Обретены рисунки новомученицы Екатерины Арской

14 октября 2011



Любые находки, связанные с жизнью и деятельностью российских новомучеников – событие для историков и людей церковных. Ценность их объясняется не только их содержанием, но и самим фактом «выживания» в условиях ГУЛАГа, обысков и смертельной опасности сохранять потенциальные «вещдоки». После ареста очередного обреченного, родственники старались иногда сами избавиться от любых вещей, связанных с репрессированными «врагами народа». Поистине, многие из предметов и вещей, принадлежавших жертвам режима, сами имели мученическую судьбу и сохранились подчас просто чудом и Божиим произволением.

Промыслом Божиим были обретен и целый ряд рисунков, выполненных мученицей Петроградской Екатериной (Арской), выставка которых открылась в неделю Торжества Православия в Музее Новомучеников Скорбященского храма на Шпалерной улице.

Собственно сам Музей был организован при храме не случайно. Редкий храм может утверждаться молитвами собственных святых. Двух новомучеников дал Русской Православной Церкви Скорбященский храм – святого настоятеля священномученика Григория (Сербаринова) и мученицу Екатерину, дочь ктитора храма, А.П. Уртьева – человека безупречной репутации и благочестивости…

Это обстоятельство и побудило настоятеля и приход заняться созданием Музея, ставшим заметным явлением в жизни нашей Митрополии. Неоценимую помощь в создании экспозиции, посвященной мц. Екатерине, оказал Дмитрий Вюнш-Арский, прихожанин храма и потомок святой новомученицы.

Вот, что он рассказал об обретении неожиданной находки:
«Всему своё время и место каждой вещи под небом». Мне невольно припомнились эти слова, когда, разбирая наш семейный архив, я обнаружил большую старомодную папку для бумаг, а в ней несколько листов, писанных карандашом и акварелью. На внутренней стороне обложки почерком моего деда было написано, что это рисунки его тётушки Екатерины Андреевны Арской, моей двоюродной прабабушки…
Эта папка пролежала под спудом более 15 лет, и обнаружил я её только потому, что, готовясь к переезду на новую квартиру, решил разобрать многочисленные документы, оставшиеся после кончины в апреле 1992 года моего деда – Г.М.Арского. Если бы не это обстоятельство то, вероятно, у меня ещё нескоро бы дошли руки до такой внушительной кипы бумаг, ибо я по привычке частенько откладывал на завтра то, что можно было сделать сегодня…»

Благодаря трудам и энергии Г.М. Арского чудом были сохранены редчайшие фотографии и личные вещи Екатерины Андреевны. Компьютерная обработка и очистка фотографий, демонстрация их и вещей, связанных с жизнью новомученицы, позволили через музейную экспозицию приблизить эпоху и раскрыть всю чудесность и незаурядность жизни петербургской святой.

Д. Вюнш-Арский продолжает:
«Господь Бог Своим Промыслом открывает каждому в своё время именно то, что ему необходимо и именно в нужный момент. Так было тогда, когда я узнал о канонизации Екатерины Андреевны Арской, что привело меня в нашу Скорбященскую церковь, в которой я, наконец, обрёл тот духовный дом, который необходим каждому христианину. Это было и тогда, когда я познакомился с настоятелем нашего храма, о.Вячеславом, живейшее участие которого стало залогом открытия Музея Новомучеников с экспозицией в нем материалов о моей прабабушке, и, по тщательном исследовании сохранившихся фотографий, написания её образа, достоверно передающего физиогномические черты новомученицы».

Так же Промыслом Божьим было суждено открыться целому собранию художественных работ новомученицы непосредственно перед совершением прихожанами Скорбященского храма к месту жизни, расстрела и упокоения мц. Екатерины в г. Боровичи Новгородской области. В этом небольшом городе она провела последние годы жизни и вместе с другими членами Александро-Невского братства и несвязанными с ним людьми пала жертвой Большого Террора 17 декабря 1937 года… Молитвы на месте мученичества и пребывания мощей святая ознаменовала посланием нам, спустя 70 лет, целой россыпью рисунков, большинство которых изображают…цветы. Этот букет и стал основой открытой выставки – «Цветы новомученицы».

К сожалению, пока не известно в деталях, - как эти рисунки попали в семейный архив Арских. Можно предположить, что произошло это летом 1921 года, когда Г.М. Арский вернулся в Петроград с Юга России, где только что закончилась Гражданская война. Георгий Михайлович Арский приходился Е.А.Арской племянником – его мама, прабабушка Дмитрия Вюнш-Арского, и Екатерина Андреевна были родными сестрами. Кроме того, дед являлся крестником Петра Николаевича Арского – мужа Екатерины Андреевны.

«Дед всю свою жизнь собирал материалы и документы, касающиеся нашей родословной, поэтому неслучайно, что именно у него сохранились эти реликвии семьи Петра Николаевича и Екатерины Андреевны Арских», - говорит Д. Вюнш-Арский.

Возвратившись в Петроград Г.М.Арский некоторое время жил на квартире Е.А.Арской по адресу Кирочная, д.28, кв.15. В эту квартиру Пётр Николаевич Арский с семьёй переехали после закрытия Императорского Вдовьего Дома, где они до этого жили на служебной квартире.

