О нашей великопостной аскезе
Олимпиада добродетели
Об истинном и ложном аскетизме
В обыденном сознании «аскет» — странный и героический отшельник, человек, предающийся умерщвлению плоти, изможденный постами и бдениями и стремящийся внешним своим обликом еще при жизни уподобиться египетской мумии, — явный анахронизм, словно бы сошедший со страниц известного романа Гюстава Флобера «Искушение святого Антония». Такому человеку можно сочувствовать, и им можно восхищаться, но ему решительно нельзя найти места в так называемой современной жизни. Подобное суждение, столь естественное для большинства, — плод исторического беспамятства, конечно.
Вспомним для начала о том, что греческое слово аскесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения», а производное от него — аскетэс (аскет) — есть не что иное, как спортивная метафора. В античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающих себя определенным ограничениям. Метафорически же на языке древних философов аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли. Новый Завет и памятники раннехристианской письменности продолжили традицию использования античных спортивных образов и уподоблений.
«Не знаете ли, — пишет апостол Павел христианам греческого Коринфа, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те [т.е. атлеты] для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух...» (1 Кор. 9, 24-26).
Нам ясно теперь, что смысл аскезы — как физической, так и духовной — состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету — венок лавровый, награда христианину — венец спасения, и потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. И подвиги аскетические — это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин — монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяются данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.
Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме и у неоплатоников), а из необходимости привести их в состояние гармонии, пример которой явил в Своей земной жизни Богочеловек Иисус Христос. Он стал первым — после Адама до его катастрофического грехопадения — совершенным человеком, Вторым Адамом, как называет Его апостол Павел. Материальная природа, человеческая плоть — не зло. Напротив, она бесконечно ценна, ибо вся ее полнота воспринята воплотившимся и вочеловечившимся Сыном Божиим, ставшим воистину Сыном Человеческим. Тем самым Он сообщил человеческой природе потенциальную возможность — для каждого человека! — бесконечного совершенствования. Этот процесс богоуподобления именуется по-гречески тэосис, «обожение».
Поэтому тело для христианина — не просто материальная и смертная оболочка, но — храм живущего в нем Святого Духа. И это его новое и удивительное состояние «куплено дорогою ценою» — ценою неимоверных поношений, страданий и крестной смерти Сына Божия (1 Кор. 6, 19-20). Отсюда и осознание невозможности предать этот «храм» во власть неразумных и постыдных низших стихий, страх осквернить его.
Напротив, «модный» сейчас у заблудившихся в индийских джунглях псевдодуховных соблазнов наших современников (кощунственно желающих оспорить дело князя Владимира и смыть с себя воды святой купели!) брезгливый взгляд на тело как на «тюрьму» и «темницу духа» и проистекающий отсюда идеал нирваны («угасания», «небытия») означает для христианина страшную «прелесть бесовскую» — конечную степень плененности человека духом злобы. Вечно обличаемый пред лицом правды Божией, он не может ни раскаяться, ни уничтожить себя и достичь «спасительного» для него «забвения», но может лишь осуществлять это стремление в своих обольщенных последователях.
Бесчисленные духи «самоуничтожения и небытия», как называет их Ф.М. Достоевский, не имея средств уничтожить себя до конца, «требуют» от Бога «себе уничтожения». «Ненасытимы во веки веков, — говорит старец Зосима, — и прощение отвергают; Бога, зовущего их, проклинают. Бога Живого без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было Бога Жизни, чтобы уничтожил Себя Бог и создание Свое. И будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти» («Братья Карамазовы»).
Древнехристианские отцы Церкви не считают аскетизм особой «профессией» или горделивой привилегией избранных, но полагают его сущность в том же, в чем кроется сущность христианства вообще. То есть, по словам св. Григория Нисского (IV век), в «подражании божескому естеству» или — в «возведении человека в древнее благополучие»1.
