого — получаете
душевной пользы больше, то, не смущаясь, можете перейти к другому. Лишь
бы получали для души большую пользу, лучшее руководство…

— Знакомы ли вам случаи счастливого многолетнего брака?

— Я думаю, сейчас можно взять семьи священников. Они все, по-моему, в многолетнем браке…

— Очень желаю научиться настоящему покаянию. Пожалуйста, расскажите, как строить свою исповедь?

— Каждый из нас должен трезвиться постоянно и проверять свои
помыслы. И какие греховные мысли и страсти борют иногда — надо
обязательно это на исповеди открывать духовнику.

— Каковы признаки призванности к монашеству?

— В монастырь надо идти по призванию. Нужно обязательно призвание
Божие. Если кто минует это, то обычно всегда оканчивается неудачей.
Какие признаки? Надо испытывать призвание Божие: к какому пути Господь
призывает тебя…

— Как бороться с печалью, которая постоянно беспокоит?

— Печаль — это один из семи смертных грехов. Поэтому с печалью надо
бороться… Святые Отцы прежде всего призывают к терпению. Надо
вооружиться терпением, и в это время молитвою, чтением Слова Божия
заниматься и освобождаться от этого духа уныния и печали.

— Будет ли скоро кончина мира и стоит ли вообще учиться и вообще что-нибудь устраивать, в том числе и жизнь?

— Никто не знает ни дня, ни часа, когда будет пришествие Христово…
Пока Господь дает нам время, надо над собой работать. Надо бороться со
своими греховными наклонностями, своими пороками, искоренять из своей
души все злое, худое, порочное. Вот цель и смысл жизни…

«Пусть наши молитвы сольются в единый плач ко Господу, чтобы те, о ком мы молим, возрадовались духом за нашу любовь к ним...»

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Я бы не стал объяснять путаницу, которая произошла с сержантами
Павловыми в некоторых православных изданиях, одной только не вполне
совместимой с профессионализмом восторженностью православных авторов…

Безусловно, сыграла свою роль тут распространенность фамилии Павловых.

Мало кто знает, что только Героями Советского Союза в Сталинграде
стало трое Павловых. Этого высокого звания были удостоены капитан Сергей
Михайлович Павлов и гвардии старший сержант Дмитрий Иванович Павлов.

А сам сержант Яков Федотович Павлов, как мы уже отмечали, получил
звание Героя за свой беспримерный подвиг в Сталинграде только после
войны, когда он, наконец, вступил в Коммунистическую партию.

Можно отыскать и более глубинные корни этого соединения разных сержантов Павловых в одно целое.

Сказалось долгое замалчивание роли Православной Церкви и в целом, и
миллионов православных людей в отдельности в победе над оккультным
рейхом.

Ведь практически ничего не известно о том, что когда фашистская
Германия напала на СССР, православное духовенство, позабыв о прежних
гонениях, встало на защиту Отечества.

Только в одном Сталинграде можно найти немало примеров этого.
Священник Днепровский из Казанского собора ходил по осажденному городу и
благословлял жителей и солдат на ратный труд. Священнослужитель Борис
Васильев в битве на Волге командовал взводом разведчиков, а митрополит
Калининский и Кашинский Алексий, тогда еще просто рядовой Алексей
Коноплев был пулеметчиком…

Но и эти объяснения годятся разве только в ответ на язвительные
комментарии, которыми сопроводили историю сержантов Павловых наши
массовые, весьма далекие от православия издания.

На самом же деле есть в этой истории и та непостижимая до конца,
мистическая сторона, которая не позволяет говорить о соединении в
православном народном сознании Героя Советского Союза сержанта Я.Ф.
Павлова и духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла просто,
как об ошибке.

Впервые я задумался об этом, внимая проповеди, произнесенной архимандритом Кириллом.