«К 1921 году Екатерина Андреевна уже овдовела и потеряла всех своих детей – все они погибли от эпидемии дизентерии и холеры в 1918-1920 гг. Скорее всего, эти рисунки Екатерина Андреевна передала моему прадеду Михаилу Николаевичу Арскому, так как он был братом её покойного супруга, а от него они остались моему деду», - считает Д. Вюнш-Арский.

Среди рисунков особый интерес вызывает попытка автопортрета Екатерины Андреевны, выполненный карандашом, и такой же карандашный портрет П.Н.Арского. Последний, вероятно, выполнен по фотографии, которая до сих пор хранится в доме Арских. На ней Пётр Николаевич запечатлён в полевой гимнастерке с орденом св. Владимира 4 степени на груди и погонами подполковника артиллерии.

«Снимок этот был сделан в сентябре 1914 года, перед отправкой Петра Николаевича под Варшаву, где в тот момент шли ожесточённые бои с немецкими войсками, пытавшимися овладеть Варшавским губернаторством и нанести фланговый удар по русской армии, громившей австрийцев в Карпатах. Стратегическое развёртывание кадровых частей ещё не было до конца завершено, поэтому на фронт направлялись части государственного ополчения, а П.Н.Арский, как офицер, призванный из запаса, был определён в 28-ю пешую дружину Тверского ополчения. В ней он служил до февраля 1915 года, когда «по ранению» был переведён в Петроград», - рассказывает Дмитрий Вюнш-Арский.

«Кроме рисунков в папке я обнаружил фотографии, сделанные в загородном доме отца Екатерины Андреевны – А.П.Уртьева, - продолжает он. - Среди этих снимков фотография самой Е.А.Арской с дочерью Галиной на руках. На оборотной стороне надпись сделанная рукой прабабушки: «1900 г., летом в Лесном». Милая и трогательная фотография. В ней как будто запечатлелись душевные качества Екатерины Андреевны – любовь, нежность и кротость».

На самом дне папки лежал конверт для фотобумаги, внутри которого находилось два десятка старых открыток. Это были письма, которые писал своей жене и детям Пётр Николаевич Арский из Действующей армии осенью 1914 – весной 1915 г.г. Там же оказались письма самой Екатерины Андреевны и детей отцу на фронт. Письма из армии были написаны на открытках, в основном с видами старой Варшавы, но среди них оказалась одна уникальная открытка. На пожелтевшем от времени кусочке картона, карандашом и акварельными красками изображен бравый казак с лихо выступающим из-под фуражки чубом. Несмотря на солидный возраст рисунка, краски остались по-прежнему яркие и свежие, словно были нанесены на бумагу только вчера. Под рисунком, явно детским, но вполне разборчивым почерком написано несколько строчек.

«Это было письмо, посланное отцу в Действующую армию Иваном Арским – единственным сыном Екатерины Андреевны и Петра Николаевича. Как и письма других детей, эта открытка – маленький отчёт об успехах в учёбе и пожелание скорейшего свидания с горячо любимым отцом. Вроде бы ничего необычного, если не считать, что это письмо десятилетнего мальчика, от кого не сохранилось даже фотографии…»

От Ванечки Арского, одного из первых российских скаутов, сохранился уникальный документ – скаутский дневник, наполненный необходимыми юному разведчику материалами и нравственными сентенциями… Дневник этот ныне также хранится в приходском Музее.

Рассказывает Дмитрий Вюнш-Арский: «С детьми Е.А. и П.Н.Арских, то есть со своими двоюродными сестрами и братом, мой дед очень часто виделся в их квартире, находившейся во втором этаже Императорского Вдовьего Дома по Долгоруковскому проезду №2 (ныне в этом доме располагается Генеральное консульство Великобритании). Вместе со своей сестрой Женей, они частенько гостили у крестного и даже оставались там на ночлег. Дед вспоминал, что особенно они были дружны с младшими детьми – Натальей и Ваней. Наташа, как и все девочки Арских, училась в Александровском женском институте, где существовали довольно строгие порядки: достаточно сказать, что воспитанницы жили в институте неотлучно и их отпускали домой только на выходные и на вакации (каникулы). Иван Арский обучался в немецкой реформаторской гимназии, знаменитой «Петершуле», где детям, кроме прочего, преподавались иностранные языки и иностранная литература. Дед вспоминал, что часто в семье Петра Николаевича и Екатерины Андреевны устраивались импровизированные домашние спектакли и декламации, когда взрослые и дети читали произведения зарубежных авторов на их родных языках. Когда в конце 1917 года мой дед уезжал на Кубань, где в этот момент формировалась Добровольческая армия, Ваня Арский передал ему своё гимназическое пальто, так как ехать в кадетской шинели было далеко небезопасно. Больше им уже не суждено было свидеться…»

Помимо указанных работ, среди рисунков новомученицы есть и пейзажи и натюрморты. Одна работа выполнена на картоне маслом, остальные – темперой и акварельными красками. Несколько графических работ выполнены карандашом. Не будучи, очевидно, профессиональным художником, Екатерина Андреевна обладала прекрасным чувством формы и цвета, была опытным и внимательным рисовальщиком, тонко и психологически верно, с чувством юмора подмечала характерные черты персонажа. Об этом можно судить и по миниатюрным зарисовкам в ее нотной тетради, также представленной в Музее Скорбященского храма. Выставка «Цветы Новомученицы» будет экспонироваться в Большом зале приходского центра «Лествица», а позднее будет перенесена в помещение Музея Новомучеников.
 

Протоиерей Вячеслав Харинов