Память преподобной Марии Египетской
_______________________________________________________________________________________
17 апреля в 2016
году
Апостольское чтение на Литургии
Послание ап.
Павла к Евреям 9:11–14. – Зачало 321
[Совершенная и единственная жертва Христа]
Братья, Христос, придя как Первосвященник будущих благ, через большую и совершеннейшую скинию,
нерукотворенную, то есть не этого творения, и не через кровь козлов и тельцов,
но через собственную Кровь, – вошёл раз и навсегда во Святилище и приобрёл
вечное искупление.
Ведь если кровь козлов и быков и
пепел телицы, через окропление, освящает осквернённых, чтобы чисто было тело, –
насколько же более Кровь Христа, – Который через вечного Духа принёс Себя непорочного
[в жертву] Богу, – очистит совесть
нашу от мёртвых дел, для служения Богу Живому [и истинному]!
Евангельское чтение на Литургии
Евангелие
от Марка 10:32–45. – Зачало 47
[Третье предсказание о страстях]
[В то время]
были они в пути, восходя в Иерусалим, и Иисус шёл перед ними; а они ужасались и, следуя за Ним, боялись. И
вновь отозвав Двенадцать в сторону, Он начал им говорить о том, что Ему предстоит: «Вот, мы восходим в
Иерусалим, и Сын Человеческий будет отдан в руки первосвященников и книжников,
и осудят Его на смерть, и отдадут в руки язычникам, и те будут над Ним
глумиться, и плевать в Него, и предадут Его бичеванию, и убьют; но через три
дня Он воскреснет».
И подходят к
Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, со словами:
«Учитель,
хотим, чтобы Ты сделал для нас то, что
мы попросим». Он же спросил их: «Чего же вы хотите, чтобы Я сделал для вас?»
А они говорят Ему: «Дозволь нам
воссесть во славе Твоей, одному по правую руку от Тебя, другому по левую руку!»
Но Иисус сказал им: «Сами не
знаете, о чём просите. Можете ли вы пить ту чашу, которую пью Я, или креститься
тем крещением, которым крещусь Я?»
Они же сказали Ему: «Можем».
А Иисус сказал им: «Чашу, которую
Я пью, вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься; но
воссесть по правую или по левую руку от Меня, – дать
это не в Моей власти, но кому как предуготовано».
А прочие Десять, услышав это, начали негодовать на Иакова и Иоанна. И
подозвав их, Иисус говорит им: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают
за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть.
Между вами пусть будет не так, но кто между вами хочет сделаться велик, пусть
будет вам слугой, и кто между вами хочет быть первый, пусть будет вам рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить
и отдать жизнь Свою как выкуп за многих».
СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА
Наступило пятое, предпоследнее, воскресенье
Великого поста (до Пасхи осталось две недели). Сегодня Церковь предлагает нам в
качестве примера обратиться к жизни одной красивой женщины из Александрии
Египетской.
В молодости она была всем известной в этом портовом городе
блудницей, или, говоря литературным языком, куртизанкой. На первый взгляд это
может показаться странным. Неужели в сокровищнице христианской святости мало
других примеров для подражания – таких непорочных дев как Варвара, Екатерина
(само имя которой переводится как «всегда чистая») и иных, с детства хранивших
верность своему Небесному Жениху? Тем более, что «на панель» её толкнула не
нужда, как, например, Соню Мармеладову! Она сама признавалась, что, уйдя от
родителей в двенадцатилетнем возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно
влеклась к мужчинам». «Я торговала собой не ради корысти. <…> Поступала я
так, чтобы привлечь к себе большее число желающих. Это была моя
жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела». Тем более важно
понять, почему же бывшая блудница вошла в троицу святых (вместе с Григорием
Паламой
и Иоанном Лествичником), ставших символами великопостного «училища
благочестия»!
Разгульная жизнь падшей девушки продолжалась 17
лет. Однажды, забавы ради, Мария примкнула к паломникам, направлявшимся в Иерусалим,
оплатив дорогу корабельщикам своим телом. Разгуливая по Святому городу и
«охотясь за душами юношей», – как гласит житие, – Мария увидела людей, шедших в
храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня –
Голгофский Крест.
