О ГЕРОЯХ ЦУСИМЫ
«Волей Всевышнего не суждено было увенчать ваш подвиг успехом, но
беззаветным мужеством вашим Отечество всегда будет гордиться»
Император
Николай II
110 лет прошло с тех пор как 27 мая 1905 года за 2 дня в
Цусимском сражении прекратила своё существование Вторая Тихоокеанская эскадра,
которая первоначально шла на помощь Первой эскадре в Порт-Артур.
Причины катастрофы, ставшей национальной трагедией, являются предметом активных споров как
раньше, так и в наше время и не оставляют равнодушными всех, не только моряков.
Можно говорить и о сакральных причинах поражения, когда Порт-Артурская икона
Божией Матери не была доставлена в крепость до её сдачи врагу. «Наказывает Бог Россию, — писал в своем
дневнике епископ Николай Японский через полтора месяца после Цусимского
сражения, — то есть отступил от нее, потому что она отступила от Него... Без
Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно
существовать». «Думали победить без Бога, и не победили», — сказал по этому
поводу св. Иоанн Кронштадский.
В одном сходятся все
исследователи – это в высокой оценке стойкости и отваги российских моряков. И
наша память о них говорит о том, что святой подвиг пожертвовавших свою жизнь за
рубежи Родины – это вечное и ценное
достояние истории народа.
Сначала нужно было совершить переход из Балтики
и и обеспечить
работу паровых судов каменным углем на всё путешествие. Преодолев 18 тыс. миль «великая
армада», благодаря поистине титаническому труду матросов и офицеров,
организаторским способностям адмиралов Рожественского, Небогатова, Фелькерзама, уже в этом совершила подвиг.
"В памяти встают
страшные картины гибели наших лучших судов и их доблестного личного состава, до
конца исполнившего свой долг. Можно привести много примеров доблести, отваги и
самоотвержения, и я уверен, что каждый из оставшихся в живых участников
трагедии может указать не на один случай относительно чинов командного состава,
до последнего матроса включительно".( Второй артиллерийский офицер
броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" А. П. Гезехус)
Флаг-офицер с броненосца «Суворов» мичман Демчинский так писал о начале Цусимского сражения: «Первый снаряд, попавший в “Суворова”,
угодил как раз во временный перевязочный пункт, развернутый доктором, казалось
бы, в самом укромном месте — в верхней батарее, у судового образа между
средними шестидюймовыми башнями. Много народу перебило. Доктор как-то уцелел,
но судовой священник иеромонах о.
Назарий был тяжело ранен. Он находился на пункте в епитрахили, с крестом и
запасными дарами. Когда к нему, сраженному целым градом осколков, бросились
доктор и санитары, чтобы уложить на носилки и отправить вниз, в операционную
(под броневой палубой), он отстранил их, приподнялся и твердым голосом начал:
“Силою и властью”, но захлебнулся кровью, подступившей к горлу, и торопливо
закончил: “...отпускаю прегрешения... во брани убиенным”, благословил
окружающих крестом, которого не выпускал из рук, и упал без сознания. Мне
захотелось пойти взглянуть. Судовой образ, вернее образа, так как их было много
— все напутственные благословения броненосцу, — остались совершенно целыми.
Даже не разбилось стекло большого киота, перед которым в висячем подсвечнике
мирно горело несколько свечей».
Вечером 27 мая японская эскадра, потерявшая в
тумане русские корабли, случайно наткнулась на полуразбитого бывшего флагмана
2-й Тихоокеанской эскадры. Полтора часа «Суворов» отбивался из единственного
уцелевшего орудия и затонул только после трех торпед, выпущенных в упор
японскими миноносцами. Ни одного человека с него не спасли. Командир
"Суворова" капитан 1 ранга Василий
Васильевич Игнациус был ранен, но
отказался покинуть свой корабль. В Троице-Сергиевой лавре хранится дверь из
судового храма крейсера с иконой святого великомученика и воина Димитрия
Солунского. По преданию она всплыла на поверхность моря и была выловлена
китайскими рыбаками.
