Пред Рождеством Христовым, память святых отец (отцов)
_____________________________________________________________________________________________________
Неделя 28 по Пятидесятнице,
пред Рождеством Христовым, память святых отец (отцов)
1 января 2017 года (19 декабря 2016 по ст. стилю)
Апостольское
чтение на Литургии
(Послание ап. Павла к Евреям
11:9–10, 17–23, 32–40. – Зачало
328)
[Вера древних и конечное совершенство]
9Верою он [Авраам] поселился
пришельцем в земле обетова́нной (обещанной ему Богом. – Ю. Р.), как в чужой, и
жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания; 10ибо
он ожидал го́рода, имеющего твёрдое основание, архитектор и строитель которого
– Бог.
<…> 17Верою Авраам выдержал
испытание и принёс в жертву Исаака; он, получивший обещание [о сыне], приносил
единородного, 18о котором ему было сказано: «в Исааке наречётся тебе
семя (потомство. –
Ю. Р.)». 19Он
рассудил, что Бог силен и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его [сына]
обратно в предзнаменование. 20Верою, и для будущего, Исаак
благословил Иакова и Исава. 21Верою Иаков, умирая, благословил
каждого из [своих сыновей и] сыновей Иосифова и простёрся пред Богом, опираясь
на верх своего посоха. 22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об
исходе сынов Израилевых [из Египта] и завещал о костях своих. 23Верою
Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо увидели они,
что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.
<…> 32И что ещё скажу? Ибо не достанет
мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о
Давиде, Самуиле и [других] пророках, 33которые верою покорили
царства, творили правду, достигли обещанного, заградили уста львов, 34угасили
силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на
войне и отразили полки чужих. 35Были женщины, получившие мёртвых
своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего
воскресения. 36Иные же испытали поругания и побои, а также узы и
темницы, 37были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены,
умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах,
терпя недостатки, скорби, страдания. 38Те, которых весь мир не был
достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям.
39И все
они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, 40потому
что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли
совершенства.
Евангельское
чтение на Литургии
(Евангелие от Матфея 1:1–25. – Зачало 1)
[Генеалогия Иисуса Христа. Его рождение
от Девы Марии]
1Книга
происхождения (родословия) Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2Авраам породил Исаака; Исаак
породил Иакова; Иаков породил Иуду и братьев его; 3Иуда породил
Фареса и Зару от Фамари; Фарес породил Эсрома; Эсром породил Арама; 4Арам
породил Аминадава; Аминадав породил Наассона; Наассон породил Салмона; 5Салмон
породил Вооза от Раав; Вооз породил Овида от Руфи; Овид породил Иессея; 6Иессей
породил царя Давида.
Давид породил Соломона от той, что была замужем за
Урией; 7Соломон породил Ровоама; Ровоам породил Авию; Авия породил
Асу; 8Аса породил Иосафата; Иосафат породил Иорама; Иорам породил
Озию; 9Озия породил Иоафама; Иоафам породил Ахаза; Ахаз породил
Езекию; 10Езекия породил Манассию; Манассия породил Амона; Амон
породил Иосию; 11Иосия породил [Иоакима; Иоаким породил] Иехонию и
братьев его, во время выселения в Вавилон.
12После же выселения в Вавилон
Иехония породил Салафиила; Салафиил породил Зоровавеля; 13Зоровавель
породил Авиуда; Авиуд породил Элиакима; Элиаким породил Азора; 14Азор
породил Садока; Садок породил Ахима; Ахим породил Элиуда; 15Элиуд
породил Элеазара; Элеазар породил Матфана; Матфан породил Иакова; 16Иаков
породил Иосифа,
супруга Марии, от Которой родился Иисус, что именуется Христос.
17Итого всех поколений: от Авраама
до Давида – четырнадцать поколений; и от Давида до выселения в Вавилон –
четырнадцать поколений; и от выселения в Вавилон до Христа – четырнадцать
поколений.
