Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II в.).

08 октября 2012

9 октября (26 сентября по ст.
ст.)

Тропарь
Апостолу Иоанну Богослову

Апостол, Христом Богом возлюбленный, поспеши избавить беззащитных
людей, ибо твое ходатайство принимает
Принявший тебя, припавшего к Его груди. Его и моли, Богослов, чтобы Он рассеял
облегающую тьму язычества, испрашивая нам мира и великой милости.

Апостольское
чтение (Апостолу)

Первое соборное послание св. ап. Иоанна 4:12–19

[Братья,] Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог
в нас пребывает, и любовь Его в нас совершенна. То, что мы пребываем в Нем и Он
в нас, – мы узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и
свидетельствуем, что Отец послал Сына Спаси­телем миру. Кто исповедует, что
Иисус – Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог,
и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и
Бог в нем. Любовь достигла в нас такого совершенства, что в день суда мы имеем уверенность;
потому что каков Он, таковы и мы в этом мире. В любви нет страха, но
совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх предполагает наказание. А
страшащийся несовершенен в любви. Давайте же будем любить Его, потому что Он первый
полюбил нас.

Евангельское
чтение (Апостолу)

Евангелие от Иоанна 19:25–27; 21:24–25

При кресте Иисуса стояли Мать Его и сестра Матери Его,
Мария [жена] Клеопы, и Мария Магдалина. Иисус,
увидев Мать и ученика, которого Он любил, стоявшего рядом, говорит Матери
Своей: «Женщина! Вот сын Твой». Потом говорит ученику: «Вот Мать твоя!» И с того
часа взял ученик Ее к себе.

Этот ученик и свидетельствует об этом, и написал это;
и мы знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но,
если бы писать о том подробно, то, думаю, что и самому миру не вместить тех написанных
книг. Аминь.

АПОСТОЛ ЛЮБВИ И
БОГОСЛОВИЯ

Сегодня, 9 октября (26
сентября по старому стилю), в православном календаре значится день памяти
(преставление) апостола и евангелиста Иоанна[1]
Богослова. Сын палестинского рыбака
Зеведея, промы­шлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна
Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех
ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того,
Иоанн – "ученик, которого любил Иисус", а потому – единственный и
самый близкий Ему человек. И это неудивительно.

Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя
проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не
почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн
пребывал у подножия Креста, не заботясь опа­се­ниями собственной безопасности.
"В любви нет страха, но совер­шенная любовь изгоняет страх. ...Боящийся
несовершенен в любви", – напишет он позднее (I Ин 4:18) Умирающий на кресте Христос вместо Себя
усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. "И с той поры ученик взял Её к
себе", читаем в его Евангелии (Ин 19:27).

Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной
вечери "возлежал на груди Иисуса" (то есть справа от Него; отсюда
понятие "наперсник") и одним из первых услышал весть о Воскресении. О
его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он
проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей
названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой
Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим зна­менательно отличен от
всех других апостолов, принявших насильствен­ную смерть от гонителей.
Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего време­ни привлекает к себе
паломников.

Кроме четвертого Евангелия, христианская тради­ция припи­сы­вает Иоанну
три Соборных ("окружных") послания и Книгу Открове­ние (греч.
Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины
завершения земной истории. Согласно одно­му из преданий, она была написана на
полупустынном острове Пат­мос в Эгейском море, во время царствования императора
Доми­ци­ана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор
получил таинственное откровение о непрекра­щающейся в течение многих веков
борьбе сил добра и зла, которая закончится сокруши­тельным поражением
антихриста и его клевретов, преобра­же­нием неба и земли и торжеством Агнца.
Книга является излюб­ленным источником как внецерковных лжемистических
умствований (неле­пых астрологи­ческих выкладок "конца света"), так и
арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных
художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна "таинником" (у греков это слово, "мист", еще в дохристианские времена означало духовного избранника, посвященного в мистерию).

Конец жизни Иоанна Богослова окружен таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа "Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду" (Ин 21:22) дают повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранен для грядущего мучениче­ского подвига во времена антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до "последних времен" Иоанне Богослове использовано в "Трех разговорах" Владимира Соловьева. Здесь Иоанн является в образе православного епископа "старца Иоанна", чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).

Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические "Деяниям Иоанна Богослова" придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI в. "Иоанн Богослов в молчании". Символом апостола Иоанна как евангелиста является орел.

В православной традиции Иоанн – один из трех писателей, именуемых "Богословами" (кроме него – св. Григорий Богослов, IV в., и св. Симеон Новый Богослов, X–XI в.). Поэтому он по преимуществу является покровителем изучающих христианские богословские науки. Святому Иоанну Богослову посвящен храм в С.‑ Петербургской Духовной академии и семинарии, и сегодня здесь – престольный праздник и актовый день. Поздравляю своих коллег и всех причастных к возвышеннейшей науке – "священной теологии", как называют ее наши учителя-греки.

Лит.: Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христиан­ское поколение. М., 2001, с. 417–464; Мень А., прот.Первые апостолы. М., 1998; Он же. Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова: Комментарий. Рига, 1992.

Ю. Рубан

 


[1] Имя Иоанн, евр. Йоханан, значит –
"Яхве милостив", или "милость Божия".