С тонущего броненосца
«Ослябя» было спасено 204 члена экипажа. Однако
сохранились рассказы, о некоторых членах экипажа броненосца «Ослябя» которые
отказались покинуть броненосец. Лейтенант
Владимир Александрович фон Нидермиллер, командуя башней 10 – дюймовых
орудий отказался покинуть её во время эвакуации, она вела огонь по неприятелю
по последней минуты жизни броненосца. Также командир броненосца, капитан 1–го ранга Владимир Иосифович Бэр до последнего распоряжался спасением экипажа и, сделав всё возможное, закурил последнюю папиросу и отправился в боевую рубку, закрыв за собой дверь. Он разделил геройскую судьбу своего
броненосца.
Тихоходный “Донской”
остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом,
погасив огни, пошел во Владивосток. Близь острова Дажелет корабль задержался,
чтобы снять команду с тонущего миноносца “Буйный”, но был окружён 6 крейсерами
и 4 миноносцами противника. На предложение сдаться японцы получили твёрдый
отказ. Отстреливаясь на оба борта, “Донской” сумел подбить два вражеских
крейсера, но и сам получил повреждения: насосы не справлялись с поступающей
через пробоины водой. Ранним утром 16 мая 1905 года крейсер открыл кингстоны и
затонул, не спуская флага. (1)
На эскадренном
броненосце «Император Александр III»
сражались чины Гвардейского экипажа, это был цвет русской народа. Из 900 членов экипажа не уцелел не один.
О
последних минутах боя доблестного броненосца сохранилось свидетельство мичмана И.А. Дитлова, который наблюдал за
эпической гибелью броненосца «Император Александр III» находясь на броненосце
береговой обороны «Адмирал Ушаков». Он вспоминал: «Прошло ещё несколько времени, и с правой же стороны показался ещё
броненосец, шедший прямо на нас: трубы и мачты целы, но он идёт с заметно
увеличивающимся креном, между труб пылает громадный костёр. Наши пушки за дальностью расстояния не
стреляли, и прислуга собралась около амбразуры, у всех бледные лица и широко
раскрытые глаза напряжённо смотрят, слышен шепот: «Господи, помоги им». Броненосец
уже так близко к нам, что можно рассмотреть отдельные фигуры; крен его всё
увеличивается, на поднявшемся борту чернеют люди. А на мостике в величественно
спокойной позе, опершись руками на поручни, стоят два офицера.
В это время с правого борта вспыхивает огонь,
раздаётся выстрел, момент – броненосец перевёртывается, люди скользят вниз по
поднявшемуся борту, и вот гигант лежит вверх килем… а винты продолжают
вертеться, ещё немного и всё скрывается под водой. Стоящий рядом со мной комендор
крестится: «Господи, упокой их души!» Из
глаз матросов текут слёзы, я чувствую, как у меня спазмой сжимается горло, и
рычу: «Стреляйте, целься хорошенько, отомстите!»
Тяжело раненный в бою
крохотный броненосец береговой обороны "Адмирал
Ушаков", в ответ на предложение о сдаче открыл огонь по двум
современнейшим японским броненосным крейсерам, расстрелявших его с дистанции
недосягаемой для его старых орудий. Но орудия эти стреляли, когда
"Ушаков" шел ко дну под Андреевским флагом. И уцелевшие моряки, в
ледяной воде Японского моря, видя это, говорили друг другу: "Кажется адмирал Ушаков был бы нами
доволен". Сам командир (Миклуха Владимир Николаевич) скончался в воде от потери крови и переохлаждения.
"А в пяти
кабельтовых от "Суворова" через несколько минут сложила свою голову и
"Камчатка". Она пыталась
защитить свой флагманский корабль, имея у себя на борту всего лишь четыре
маленьких 47-миллиметровых пушки. Большой снаряд разорвался в её носовой части,
и она стремительно последовала на дно за броненосцем. С "Камчатки",
на которой плавали преимущественно вольнонаёмные рабочие, мало осталось свидетелей..."(А.С.
