Перед Великом постом
25 февраля 2012 года, накануне Недели сыропустной, в культурно-просветительском центре «Лествица» состоялась встреча с протоиереем Вячеславом Хариновым, настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Беседа была посвящена Великому посту. Подобные встречи с настоятелем храма проходят в «Лествице» уже не первый год.
Рассказывая о значимости Великого поста, отец Вячеслав отметил:
- Новозаветный пост – есть аскетическое упражнение, оно связано с расширением нашего знания о себе, с возведением человека на совершенно новую ступень осмысления. Здесь мы видим себя совсем по-другому, не так как человек Ветхого Завета.
С пришествием в Мир Господа и Спасителя мы вдруг обнаружили, что тело может быть духоносным, что тело может вместить Бога. Ведь именно это тело имел Христос, именно в нем Он пришел. Эта мысль очень серьезна, она была ошеломительна для подвижников веры, для первых христиан. По-настоящему пост стал развиваться именно в христианстве. День очищения в Ветхом Завете и близко не стоит с нашими постами, хотя мы знаем о посте Моисея, и Сам Господь, прежде чем выйти на свое жертвенное служение, постился.
Весь Великий Пост надо воспринимать, как повторение Христова поста, более того, как путь Богочеловека, путь Христа к Голгофе. Для нас эта Голгофа разрешается праздником, потому что мы уже знаем, что Христос воскрес, мы знаем этот триумф, но нам необходимо умение вновь и вновь переживать, дойти до самого низа – до Страстной. Нужно суметь себя эмоционально подготовить и пережить это все вместе. Мы не будем просто сообщниками Христа по смерти и воскресению, как говорит догматическое богословие, только по названию. Мы сообщники по сопереживанию, по со-жизни с Ним. Если Он взял наше тело, взял часть нашего устройства и жизни, и показал, как можно достойно это все провести, то почему нам не взять у Христа то, что Он уже апробировал, то, что Он Сам прошел и то, что Он нам показывает как пример. В этом отношении сорокадневный путь, о котором мы говорим, вещь скорбная, требующая умаления себя, прохождения через какие-то перипетии, ущемления, трудности.
Наше новозаветное понимание человека и наша христианская антропология говорят не только о духоносности тела, но и о том, что тело и душа должны быть правильно развиты, равно гармонизованы в человеке. А у нас получается так, что мы со временем начинаем перекашиваться в сторону, и каждый из нас согласится с этим. Это делается очень незаметно, но тело начинает незаметно доминировать, отдавать приказания: это неудобно, то некомфортно, тут не очень тепло, там не очень сытно и не очень чисто. Пост – не призыв к грязи, холоду или еще чему-то подобному, а призыв к восстановлению равновесия и гармонии между телом и душой. Надо уметь дать душе возможность не зависеть от тела, чтобы душа не слышала эти приказания: «Срочно! Срочно сардельки! Срочно к мясному прилавку! Без курицы тебе смерть!» Эти незаметные посылы и сигналы всегда слышимы, они касаются и других наслаждений.
Доминирование тела нужно уметь исправлять. Аскеза и есть возможность приготовить себя к несовершенству мира, возможность сделать так, чтобы встречающийся с внешними обстоятельствами наш внутренний нравственный идеал не впадал в панику или состояние отчаяния. Он всегда выше того, что у нас есть, ведь наш внутренний нравственный идеал подобен пятилетнему ребенку, живущему внутри нас, это то замечательное, человеческое, начальное, не знающее греха, обид, злости. Внутренний идеал, конечно, сталкивается с несовершенством, хамством, предательством, дискомфортом, и он начинает тосковать, ему становится плохо. Аскеза – это возможность приучить себя не бояться трудностей, смирить себя, увидеть малым мира сего, умалить свои потребности. Это упражнение очень важно с точки зрения духовного начала, чтобы духовное опережало физическое или хотя бы для того, чтобы добиться равновесия. Прежде чем возникает физическое, должна возникнуть идея, только тогда оно воплощается в материальном плане. Независимость от физического, конечно, очень важна. Это упражнение касается не только еды, но и любых излишеств, наслажденчества, гедонизма, всего того, что не является базовым для нашей жизни.
Окинув взглядом свою жизнь, каждый может обнаружить что-то, от чего он может на время освободиться. Будем помнить о том, что нужен и пост духовный. Без умения достичь мира, тихости жизни, смирения, безусловно, пощение не пойдет нам на пользу. Поэтому будем умело сочетать духовное и телесное.
В ходе беседы отец Вячеслав подчеркнул особую важность участия христианина в общей церковной молитве во время Святой Четыредесятницы, каждая седмица которой посвящена воспоминанию событий, призывающих к покаянию:
- Необходимо спросить себя, ради кого мы постимся. Если только для себя, какой смысл в таком посте? Но когда ради Христа, ради тех трудностей, которые прошел Богочеловек, когда есть солидарность и сопереживание всему, о чем мы читаем в Евангелии, тогда эти сорок дней пролетают мгновенно, и Церковь наполняет нас духовными сопереживаниями. Великой пост заполнен важными духовными событиями. Это и Чистая, и Крестопоклонная, и Страстная недели, это и воскресные дни, и литургия Преждеосвященных Даров. Ни один период в году не имеет такой сильной духовной наполненности, как Великий Пост.
В этот вечер протоиерей Вячеслав Харинов также поделился впечатлениями о своем недавнем паломничестве на Святую Гору Афон. Отдельная беседа, посвященная этой поездке, состоится 10 марта в «Лествице».
Разговор в центре «Лествица» о Великом посте стал для отца Вячеслава в этот день уже не первым. Ранее он рассказал телезрителям канала «100 ТВ» о постной кухне и о том, как пережить пост без потерь. Запись передачи можно посмотреть на сайте телеканала. ●
Автор фото: Татьяна Ситникова