Поэтому «истинный (то есть нравственный) аскет приобретает власть над плотью не для укрепления формальных сил духа, а для лучшего содействия добру. Аскетизм, который освобождает дух от страстей постыдных лишь для того, чтобы тем крепче связать его страстями злыми ... есть ложный или безнравственный аскетизм; его первообразом, по христианским понятиям, следует признать диавола, который не ест, не пьет, не спит и пребывает в безбрачии»2.
Согласимся, что горделивые ревнители исключительно «гастрономического» аспекта поста избрали себе явно малопочтенный персонаж для
подражания. Таким гибельным путем пошел снедаемый смертельной завистью инок Ферапонт, антагонист старца Зосимы.
«Сирийский пророк» и его молитва
Среди великопостных молитв и песнопений особенно выделяется одна, как бы суммирующая в себе главные вехи на путях духовного восхождения. Она принадлежит восточному отцу Христианской Церкви — святому Ефрему Сирину (306—373 годы), заслужившему у современников почетное прозвище «сирийского пророка». Написанная в оригинале стихами, эта молитва, известная как «Молитва преподобного Ефрема Сирина», звучит в наших храмах в ритмизированном славянском прозаическом переводе. Творится она с высокой великопостной торжественностью.
В определенные моменты богослужения священник выходит из алтаря и, стоя на амвоне лицом к Царским вратам, громко произносит три ее прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Поднявшись, он совершает двенадцать поясных (малых) поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их, выпрямившись, громко произносит молитву святого Ефрема полностью, все три прошения одно за другим, без перерыва, и творит еще один земной поклон, после чего молча уходит в алтарь. Вслед за священником, подражая ему, поклоны совершают и все молящиеся в храме.
Чтение молитвы Ефрема Сирина начинается с вечера вторника Сырной седмицы (масленицы) и заканчивается в Страстную среду. Исключительная важность молитвы зафиксирована ее богослужебным статусом: не являясь особой иерейской молитвой (как молитвы евхаристические или светильничные), молитва Ефрема Сирина не может совершаться ни чтецом, ни даже диаконом (которому дозволяется богослужебное чтение Евангелия!), но лишь священником. «Устав подвергает великой ответственности пред Богом и судом Церкви как священника, если он без должного внимания читает молитву и небрежно совершает поклоны, так и всех православных, если они совершают поклоны с бестолковой торопливостью, не вслушиваясь в слова молитвы и не подражая священнику»3. Прочтем ее вместе.
«Господи и Владыко живота (жития) моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»4.
В 1836 году один петербургский прихожанин дал переложение этой глубокой и проникновенной молитвы в александрийских стихах, отличающихся большой смысловой точностью:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих!
Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Вы уже догадались, что «таинственный прихожанин», внимающий словам великой молитвы — это Александр Сергеевич Пушкин. Представляется в высшей степени примечательным, что эти строки были написаны им летом, 22 июля 1836 года, спустя почти четыре месяца по окончании Великого поста (Пасха в тот год приходилась на 29 марта). Это значит, что давно отзвучавшая в храмах молитва звучала в его сердце непрестанно.
Стихотворение «Отцы пустынники...» входит в незавершенный «Каменноостровский цикл». Он свидетельствует о духовном самоуглублении поэта, видимо, предчувствовавшего, что скоро ему суждено предстать пред Судией всяческих. Отсюда и великопостные — покаянные и прощальные — мотивы. И действительно, услышать на земле молитву Ефрема Сирина в Великом посту следующего года «рабу Божию Александру» уже не довелось. Пасха 1837 года была поздняя, 18 апреля (по старому стилю), и пост начинался 1 марта, а вторник Сырной седмицы (масленицы), когда впервые звучит в православных церквах эта молитва, приходился на 23 февраля. Роковой выстрел у Черной речки гулко громыхнул в морозном воздухе четырьмя неделями ранее.
По знаменательному совпадению, А.С. Пушкин умер на следующий день после памяти святого Ефрема Сирина, совершаемой Православной Церковью 28 января по Юлианскому календарю. В XX и XXI столетиях оба этих события — при переводе их на новый календарный стиль — совпадают и воспоминаются нами одновременно — 10 февраля.
