Память преподобного Иоанна Лествичника

27 марта 2017

______________________________________________________________________________

Неделя 4-я Великого поста

26 марта в 2017 году

 

Апостольское чтение на Литургии

Послание ап. Павла к Евреям
6:13–20. – Зачало 314

[Непреложность обетований Божьих]

[Братья!] 13Когда Бог давал
обетование Аврааму, то, не имея никого выше
Себя, кем Он мог бы клясться, Он поклялся Собою, 14сказав: «Воистину,
благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя» (Быт .22:16–17). 15
И Авраам, проявив долготерпение, получил обещанное. 16 Ведь
люди клянутся кем-нибудь высшим себя, и клятва у них скрепляет конец всякого
спора.

17 Вот потому и Бог, желая с
избытком доказать наследникам обетования неизменность Своей воли,
воспользовался еще и клятвой, 18 чтобы в этих двух неизменных вещах[1],
в которых Богу невозможно солгать, мы нашли прибежище и обрели уверенность,
крепко держась открывшейся перед нами надежды. 19Она для
нас – незыблемый и верный якорь души, она
входит внутрь храма, за завесу [Святая
Святых скинии], 20 куда уже вошел за нас Предтечей Иисус,
став Первосвященником навеки по чину
Мелхиседека
(Пс. 109:4).

(Перевод
архимандрита Ианнуария (Ивлиева))

 

 

Евангельское
чтение на Литургии

(Евангелие от Марка 9:17–31. –
Зачало 40)

[Исцеление бесноватого отрока]

[В то время]
ответил Ему один [человек] из толпы: «Учитель! Я привел к Тебе моего сына,
одержимого духом немым. Где бы этот дух на него ни напал, он валится наземь, на
губах у него пена, зубами он скрежещет, а тело сводит судорогой. Просил я
учеников Твоих, чтобы они изгнали духа, а они не смогли».

И сказал Иисус им
в ответ: «О поколение, не имеющее веры! Сколько еще терпеть вас? Ведите его ко
Мне».

И привели его к
Нему. И когда бесноватый завидел Иисуса, тотчас дух свел его судорогой; он
свалился на землю и катался с пеной на губах. И спросил Иисус его отца: «Как давно
это случилось с ним?» А тот ответил: «С детства! И много раз дух бросал его и в
огонь, и в воду, на погибель ему. Так помоги же нам, сжалься над нами, если Ты
что-нибудь можешь!»

Но Иисус сказал:
«Если ты можешь [поверить]: всё
возможно тому, кто верует». И тотчас отец мальчика воскликнул со слезами:
«Верую, [Господи]! Помоги моему неверию». А
Иисус, видя, что сбегается народ, пригрозил нечистому духу и сказал: «Дух немой
и глухой! Я велю тебе: выйди из него и впредь не входи в него!»

С воплем и сильным сотрясением всего тела дух вышел, и мальчик сделался,
как труп, так что многие уже говорили, что он, мол, умер. Но Иисус, взяв его за
руку, поднял; и тот встал.

А когда вошел Иисус в дом, Его ученики спрашивали Его
наедине: «Почему мы не смогли изгнать его?» И сказал Он им: «Этой породы не
изгнать ничем – только молитвой [и постом]».

И оставив эти места, шли они по Галилее; и Он не
хотел, чтобы кто-нибудь узнал; ведь Он наставлял Своих учеников и говорил им,
что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и Он,
умерщвленный, через три дня воскреснет.

 

 

 

Лестница в Небеса

Четвертое великопостное воскресенье посвящено памяти преподобного
Иоанна Лествичника. («Преподобными» называют святых из монахов.) Долгая жизнь
этого древнего подвижника (VI в.), проведенная у подножия священной горы Синай,
была бедна внешними событиями, но богата внутренними, и это обеспечило ему
историческое бессмертие. Несколько странное для слуха прозвание – Лествичник
(славянское слово лествица значит
просто «лестница») – он получил от названия книги – «Лествица райская». В ней
духовный путь подвижника сравнивается с непрерывным восхождением по крутым
ступеням «лестницы» духовного совершенствования на небо. Всего Иоанн
насчитывает 30 ступеней – стадий совершенствования, по традиционному числу лет
жизни Иисуса Христа до Его вступления на общественное служение. Разумеется, он
писал в первую очередь для своих «коллег» монахов, но его видение жизни как
дороги, ведущей по ступеням ввысь, близко каждому христианину. Впрочем, не
только: психологически гениальные наблюдения синайского монаха вошли в мировую
культурную сокровищницу и интересны всем духовно развитым людям.

«Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших
времен, была любимой книгой Н. В. Гоголя, с которой он, по свидетельству
современников, «не расставался». Замечательно, что хрестоматийный герой
гоголевской «Шинели» оказался обязан своим именем и даже особенностями
характера одному из персонажей «Лествицы» – святому Акакию Савваиту,
современнику Иоанна Лествичника. (Греческое имя Акакий значит «кроткий»,
«незлобивый».)      

Ю. Рубан

 

 

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

ОДЕРЖИМЫЕ
ДУХОМ НЕМЫМ

Во имя Отца и Сына и Святого
Духа!

Евангелист Марк поведал нам
сегодня о мальчике, одержимом «духом немым», который повергал несчастного
больного на землю, заставлял его скрежетать зубами и цепенеть (Мк. 9:17,18).
Подробное описание страшных симптомов этой жуткой духовной болезни ужасает и,
как ни странно, одновременно успокаивает: со мной, – думает каждый из нас, –
при всех моих грехах, ничего подобного не происходит, значит, и тяжкая духовная
болезнь – одержимость «духом немым» – мне покуда не грозит. Я здоров!