18Что до Иисуса Христа, то Его
происхождение совершилось так: матерь Его Мария была обручена Иосифу; однако
прежде, чем стали они жить совместно, обнаружилось, что Она ожидает дитя от
Духа Святого. 19Между тем Иосиф, муж Её, был человек праведный и не
хотел Её ославить, а потому вознамерился расторгнуть помолвку тайно. 20Когда,
однако, он был в таких мыслях, – вот, Ангел Господень явился ему в сновидении,
говоря:
«Иосиф, сын Давидов! Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то,
что́ зачалось внутри Неё, – от Духа Святого. 21Сына родит Она, и ты
наречёшь Ему имя – Иисус; ибо Он спасёт народ Свой от грехов их». 22Всё
же это случилось во исполнение сказанного Господом через пророка, говорящего:
23«Се, Дева
зачнёт во чреве, и родит Сына,
и нарекут имя Ему – Эммануил»
(Ис. 7:14), –
что в переводе
означает: «С нами Бог».
24Иосиф, пробудившись от сна,
сделал, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою; 25и не
познал Её, и вот Она родила Сына, и он нарёк Ему имя – Иисус.
Замечания к апостольскому и евангельскому чтениям[*]
«...Чтобы они вместе с нами достигли совершенства» (ст. 40); буквально
– «были сделаны совершенными», то есть
достигли конечной цели, свершения всего обещанного Богом. Апостольское чтение в
Неделю перед Рождеством как будто бы не имеет прямого отношения к теме
праздника. Это не так! Автор Послания с небывалым риторическим умением
живописует всю силу веры ветхозаветных праведников, ничуть не уступавших в
подвигах христианским мученикам и исповедникам, и вдруг говорит (слова звучат
как приговор, как падение камня в пропасть): «все они... не получили
обещанного» (ст. 39)!? На языке моралистики – это величайшая
несправедливость, абсурд! На языке новозаветного богословия – констатация того,
что своими силами человек не мог преодолеть пропасть, отделившую его от Бога в
грехопадении: только после Боговоплощения и Воскресения стало возможным
спасение мира. Вспомним сюжет иконы Воскресения: взломав врата мрачного Шео́ла
(Аида), Христос протягивает руки праведникам, дожидавшимся Его там со времён
Адама и Евы [1].
Евангельское чтение (его первая часть) может вызвать у современного
человека недоумение и даже раздражение, особенно при чтении несколько смешного
Синодального перевода: «...Авраам родил Исаака» и т. д. (ведь рожают женщины).
Действительно, зачем нам эта длинная еврейская родословная? Ведь мы и так
верим, что Иисус из Назарета – долгожданный Мессия, а главное – Сын Божий и наш
Спаситель! Что тут доказывать?
Здесь мы должны учитывать
ментальность как самого евангелиста Матфея, иудеохристианина, так и его
читателей (по преданию, его Евангелие обращено именно к христианам из евреев).
«А уверовавшие в Иисуса Христа иудеи... вовсе не стыдились своих отеческих
преданий, не отвергали веру своих отцов, – поясняет архимандрит Ианнуарий
(Ивлиев). – Для них, как и для всех иудеев, Бог был «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» (Исх. 3:15). Более
того, они считали себя истинным Израилем! Это для них и о них Бог сказал о Себе
через пророка Осию: «Когда Израиль был
юным, Я возлюбил его, Я воззвал сына Моего из Египта"» (Ос. 11:1). Но
при этом в начале родословной в нарушение хронологии «почему-то упоминается не
Авраам, а царь Давид. Почему? Да потому что выражение «Сын Давидов» было общепринятым у иудеев обозначением Мессии.
Мессия, по всеобщему убеждению, должен
был происходить из рода царя Давида. Почему «должен был»? Да потому что так
говорит Писание, в словах которого у иудеев не было никакого сомнения, ибо
Писание есть Слово Божие!» [2]
Примечания
[*] Вышеприведённые литургийные чтения и замечания
к ним воспроизводятся по книге: Рубан Ю. От Рождества до Сретения. Праздники рождественского цикла / Научный ред.
проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Коло, 2015. С. 14–18.
[1] Подробнее о
сотериологической проблематике см.: Рубан
Ю. Пасха. Светлое Христово
Воскресение: история, богослужение, традиции / Науч. ред. архим. Ианнуарий
(Ивлиев). Изд. 3-е, испр. и доп. СПб., 2014. С. 14 сл.
