Память преподобного Иоанна Лествичника
___________________________________________________________________
Неделя 4-я Великого поста
10 апреля в 2016 году
Апостольское
чтение на Литургии
Послание ап. Павла к
Евреям 6:13–20. – Зачало 314
[Непреложность обетований Божьих]
[Братья,] Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим
поклясться не мог, поклялся Самим Собою, говоря: «Истинно, благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (Быт
22:16–17). И так, проявив долготерпение,
Авраам получил обещанное. Люди ведь клянутся большим, и клятва
становится у них нерушимым пределом всякому спору.
Поэтому и Бог,
желая нагляднее показать наследникам обещания непреложность Своей воли, воспользовался
клятвой, чтобы через два непреложных дела[1], –
в которых Богу невозможно солгать, – мы,
стремящиеся удержать предстоящую надежду, получили сильное утешение: [эта надежда]
для души – как якорь неколебимый и прочный; она входит внутрь за завесу [Святая
Святых скинии], куда предшественником (слав. предтечей) за нас вошел Иисус, став Первосвященником
вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4).
Евангельское
чтение на Литургии
Евангелие от Марка 9:17–31. – Зачало 40
[Исцеление бесноватого отрока]
[В то время]
ответил Ему один [человек] из толпы: «Учитель! Я привел к Тебе моего сына,
одержимого духом немым. Где бы этот дух на него ни напал, он валится наземь, на
губах у него пена, зубами он скрежещет, а тело сводит судорогой. Просил я
учеников Твоих, чтобы они изгнали духа, а они не смогли».
И сказал Иисус
им в ответ: «О поколение, не имеющее веры! Сколько еще терпеть вас? Ведите его
ко Мне».
И привели его к
Нему. И когда бесноватый завидел Иисуса, тотчас дух свел его судорогой; он свалился
на землю и катался с пеной на губах. И спросил Иисус его отца: «Как давно это случилось
с ним?» А тот ответил: «С детства! И много раз дух бросал его и в огонь, и в
воду, на погибель ему. Так помоги же нам, сжалься над нами, если Ты что-нибудь
можешь!»
Но Иисус сказал:
«Если ты можешь [поверить]: всё
возможно тому, кто верует». И тотчас отец мальчика воскликнул со слезами: «Верую,
[Господи]! Помоги моему неверию». А Иисус,
видя, что сбегается народ, пригрозил нечистому духу и сказал: «Дух немой и
глухой! Я велю тебе: выйди из него и впредь не входи в него!»
С воплем и сильным сотрясением всего тела дух вышел, и мальчик сделался,
как труп, так что многие уже говорили, что он, мол, умер. Но Иисус, взяв его за
руку, поднял; и тот встал.
А когда вошел Иисус в дом, Его ученики спрашивали Его
наедине: «Почему мы не смогли изгнать его?» И сказал Он им: «Этой породы не изгнать
ничем – только молитвой [и постом]».
И оставив эти места, шли они по Галилее; и Он не
хотел, чтобы кто-нибудь узнал; ведь Он наставлял Своих учеников и говорил им,
что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и Он, умерщвленный,
через три дня воскреснет.
Митрополит Сурожский
Антоний (Блум)
Проповедь в 4 неделю Великого поста
Покаяние
– это наше примирение с Богом
(Святой Иоанн Лествичник)
Пост – время покаяния, время, когда наши
окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из
холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.
Пост – это время обновления, когда, как весной, всё
опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва
мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к
Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя
причастниками Божественной природы.
Это
время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое
начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна
Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особо значимых для того
периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше
возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради
того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это
время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с
самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного
отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит
с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше
примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с
грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести.
Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести
всякую печаль и всякую боль».
Давайте спросим себя: как нам достичь такого состояния, как мы можем отозваться на зов Бога, Который принимает нас, как отец
принял блудного сына? Ведь Он столько ждал нас, ждал с тоской, когда мы
отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас! Как мы можем отозваться на зов такого Бога? Ответом могут стать слова всё
того же Иоанна Лествичника о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии,
потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет
детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе,
изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря;
одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает
ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу,
собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя
в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо
в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы
правдивы и верны самим себе и Богу».
Станем
же помнить, что говорит святой Иоанн
Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому
что он был человеком, знавшим, что
значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому
радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он – пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и одновременно с тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету – прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.
Лестница в Небеса
Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. («Преподобными» называют святых из монахов.) Долгая жизнь этого древнего подвижника (VI в.), проведенная у подножия священной горы Синай, была бедна внешними событиями, но богата внутренними, и это обеспечило ему историческое бессмертие. Несколько странное для слуха прозвание – Лествичник (славянское слово лествица значит просто «лестница») – он получил от названия книги – «Лествица райская». В ней духовный путь подвижника сравнивается с непрерывным восхождением по крутым ступеням «лестницы» духовного совершенствования на небо. Всего Иоанн насчитывает 30 ступеней – стадий совершенствования, по традиционному числу лет жизни Иисуса Христа до Его вступления на общественное служение. Разумеется, он писал в первую очередь для своих «коллег» монахов, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, близко каждому христианину. Впрочем, не только: психологически гениальные наблюдения синайского монаха вошли в мировую культурную сокровищницу и интересны всем духовно развитым людям.
«Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н. В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». Замечательно, что хрестоматийный герой гоголевской «Шинели» оказался обязан своим именем и даже особенностями характера одному из персонажей «Лествицы» – святому Акакию Савваиту, современнику Иоанна Лествичника. (Греческое имя Акакий значит «кроткий», «незлобивый».)
Ю. Рубан
[1] Т. е. через 1)
обетование (исполнение Своего
обещания) и даже 2) клятву.