«Приведем один пример достоверный, описанный святой мученицей III
века Перпетуей… — говорил он. — «Однажды, — пишет мученица, — в темнице
во время общей молитвы, я нечаянно произнесла имя моего умершего брата
Динократа. Пораженная нечаянностью, начала я молиться и воздыхать о нем
пред Богом. В следующую ночь было мне видение. Вижу, будто из темного
места выходит Динократ в сильном жару и измученный жаждою, нечистый
видом и бледный; на лице у него рана, с которою он умер. Между мною и им
была великая пропасть, так что мы не могли приблизиться друг к другу.
Подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем, край которого
был гораздо выше, чем рост моего брата, и Динократ вытягивался, стараясь
достать воды. Я жалела, что вышина края препятствует моему брату
напиться.

Тотчас после этого я проснулась и познала, что мой брат в муках.
Веруя, что молитва может помочь ему в страданиях, я дни и ночи молилась в
темнице, с воплем и слезами, чтобы он был мне дарован. В тот день, в
который мы оставались связанными в оковах, было мне новое явление:
место, которое прежде я видела темным, стало светлым, и Динократ, чистый
лицом и в прекрасной одежде, наслаждается прохладою. Где у него была
рана, там вижу только след ее, а край водоема теперь был вышиною не
более как по пояс отроку, и он мог без труда доставать оттуда воду. На
краю стояла золотая чаша, полная воды; Динократ, подошедши, стал пить из
нее, и вода не убавлялась. Тем видение кончилось. Тогда я уразумела,
что он освободился от наказания».

Блаженный Августин в пояснение сего повествования говорит, что
Динократ был просвещен святым крещением, но увлекся примером отца
язычника и был нетверд в вере, и умер после некоторых, обыкновенных в
его возрасте, грехопадений. За такую неверность святой вере он терпел
страдания, но по молитвам святой сестры своей избавился от них.

Поэтому, дорогие мои, пока остается на земле воинствующая Церковь,
пособиями ее участь умерших грешников еще может измениться на лучшее.
Как много утешений для скорбного сердца, как много света для
недоумевающего ума в христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное
царство мертвых».

Вдумываешься в слова этой проповеди архимандрита Кирилла, и как-то
иначе видится история сержантов Павловых… Не путаницу, а высокий
небесный свет различаешь в ней.

«Нам никогда не забыть сурового и грозного 1942 года. Четверть века
назад здесь решалась судьба нашего Отечества... Наша клятва — за Волгой
для нас земли нет — выражала решимость стоять насмерть, выражала
всенародное стремление разгромить врага в Сталинграде....»

Я. Ф. Павлов

А та валаамская беседа, с воспоминаний о которой начинали мы разговор о сержантах Павловых, имела продолжение.

— Не знаю, как насчет Сталинграда... — сказал тогда один их монахов.
— А вот нынче, когда бесовские силы решили заставить нас номера вместо
имен принять, немногие против подняться осмелились… Но наша Лавра вместе
со своим духовником, старцем Кириллом, встала... А эти ИИН, небось,
пострашнее фашистских танков будут... Этой печати антихриста потруднее
путь преградить!

Прозвучали эти слова и, действительно, как-то и не нужно стало выяснять, какой Павлов, кем был и кем стал…

Далее завздыхали паломники, что, видно, времена исповедничества
начинаются... Говорили, что одно утешение, что в Греции сумели афонские
монахи оборонить народ, на Украине тоже устояли православные... Может, и
мы выстоим, коли такие молитвенники, как архимандрит Кирилл, у нас
есть...

Даст Бог, тоже сумеем мы вместе с ним оборонить нашу страну, которую раньше принято было называть Домом Пресвятой Богородицы…

ПОСТСКРИПТУМ

Уже завершая этот очерк, я наткнулся на список 6-й роты 104-го полка
76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, погибшей в Аргунском ущелье в
Чечне на высоте 776.0.

Среди фамилий героев-десантников, ценою своих жизней перекрывших
путь чеченским бандитам, была и фамилия младшего сержанта Ивана
Геннадьевича Павлова…