Новиков-Прибой)
Из воспоминаний офицеров «Сисоя Великого»: «Обе наши батареи, а также спардек
с мостиками и носовыми рубками, представляли из себя сплошное море огня…»;
«Середина «Сисоя» горела, подымался над нею густой дым, а из амбразур
шестидюймовых орудий били языки пламени… Картина была величественна…»;
«Броненосец представлял из себя плавающий костёр, который японцы засыпали
снарядами, чтобы добить до конца…». Потрясённая страшным зрелищем команда
проходившего мимо «Сисоя» броненосного крейсера «Адмирал Нахимов», не имея
возможности хоть как-то помочь броненосцу, кричала ему «ура». Ответное «ура»
гремело с избитого «Сисоя». Бой продолжался…"
Выделившиеся при взрыве ядовитые газы шимозы (взрывчатого
вещества, которым начинялись японские снаряды) быстро распространились по
внутренним помещениям корабля. Люди, старавшиеся потушить пожар в батарее, не
выдерживали, пытались бежать и падали без чувств. Ситуация усугублялась тем,
что ядовитые газы проникли в перевязочный пункт броненосца, где ими были
отравлены оба корабельных врача.
Так же героически вели себя командиры и экипажи подавляющего
большинства других больших и малых кораблей 2-й эскадры до конца выполнивших
последний приказ адмирала Рожественского "Курс N0 23?".
Даже в окружении Небогатова нашелся корабль, не
подчинившийся приказу о сдаче. Крейсер
"Изумруд", под командованием барона
В.Н. Ферзена, вырвавшийся из кольца японского флота. По фатальному
невезению он сел у Владивостока в тумане на камни и был оставлен экипажем. Подвиг
"Изумруда", его командира и экипажа уникален тем, что он показал, что
остались на Русском флоте моряки, помнившие и понимающие не букву, а Дух
Морского устава, запрещающий сдачу кораблей под флагом Св. Андрея Первозванного
при любых обстоятельствах.
Вспомним участвовавших
в Цусимском сражении православных
священников. По флотской традиции к каждому крупному кораблю приписывался
судовой священник (обычно иеромонах), который не только окормлял его экипаж, но
и имел медицинскую специальность. К маю 1905 года двое из них уже погибли: иеромонах Алексий (Раевский) с броненосца
«Петропавловск» и иеромонах Афанасий (Рукин) с крейсера «Аврора»,
смертельно раненый шальным снарядом во время так называемого «гулльского
инцидента». Следует отметить, что о.
Афанасий стал первым моряком, погибшим на злополучной эскадре адмирала
Рожественского (причем по роковой ошибке совершенной своими моряками).
Судовой священник
отец Александр Андреевич Недрыгайло
с броненосца «Император
Александр III» погиб как все с этого корабля.
Архиепископ Зиновий
(Дроздов), принявший смерть в сталинских лагерях, в годы русско-японской
войны был корабельным иеромонахом. На госпитальном судне «Орел» вместе со 2-й
тихоокеанской эскадрой будущий архиепископ проделал путь от Балтики до Цусимы,
попал в плен и оставил интереснейшие воспоминания «С эскадрой до Цусимы».
В художественной литературе и мемуарах описываются также
обстоятельства гибели иеромонаха Феодора
(Хандалеева), погибшего под винтами японского корабля во время избиения
остатков экипажа крейсера «Светлана».
Крейсер "Светлана", бывшая великокняжеская яхта, отстреливалась до последнего снаряда из случайно уцелевших
орудий.
Вспомним также, что в русско-японскую войну 1904 - 1905 гг.
в госпиталях, плавлазаретах, на санитарных поездах и т.д. служили свыше 3 тыс.
сестер милосердия, женщин-врачей, фельдшериц, сиделок. Следует особо
подчеркнуть, что бок о бок трудились крестьянки, мещанки, дочери купцов,
чиновников, вдовы фельдшеров, священников и т.д. Умножали славные традиции
российских женщин на службе Отечеству и представительницы княжеских, графских
фамилий, потомки известных военных: 4 из рода Урусовых, 3 Шаховских, 2
Шереметевых, 2 Оболенских, Гагарины, Апраксина, Шувалова, Бутурлина, Н. фон
Эссен, Ю.А.Редигер, А.Логинова-Радецкая и многие-многие другие.