Видимо, примерно так рассуждали и
апостолы, когда взялись врачевать несчастного бесноватого. «И бесы повинуются
нам» (Лк. 10:17), – говорили они с восторгом детей, получивших новую игрушку. А
бес взял, да и не согласился повиноваться! «Род неверный» (Мк 9:19) оказался
одержим тем же духом немоты и глухоты, и потому, конечно, не сумел произнести
слова, которые могли бы связать бесовскую злобу, парализовать бесовское
насилие. Оглушённые собой, неверные ученики не услышали то, что сказал Господь
скорбящему родителю бесноватого отрока: «Если сколько-нибудь можешь веровать,
всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Они пропустили мимо ушей и ошеломительный
ответ несчастного отца, ответ-крик, ответ-исповедь, ответ-молитву: «Верую,
Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Они, ближайшие ученики Христовы, в
своей безупречной вере не сомневались, а потому и потерпели поражение в схватке
с бесом. Если бы не так, им не было бы нужды вновь спрашивать своего Господа
уже наедине, вдали от посторонних глаз и ушей: «Почему мы не могли изгнать
его?» (Мк. 9:28). Потому и не могли изгнать, что оказались одержимы тем же
«духом немым и глухим», потому и «удостоились» горьких слов Христовых.

Не обязательно, оказывается,
испускать пену и скрежетать зубами, чтобы понять, что сам одержим этим духом
немоты и глухоты. Достаточно просто не слышать ближнего, когда он молит о
помощи. Потому и не слышать, что слышишь только самого себя, и занят только
самим собой. Достаточно забыть, что молчание не всегда – золото, забыть, что
мы, христиане, по слову апостола Петра, постоянно должны быть «готовы всякому,
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и
благоговением» (1 Петр. 3:15). При этом надо помнить, что ответ этот
недостаточно всего лишь сформулировать словами. Верующему не в Бога, а в себя, всё кажется, что должно же иметься в наличии некое
«волшебное слово», зная которое враз обратишь неверующего атеиста, и сходу
изгонишь любого беса.

Вот почему, отвечая на вопрос о
способе помощи ближнему, Господь напоминает Своим ученикам о посте и молитве. И
пост, и молитва – всего лишь способы отказа от самого себя. Воздержание от пищи
теряет смысл, если постящийся по-прежнему, как и до постного периода, глух к
страданиям ближнего и нем, когда страждущий ждёт от него утешения и сочувствия.
Молитва – это ведь тоже отказ от собственных прав, скажем, на сон, на отдых, на
общение с друзьями. Молитва – это время принадлежащее Богу, это период, когда
собственно время-то и кончается, и в нашу обезбоженную жизнь входит Вечность.
Мы ведь ровно столько и принадлежим Вечности, сколько покаянно и сокрушённо
молимся Богу, потому
что остальное время короткой нашей жизни так или иначе мы тратим на самих себя.
Вернее сказать, на самую любимую, самую лелеемую часть самого себя – на свою
грешную плоть.

Молитва и пост определённо и ярко
напоминают, прежде всего, нам самим, что состоим мы не только и не столько из
соматических клеток, чья неизбежная судьба – истлеть в небытии. Молитва и пост
возвращают нас в реальность Духа, который один наследует Вечность, который один
нетленен и по-настоящему реален. Поэтому и с духами злобы успешно может
сражаться лишь тот, кто научился отказываться от своих «законных прав» на отдых
и еду, на признательную благодарность и воздаяние по заслугам. Молитва и пост –
это то самое «отвержение себя» (Мф. 16:24) о котором мы с вами читали неделю
назад, поклоняясь Животворящему Кресту нашего Спасителя.

Вот почему и молитва, и пост
должны быть делом, безусловно, тайным, ибо те, кто постятся и молятся так, что
подвиги их становятся известны всем, рискуют уподобиться фарисеям, о которых
Господь наш сказал: «А все дела свои творят людям напоказ: делают всё шире
молитвенные повязки свои и всё больше – кисти; да любят самые почетные места на
пиршествах и в синагогах, и чтобы на площадях их приветствовали, и чтобы звали
их люди: "равви (учитель)!"» (Мф 23:5–7).

Сам Господь, молящийся наедине
(Мф. 14:23), преодолевающий искушения в Иудейской пустыне (Мк. 1:13),
запрещающий облагодетельствованным разглашать о Нём народу (Мк 3:12), только
однажды позволил восторженной толпе возгласить Себе торжествующую «Осанну».
Только однажды Он возразил тем, кто хотел заставить замолчать ликующие крики:
«Он ответил: Я говорю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют»
(Лк.19.40). Мы знаем, чем всё это кончилось. Камни и на самом деле возопили,
когда «завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу; и сотряслась земля; и
расселись скалы, и отверзлись гробницы; и восстали многие тела усопших святых,
и, выйдя из гробниц по воскресении Его, вошли во Святой Град и явились многим»
(Мф. 27:51–53).

Вспомним об этом «во дни печальные Великого поста»,
«свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем
проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1), не забывая строгого
предупреждения нашего Спасителя: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть
левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3). Только тогда есть
надежда, что «дух немой и глухой» покинет и нашу душу, и души тех, кто нам
дорог. Аминь.


[1] То есть: 1) через обетование (и через исполнение Своего обещания) и даже 2) через
клятву.