ПРОРОК ДАНИИЛ И ЕГО ДРУЗЬЯ

30 декабря 2014

За неделю до праздника Рождества Христова
Православная Церковь чествует память ветхозаветного пророка Даниила и трёх его
друзей и помощников («
отроков»)[1].
Это связано с ярко выраженной мессианской направленностью Книги пророка
Даниила, героями которой они являются. Вспомним исторический контекст событий.

Из Библейской истории мы знаем, что в трагическом
587/6 году до н. э. прекратило своё существование Иудейское царство, бывшее
вассалом Вавилонии, но, на свою погибель, втянутое Египтом в антивавилонскую
коалицию. (О неминуемой катастрофе предупреждал последних недальновидных
иудейских царей пророк Иеремия, за что был брошен в темницу и едва не погиб.)
Второй царь Нововавилонской (халдейской[2])
династии Навуходоносор II (605–562 до н. э.), которого устрашённые народы
Переднего Востока называли «Бичом Божиим», захватил мятежный Иерусалим, сжёг
Храм Соломона, вывез в качестве трофеев священные храмовые сосуды и
богослужебные принадлежности и депортировал в Месопотамию почти весь еврейский
народ. По иудейскому преданию, среди пленников находились и знатные юноши
Даниил, Анания, Азария и Мисаил.

Навуходоносор II, охотно использовавший таланты покорённых
народов, приблизил их ко двору, распорядился воспитать в роскоши и обучить
"халдейской премудрости". Но при этом они хранили заповеди своей
веры: отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни. За благочестие
Господь даровал им особую мудрость, а святому Даниилу – для вразумления
язычников – дар прозорливости и истолкования снов. Он превзошёл в
астрологической премудрости всех придворных звездочётов и магов (волхвов) и
стал особо приближённым к царю.

Однажды Навуходоносор увидел странный сон,
поразивший его, но, проснувшись, – тотчас же забыл виденное. Придворные мудрецы
и гадатели оказались бессильны ему помочь. Тогда пророк Даниил прославил перед
всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его
пророческое значение. Он возвестил о сменяющих друг друга мировых империях,
символически изображённых в виде фантастических зверей[3],
пожирающих друг друга, и величии последнего вечного Мессианского Царства,
возглавляемого Сыном Человеческим. Это имя станет основным самообозначением Иисуса Христа.

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и
воссел Ветхий днями[4]; одеяние на Нём было бело,
как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня.
<…> Огненная река выходила и проходила пред Ним;
тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним. Судьи сели, и
раскрылись книги. <…> Видел я в
ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл
до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть,
слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и
царство Его не разрушится» (Дан 7:9–10, 13–14).

После истолкования этого сна Даниил будто бы был
возведён царём в сан губернатора Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть своё
изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За
отказ сделать это друзья Даниила – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в
страшную пылающую печь. При этом пламя поднималось над печью на 49 локтей,
опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося
молитву Господу и воспевая Его (см. Книга пророка Даниила 3:26 – 90; эта
"Песнь трех отроков" вошла в православное богослужение). Явившийся
ангел Господень охладил пламя, и отроки остались невредимы. Увидев это, поражённый
царь повелел им выйти, а сам обратился в веру Бога Истинного.

При
царе Валтасаре[5]
святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"),
появившуюся на стене дворца во время кощунственного и беспечного пира, когда в качестве кубков для вина использовали
золотые сосуды из Храма Соломона. Надпись предвещала скорое падение
возгордившегося и превысившего свои полномочия (данные ему истинным Богом!)
Вавилонского царства. (Отсюда понятие "пир во время чумы".)

При персидском царе Дарии (522–486 до н. э.)
Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не
тронули его. Сожалевший о скоропалительном приговоре Дарий так этому
обрадовался, что даже повелел во всём своём царстве поклоняться Богу Даниилову,
"потому что Он – Бог Живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и
владычество Его бесконечно" (Дан. 6:26).

По преданию, Даниил дожил до глубокой старости и скончался в Персии,
где до сих пор показывают его могилу в Сузах. Согласно одному позднему – уже
христианскому – свидетельству (св. Кирилла Александрийского, V век), его друзья
Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя
Камбиза.

Именем пророка Даниила надписывается книга Ветхого
Завета, находящаяся в христианской Библии в разделе пророческих книг (в
еврейской Библии – в третьем разделе, "Кетубим", или «Агиографы»,
среди назидательных писаний). Эта очень интересная и поздняя по происхождению
книга (ок. 164 г.
до н. э.) принадлежит не к пророческим писаниям, а к популярному в
"межзаветные времена" жанру апокалипсисов («откровений»). Ей
подражают апокрифические апокалипсисы Варуха, Ездры, Еноха и другие, а также
знаменитый памятник христианской апокалиптики, единственный из книг этого
жанра, вошедший в канон Нового Завета после долгих колебаний, – Откровение
Иоанна Богослова. (В отличие от всех других книг Нового Завета она не имеет в
Православной Церкви богослужебного употребления).

История с огненной печью, в которую были ввержены друзья Даниила, – или
так называемое "пещное действо" – в течение
нескольких веков разыгрывалась всенародно в Москве за неделю до праздника
Рождества Христова. Это было одно из первых театрализованных представлений в
нашей стране.

Лит.: Иосиф Флавий. Иудейские древности X:10–11; Христианство:
Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. I, с. 461–462; Мень А., прот. Исагогика: Курс по
изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000, с. 501–530.

Ю. Рубан


[1] Славянский
термин «отрок», часто используемый в нашей церковной письменности для указания
на взаимоотношения библейских персонажей, обычно указывает не на возраст
(«отрочество», предшествующее «юности»), а на степень близости или доверия.
«Отрок» – это и человек, живущий в доме хозяина на положении члена семьи,
слуга, («секретарь»),  оруженосец и
вообще друг (младший по возрасту) и доверенное лицо.

[2] Халдеи – семитические племена, расселявшиеся в 1-й
половине I-го тысячелетия до н. э. на окраинах Вавилонии и ведшие с ассирийцами
борьбу за обладание Вавилоном. С 626 по 539 года до н. э. в Вавилоне правила т.
н. Халдейская династия, второй царь которой, – Навуходоносор II – в
587/6 году положил конец древнееврейской государственности.
"Вавилонский плен" продолжался до 538 года, когда произошла смена
"мирового лидера": персидский царь Кир II Великий (559–530 до н. э.)
в 539 до н. э. захватил Вавилон и позволил евреям вернуться на родину. –
Смотрите ветхозаветную Книгу Ездры, любой курс по истории Древнего Востока, а
также: Дандамаева М. Когда халдеи
стали прорицателями? // Вестник древней истории. 1998. № 2, с. 32–50.

[3] Эти звери
(смотрите их описание в 7-й главе Книги пророка Даниила), по мнению
комментаторов, – символы Вавилона, Персии, Греции (империи Александра
Македонского) и Рима (или же – Вавилона, Персии, Мидии и Македонии).

[4] Слав. "Ветхий деньми" – т. е. древний по счету
дней, в значении «вечный». Здесь мы встречаемся с одним из символических имён
Бога, основанным именно на этом видении. Отсюда – образ Бога Отца в виде
седобородого старца, получивший широкое распространение в христианской живописи
и иконописи. В догматическом отношении этот образ абсолютно неканоничен, но мы
к нему привыкли.

[5] Здесь – ошибка автора Книги Даниила. На самом деле
последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н. э.), а Валтасар –
губернатором столицы.