Всего за русско-японскую войну 1904 - 1905 гг. было награждено
свыше полутора тысяч женщин, работающих в госпиталях, из них свыше тысячи
золотыми и серебряными медалями на Аннинской ленте, около полутора сотен
золотыми и серебряными на Георгиевской ленте, свыше 60 золотыми и серебряными
на Станиславской ленте, некоторые на Владимирской, Андреевской, Александровской
лентах, то есть более половины участниц были отмечены теми или иными наградами,
а некоторые двумя и больше.(2)
Назовем еще некоторых
Героев Цусимы:
За подвиги в Цусимском морском сражении, капитан 2 – го
ранга Николай Николаевич Коломейцов
был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость» и, по удостоению
Кавалерской Георгиевской Думы орденом
Святого Великомученика Георгия 4 степени «за подвиг храбрости и самоотвержения,
оказанной в бою 14 мая 1905 года в Цусимском проливе, когда имея на вверенном
ему миноносце около 200 человек, подобранных из воды при гибели броненосца
«Ослябя», под градом снарядов подошёл к объятому пламенем броненосцу «Князь
Суворов» и снял с него командующего эскадрой».
Мичман Храбро-Васильевский за участие в спасении команды «Осляби»
на вельботе был награждён орденом Святого Великомученика Владимира 4–й степени с мечами и бантом.
На этом же броненосце геройски сложил голову поручик, князь Григорий Григорьевич Гагарин.
Евгений Романович
Егорьев - капитан 1-го ранга, командир крейсера «Аврора». В бою 27 мая убит
в боевой рубке осколками 75-мм снаряда, разорвавшегося на правом трапе
переднего мостика. Похоронен в море у побережья Филиппин.
Командир "Орла" -
Николай Викторович Юнг. Неоднократно
и смертельно раненный в бою 27 мая, доблестно исполнил свой долг. Преклоняясь
перед его доблестью, японцы во время его
захоронения в море приспустили над плененным "Орлом" свой флаг и дали
винтовочный залп.
Принявший командование "Орлом" после смертельного ранения
командира, Константин Леопольдович Шведе. В бою получил тяжелую контузию
головы и спины, множественные ранения лба и шеи. Помог А. С. Новикову в работе
над текстом "Цусимы". Умер 30.03.1933 г., покоится на Ново-Девичьем
кладбище Санкт-Петербурга.
Лейтенанты
"Орла" С.Я. Павлинов (слева) и мл. штурман,
рулевой Л.В.Ларионов.
Старший артиллерист, лейтенант Ф.П.Шамшев (был 3 раза
подряд ранен в живот и голову, оставаясь на боевом посту)
В.Л.Модзалевский - лейтенант, младший минный офицер "Орла".
Вахтенный начальник,
командир левой носовой башни, лейтенант К.П.СЛАВИНСКИЙ (не покидал пост, дважды
ранен, потерял левый глаз).
Командир прав. носовой башни А.В.Гирс (скончался от ран).
Шупинский А.П.,
мичман - погиб от попадания осколка снаряда в голову.
Матрос Семен Семенович Ющин - единственный
уцелевший с брониносца "Бородино".
Все буквально моряки кораблей, до конца выполнивших свой
долг при Цусиме, а также офицеры вспомогательных крейсеров таких как
"Рион", посланных за несколько дней до Цусимы - наводить шум по мере
сил на японских коммуникациях, везде - в донесениях, протоколах следственных
комиссий, мемуарах, отзывались очень высоко о своем "железном" адмирале З.П. Рожественском.
Своим вынужденным решением о капитуляции, контр-адмирал Небогатов, принявший
командование над уже по сути разгромленным соединением, спас жизнь почти двум тысячам человек. Однако
за такой поступок полагалось суровое наказание - смертная казнь, замененная
Николаем II на 10-летнее заключение в крепости.
«Князя Суворова» отказались покинуть лейтенанты М. А. Богданов, П. А.
