Неделя 13-я по Пятидесятнице

08 сентября 2014

7 сентября в 2014
году

Апостольское чтение на
Литургии

Первое
Послание апостола Павла к Коринфянам 16:13–24. – Зачало
166

[Заключительные увещания и приветствия коринфянам]

[Братья,]
бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужествен­ны, укрепляйтесь. Пусть всё у вас
осуществляется (делается) в любви.

Братья! Вы
знаете, что дом Стефана – начаток Ахайи, и что все его домашние посвятили
себя служению святым[1].
Прошу же вас: подчиняйтесь им и всякому [их] помощ­нику и соработнику. Я рад
прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика; они восполнили мне ваше отсутствие: ведь
они успокоили мой дух и ваш. Признавайте же их!

Приветствуют вас Церкви Асии. Приветствуют вас в Господе особенно Акила и Приска
(Прискилла) вместе с церковью, собира­ющейся в их доме (или: с домашней их церковью).
Приветствуют вас все братья. Приветствуйте друг друга святым поцелуем. Приветствие
моей, Павла, рукой[2]. Если
кто-нибудь не любит Господа [Иисуса Христа] – пусть будет анафема. Марана фа [маран афа][3]. Благодать Господа Иисуса [Христа]
– с вами. Любовь моя со всеми вами во Христе (Мессии) Иисусе. [Аминь.]


[1] «Святыми» (греч. хагиойс, ед. число хагиос, агиос), в соответствии с античным смыслом термина, ап. Павел называет всех христиан, вне зависимости от их личных качеств. 

[2] Речь идет о том, что эту краткую приветственную фразу он написал соб­ственноруч­но, тогда как всё послание, в соответствии с антич­ными эпи­столярными традициями, писал с его голоса стенограф. «Написанное своей рукой» служило заверением пра­виль­ности всего текста, своего рода подписью: адресат, знающий почерк и характер­ные выражения  коррес­пондента, мог быть уверен в авторской подлинности письма.

[3] Греч. термин anathema в современном церковном смысле означает отлучение от Церкви, т. е. «отлучение христианина от общения с вер­ными и от святых Таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения». Здесь ап. Павел «использует особую форму проклятия <…>. Добавление маран-афа (в пер. с арамейского "Господь близко") указывает на будущее пришествие Христа, Который только и может окончательно решить участь грешника» (Максимович К. А. Анафема // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II, с. 274, 275).

 

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 21:33–42. – Зачало 87

[Притча о злых виноградарях]

Сказал Го­сподь такую притчу:

«Был некий до­мо­хозяин, ко­то­рый
наса­дил ви­но­градник, и об­нес его оградой, и вы­копал в нем да­вильню, и по­стро­ил
сто­ро­же­вую ба­­шню, и сдал его внаем виногра­да­рям, и удалился. Когда же
настало время соби­рать урожай, он послал сво­их рабов к вино­гра­дарям востребовать
свою долю урожая; но виноградари схватили слуг его, и кого прибили, кого убили,
а кого и камнями побили.

Опять послал он новых рабов,
больше чем в первый раз; но и с ними поступили так же.

Напоследок послал
он к ним своего сына, рассуждая: "Уж сы­на-то моего они постыдятся!"
Но виноградари, увидев сына, сказа­ли
друг другу: "Это наследник; давайте убьем его и завла­деем наследством
его". И они схватили его, и вывели вон из виноград­ника, и убили. Итак,
когда вернется хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

Они говорят Ему: «Предаст злых
злой кончине, а виноград­ник вверит другим виноградарям, которые будут отдавать
ему урожай в должное время». Говорит им Иисус: «Неужели вы никогда не читали в
Писании: "Камень, что отвергли
строители, он-то и лег во главу угла;  от
Господа произошло это, и удивительно в очах
наших"?» (Пс
117:22–23)

[Этот читаемый в храме евангельский
фрагмент не имеет логического завершения, а именно в нем заключен конкретный
смысл притчи и дано нравственное прило­жение. Далее
в тексте Матфея читаем: «Потому говорю вам: "Царствие Божие будет отнято у
вас и вверено тому племени, что приносит плоды Царствия. И кто падет на камень
этот, разобьется; а на кого он падет, того обратит во прах". И услышав
притчи Его, первосвященники и фарисеи уразумели, что Он говорит о них, и желали
Его схватить, однако страши­лись народа, потому что народ почитал Его за пророка»
(ст. 43-46)].

 

Протоиерей Александр
Мень

ПРИТЧА О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вновь напоминает
нам притчу Христову о виногра­днике – самую печальную притчу, самую горькую,
рисующую нам жестокую правду о человеческом роде. Эта притча о том, как Господь
стучится к людям, ждет, что они отзовутся, посылает Своих вестников и
посланников. Но люди не желают их принять, не желают слушать, восстают на них,
вплоть до того, что восстают на Самого Сына, посланного Небом. А ведь господин
из этой притчи не просто по­сы­лал своих слуг в виноградник. Он ждал того, что
работники, которые труди­лись в винограднике, отдадут какие-нибудь плоды своего
труда хозяину своему, владельцу,
господину, потому что ни земля, ни виноградники им не принадлежали.