«Дни печальные Великого поста» продолжаются, и покаянные слова великой молитвы звучат для всех, призывая к духовному трезвению и здравомыслию — к тому, чтобы склонить «горделивую главу» и хотя бы ненадолго задуматься, со стороны взглянув на себя, вечно куда-то спешащего. День завтрашний никому из нас неведом и может просто не наступить. Так разумно ли искушать время?
Приложение
ВЕЛИКИЙ ПОСТ — важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для духовно-нравственной подготовки верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения или Пасхи. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями («седмицами»). Они постепенно вводят христиан в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм. Великий пост начинается с Чистого понедельника, следующего за Прощеным воскресеньем.
Великий пост в традиционном понимании продолжается семь недель и состоит из двух неравнозначных по смыслу и продолжительности временных периодов — 1) «Святой четыредесятницы» (буквально — «сорокадневицы»), установленной в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед выходом на общественное служение (оканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы), и 2) Страстной седмицы.
Календарное начало Великого поста, входящего в структуру подвижного годового цикла, определяется датой Пасхи конкретного года. В XX—XXI веках начало Великого поста перемещается от 2/15 февраля (при самой ранней Пасхе 22 марта/4 апреля) до 8/21 марта (при самой поздней Пасхе 25 апреля/8 мая). (В католическом богослужебном календаре Великий пост начинается с «Пепельной среды»).
Все воскресенья (по-славянски — «недели») подготовительного периода и собственно Великого поста имеют нумерацию и особые заголовки, указывающие темы их богослужебных воспоминаний.
«Недели» подготовительные: 1)о мытаре и фарисее, 2) о блудном сыне, 3) мясопустная (о Страшном Суде), 4)сыропустная (воспоминание Адамова изгнания, или Прощеное воскресенье). Пост не может начинаться с воскресного дня, поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья.
«Недели» (воскресенья) Великого поста: 1) Торжество Православия, 2) святителя Григория Паламы, 3) Крестопоклонная, 4) преподобного Иоанна Лествичника, 5) преподобной Марии Египетской, 6) неделя Ваий (цветоносная) или Вербное воскресенье; двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (за которым следует Страстная седмица).
Великий пост характеризуется рядом богослужебных особенностей. Отменяется служение Божественной
литургии в понедельник, вторник и четверг. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в субботу — Литургия свт. Иоанна Златоуста, в воскресенье — Литургия свт. Василия Великого. В первые четыре дня Великого поста на повечерии и в четверг пятой седмицы на утрене (совершаемой, как правило, накануне в среду вечером) читается Великий канон Андрея Критского. В субботу этой же седмицы (в приходской практике — накануне, в пятницу вечером) читается Акафист Пресвятой Богородице («Радуйся, Невесто неневестная») — единственный (!) акафист, предписанный церковным Уставом.
Нормативная структура церковных служб пополняется особыми песнопениями и молитвами, в том числе молитвой Ефрема Сирина, суммирующей покаянный путь христианина. Строгие пищевые запреты, предписанные монастырским Уставом — употребление только растительной пищи, кроме Вербного воскресенья, Благовещения (в случае совпадения его с Великим постом) и Лазаревой субботы, сухоядение и даже полный отказ от пищи в определенные дни — в приходской практике ослабляются.
1 Св.Григорий Нисский. К Армонию о том, что значит имя и название «христианин» // Творения, т. 7. С. 217.
2 Соловьев В.С. Аскетическое начало в нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. 26 (1), 1895. С. 87-88.
3 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Часть I. М., 1993. С. 555.
4 Денисов Л. Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния.
С приложением его предсмертного завещания, покаянной молитвы и увещаний к покаянию, извлеченных из «Гимнов о покаянии». М., 1897. С. 64. См. также: Ушаков Н. Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина и черты его жизни. М., 1905.
Юрий РУБАН,
кандидат исторических наук, доцент СПбГУ