[2] Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Матфея. Беседа на радио
«Град Петров». Беседа № 2 (рукопись).
Протоиерей Александр Мень
Неделя перед Рождеством Христовым
Во имя Отца и Сына и Святого
Духа! Многие из вас, впервые открывая Евангелие от Матфея, наверное, смущались
и удивлялись: для чего в нём даётся этот перечень старинных и странных имён? Зачем нужно перечисление
четырнадцати родов, ещё четырнадцати родов и ещё четырнадцати? А дело в том,
что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхого Завета, наполненного ожиданием Спасителя мира.
И за каждым именем – история жизни. Здесь и праведный Авраам, пошедший вслед за
Господом и ничего не пожалевший для Него; здесь и праведная моавитянка Руфь,
оставившая отечество и принявшая веру в Единого Бога... Здесь и грешники, и
праведники: все они были предками Господа Иисуса по плоти.
Но вы скажете: откуда же мы знаем, кто были эти люди? Трудно это всё
понять. Почему нам сразу не
говорится о том, что нужно для
нашего сердца? – А вот тут самое главное – трудное начало Евангелия, которое
требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это не
газета, которую прочитал и тут же оставил. Это – Слово Божие, и оно требует от
нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит
труд, читая первые строки, – потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто
скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не
буду», – тот так и останется без Слова Божия.
Значит, надо не просто читать, почитывать, полистывать, а
сердцем и умом углубляться в Слово Божие. И вы увидите, что имена эти имеют значение,
что эти строки о родословии Иисуса Христа говорят о Нём как о предсказанном Царе-Избавителе.
Они говорят о том, что Господь стал сродником человека
по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, так же как и у нас, есть деды и
прадеды по плоти, что Он вошёл в род человеческий. В эту книгу родства можно
было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей, – и все они стали бы
сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от
Назаретской Девы, от Девы Марии.
Была в старину пословица: «До
Бога высоко, до царя далеко». И так нам кажется всегда, когда мы говорим, что
Господь где-то на небе, что Он далёк от человека, что наша молитва может быть
не услышана. Как будто Господу Богу нужен слишком сильный звук или какая-то
необыкновенная святость молящегося, чтобы Он внял нашей молитве. И вот,
сегодняшнее Евангелие нам отвечает: нет, не тревожьтесь! Бог здесь! Он с нами!
И священное тайное имя Христово – не только Иисус («Господь спасает») и
Спаситель, но и Эммануил, что в переводе с древнееврейского языка значит «С
нами Бог».
Это Святое имя Господа
преображает и нашу жизнь. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как
поступать, – вспомним, что с нами Бог,
что Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаём, изнемогаем
под ношей житейского бремени, когда мы с вами страдаем, унываем, и нам кажется,
что жизнь наша напрасна, усилия наши тщетны, – мы должны помнить, что с нами Бог. Это есть наша главная
надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего Человеком,
на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко – потому что
Господь Сам захотел приблизиться к нам.
Вот мы приближаемся к дням
Рождества Христова! Мы уже поём песнопение: «Христос рождается»! Сегодня мы
слышали евангельский рассказ о том, как Иосифу было предсказано в ночном
видении, что его жена родит сына, Которому он должен дать имя Иисус, что значит
«Спасение Господне», и этот Сын спасёт людей от их грехов. И это означает, что с нами Бог! Поэтому приближается
радость! Все мы, согнутые под гнётом своих грехов, забот, печалей и болезней,
должны сейчас распрямиться и смотреть вперёд, встречать Господа, как и поётся
словами проповеди святителя Григория Богослова: «Христос рождается – идите Ему
навстречу»! («Срящите» по-славянски значит «идите навстречу», «встречайте».) И
мы идём к Нему навстречу – ведь Он родился не только тогда, Он родился для нас сейчас,
потому что Он живёт среди нас! Кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним обитать
и тот познает, что значат слова «С
нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся», – то есть
«поймите, неверующие, и преклонитесь перед Ним», «яко с нами Бог!» Аминь.
3 января 1988 г.