Вырубов и прапорщик В. И. фон Курсель, они с остатками команды до
последнего вели бой из единственного уцелевшего орудия и геройски погибли вместе
с броненосцем.
Владимир Иванович Семенов,
умер в 1910 году от последствий многочисленных ранений полученных при Цусиме.
Он оставит после себя богатое литературное наследство.
Печальнее всех была дальнейшая участь сдавшихся. Особенно
офицеров. И даже не судебный процесс, который должны были пройти. По нему
большинство из них было оправдано…
Сам адмирал З.П. Рожественский вину за поражение ведомой им
эскадры, и даже за сдачу миноносца "Бедовый" возлагал целиком на
себя. Утверждал даже на суде, вопреки всем свидетельским показаниям, что был в
сознании в день 28 мая. Брать на себя ответственность за все и не искать себе
оправданий - такова была натура адмирала.
Уже незадолго до смерти адмирал Рожественский написал в
письме другу: "Я часто читаю тяжелые
обвинения по своему адресу, и злобные строки представляются мне выражением горя
общества о гибели флота, которым я командовал и который был и остается для меня
дороже моей репутации, ценнее чести моей".
Белокаменный храм "Спас-на-Водах" стоял в конце
Английской набережной в Санкт-петербурге, невдалеке от верфей где рождались корабли Русского
флота. Со временем, храм стал памятником всем военным морякам, погибшим в море
за Россию, но к сожалению, в 1932 году "Спас-на-Водах" был варварски
взорван. Сейчас на том месте находится часовня, а храм возрождается.
27 и 28 мая во многих храмах пройдут панихиды по погибшим
в Цусимском сражении.
Имена всех участников
Цусимского сражения перечислены на сайте:
http://rjw.narod.ru/people/spisok/spisok4.htm
Потери Российской империи составили: 5045 человек убитыми, 803 ранеными и 6016 человек взято в плен. (из «Викепедии»)
Братская могила. Обелиск памяти погибших в Цусимском
сражении на кладбище в Японии.
Памятник Героям Цусимы в Кронштадте.
Памятник всем погибшим на эскадренном броненосце «Император Александр III» в Санкт-Петербурге в сквере у Никольского собора.
Можно прочитать о Цусимском сражении:
1) Мученики Цусимы "Император Александр III"
http://russiaflot.ru/taktbron/71-mucheniki-cusimy-imperator-aleksandr-ii...
2) Мученики Цусимы "Сисой Великий"
http://russiaflot.ru/taktbron/74-mucheniki-cusimy-sisoj-velikij.html
3) Мученики Цусимы "Ослябя"
http://russiaflot.ru/taktbron/73-mucheniki-cusimy-oslyabya.html
4) http://ruskline.ru/analitika/2015/05/27/slovo_o_cusime/ «Слово
о Цусиме», Борис Галенин, Русская
народная линия
6) Владимир Иванович Семенов "Расплата", http://www.shipdesign.ru/Geography/Semenov/index.html
Использованные материалы:
(1) Андрей Сергеев , http://www.spbdnevnik.ru/news/2015-05-24/v-kronshtadte-otmetili-110-yu-g...
(2) В. Хохлов, «Медицинская газета»,«Женщины- медики на
сопках Маньчжурии»
3) Роман Силантьев, «К cтолетию Цусимской битвы» Церковный
вестник № 10 (311) май 2005
4) Забытые герои Цусимы Егор Брацун , http://www.proza.ru/2010/08/14/850
5) http://www.novikov-priboy.ru/content/fotografii
6) http://coollib.com/b/259210/read
В. Ю. Грибовский, «Российский флот Тихого океана, 1898–1905 История создания и
гибели»
7) Я.И. Кефели. Потери в личном составе русского флота в
войну с Японией // Диссертация на степень доктора медицины. — СПб., 1914.
8) В. П. Костенко «На
«Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904
-1905 гг.»
9) Андрей Сергеев
http://www.spbdnevnik.ru/news/2015-05-24/v-kronshtadte-otmetili-110-yu-g...