Вместе с толпой молящихся Мария вошла в притвор,
но её попытки проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасывала её с порога
обратно. Наконец, она сдалась и отступила в угол притвора. «И тогда, – рассказывала она
впоследствии, – мне открылась причина, по которой не дано мне было узреть
животворящее древо Креста, ибо духовные очи мои озарило слово спасения, указуя,
что мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть,
ударяя себя в грудь и из
глубины души испуская стоны, и тут увидела над собой икону Пресвятой
Богородицы». Обратившись к ней с молитвой, грешница смогла беспрепятственно войти в храм, а затем,
вернувшись к иконе, получила откровение, услышав голос: «Перейди Иордан, и
обретёшь блаженное успокоение!»
В храме святого Иоанна Крестителя у Иордана она
причастилась, затем переправилась на восточный берег реки и исчезла из мира.
Борясь с искушениями, Мария провела в пустыне другие 17 лет, прежде чем встретила первого живого человека –
иеромонаха Зосиму, промыслительно уединившегося во время Великого поста именно
в этом месте. (У монахов Лавры Святого Саввы существовал обычай проводить
Святую Четыредесятницу поодиночке и возвращаться в обитель к празднику Входа Господня
в Иерусалим.) Он упросил Марию, ставшую теперь подвижницей, поведать ему
историю её жизни. Во время их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от
земли. Старец исполнился благоговейного трепета, со слезами обнимал её стопы и
просил у неё благословения. А Мария
называла себя грешницей, не имеющей добродетелей, и просила у него благословения.
Они условились встретиться у Иордана, ближе к его
монастырю, на следующий год, чтобы Мария смогла причаститься. По промыслу
Божию, это случилось в Страстной четверг. Стоявший на западном берегу реки
старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно».
Приняв из его рук принесённые Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и
вскричала: "Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром.
Ибо видели очи мои спасение Твое!"» Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт,
потому что святая сама попросила его: «Сейчас ступай в свой монастырь, а на
следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя увидела. <…>
И вновь по воле Божией увидишь меня». Старец возвратился, «исполненный
ликования и великого страха, коря себя за то, что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году».
Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту святую женщину, лежащую мёртвой; руки её были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу». Оплакав её и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную на песке надпись: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн». Это означало, что она скончалась ещё год тому назад через несколько часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года, в Великую Пятницу. Могилу для её погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело святой.
Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы, а позднее было записано как "Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне" (автор этого шедевра ранневизантийской агиографии – патриарх Софроний Иерусалимский, †638 г.). Популярность жития засвидетельствована многочисленными переложениями и включением его в состав богослужения четверга пятой седмицы Великого поста (Стояние Марии Египетской, или Андреево стояние). Сюжет жития был использован И. С. Аксаковым в поэме "Мария Египетская".
Жизнь святой Марии Египетской рассматривается как двуединый символ деятельного раскаяния, преображающего все существо человека, и ответного Божия милосердия. Подлинное Христианство глубоко «оптимистично»: здесь нет места надменной брезгливости по отношению к людям с «непоправимо испорченной репутацией» (как в светском обществе), или к «неприкасаемым» (как в кастовом обществе), и неимоверное казалось бы восхождение из невозвратной бездны греха к ореолу святости открыто и каждой современной коллеге Марии до её обращения. Именно поэтому этой бывшей грешнице и посвящено последнее воскресенье Святой Четыредесятницы (Сорокадневного поста), важнейшего покаянного периода православного литургического года.
Мария Египетская почитается у нас как святая "преподобная". Её память по неподвижному (минейному) календарю – 1/14 апреля.
Изд. и лит.: Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне (VII в.) // Жития византийских святых / Перевод, вступит. статья и прим. С. В. Поляковой. СПб., 1995, с. 185–213; Селиванов Д. Б. Житие и служба Марии Египетской (автореф. канд. диссерт.). М., 1994; Преподобная Мария Египетская. Переславль-Залесский, 1997.
Ю. Рубан