Если мы с вами задумаемся, то
сразу поймем, что и нам всё дано, но
мы не владеем тем, что у нас есть. И сама жизнь нам дана. Мы ее сейчас имеем,
а завтра можем потерять, лишиться. И само здоровье нам дано, ведь сегодня имеем
его, а завтра можем потерять. И многое, что у нас есть, нам не принадлежит, а
является даром, который мы можем утратить. И поскольку это – дар Божий, то мы
должны его умножать и что-то возвратить Тому, Кто нам это дал.

И вот печальная картина: приходят слуги, а их избивают
и прогоняют. Вместо благодарности и
возвращения долга – алчность, леность, жестокость... И это относится не
только к древним временам, а ко всякому времени. Мы с вами читаем о жизни
служителей Божиих – о ветхозаветных пророках или апостолах, святителях, других подвижниках.
Их было сравнительно немного – тех, кто действительно был послан пробудить
людей, напомнить им о Небе, сказать им: «Доколе вы будете спать в своей жизни,
коснеть, уходя бесплодно? Сколько времени будет Господь ждать от Вас плодов?»

И вот эти люди, которые
пробуждали в нас совесть, всегда встречали са­мое большое ожесточение. История
святых Церкви как бы продолжает Еван­гельскую историю о Господе, Который был
отвергнут. Вспомним о великих по­дви­­жниках: они были гонимы и презираемы. Митрополит
Московский Фи­липп (Колычев) умер от рук царского сатрапа только за то, что в
царе пробуждал совесть и обли­чал его в глаза. Святитель Иоанн Златоуст был
низложен «собором» сервильного духовенства по приказу императора только потому, что он обличал богатых
хри­сти­ан и требовал от них, чтобы они делились с бедняками, наполнявшими столицу.

Так бывало с очень многими
подвижниками. Преподобный Серафим Саровский, Чудотворец, был на дурном счету у «духовного
начальства», которое считало его мечтателем и странным человеком. Его осуждали,
он терпел всевоз­можные утеснения. Так было до самых последних дней. Вот один
из последних праведников, которых мы знаем, – старец Варсонофий Оптинский,
умерший в 1912 году. Такое на него было воздвигнуто гонение властями церковными
и гражданскими, что они заставили его покинуть монастырь, его, уже глубокого
старца, заставили скитаться в чужих местах, только потому, что он жил не как
все, а старался Слово Божие возвещать открыто и ясно. У людей это вызывало
зависть, смущение, недовольство. Старец горько закончил свою жизнь.

Так вот, все эти люди были нам посылаемы. И Сам
Господь стоит во главе мучеников, изгнанников и отверженных на этой земле. Он
Сам был непринятым, непонятым мучеником.

Но притча эта касается не только церковных времен
прошлого и настоящего. Она касается каждого, потому что не только к своей
Церкви Господь обращается и посылает пробудителей совести, но ко всему роду
человеческому, к каждому из нас. Он постоянно стучится и просится. Он постоянно
говорит нам: «Проснись, пробудись, доколе ты будешь жить как в полутьме? Доколе
ты будешь погрязать в грехе, как в болоте?»

И вот, трудные обстоятельства нашей жизни или, наоборот, какие-то особенные, благодатные, благословенные минуты, какие-то особые просветле­ния, которые нас посещают во время молитвы, – все они означают, что Господь нас зовет, что Он хочет, чтобы мы принесли ему свои плоды, свое сердце. И как горько бывает Ему, когда мы этих знаков не принимаем, когда один за другим эти знаки Божии к нам приходят бесполезно, и мы поступаем в точности, как те жестокие и нерадивые рабы: Бог зовет, Он требует, а мы стоим к Нему спиной...

Вот о чем эта притча. И если мы сейчас не хотим оказаться в положении этих нерадивых рабов, которые были отвергнуты, – «злых зле погубит» («предаст злых злой кончине»), говорится в притче, – давайте, уходя из храма, подумаем, какими нас видит Господь, что Он о нас думает? Что Он думает о нашей молитве? Видит ли Он, что мы часто стремимся беседовать с Ним? Или, наоборот, мы смотрим на молитву как на тяжелую обузу: так, по привычке, что-то утром прочтем быст­рень­ко, вечером пробормочем на сон грядущий и потом больше не возвращаемся.

Или, что Господь думает о том, как мы с вами духовно растем? Ведь Ему видно наше сердце, и Он знает, какие мы были год назад, десять лет назад. Видит ли Он, что мы исправились в чем-то, изменились, что мы сделали несколько шагов к Нему навстречу, пускай маленьких и робких? Видит ли Он наши труды, наши дела? Он знает наше отношение к людям, с которыми мы живем. И что бы Он увидел, если бы сейчас заглянул в сердце каждого из нас? Подумаем об этом. Пусть это будет для нас суровым напоминанием. Ведь это перед людьми мы можем казаться лучше, чем есть, можем ходить в маске, можем изображать из себя все, что угодно. Но Господь видит наше сердце до дна. Какой же суд Он произнесет нашему сердцу сегодня?

Когда мы подходим к исповеди и к Святой Чаше, мы тем самым свидетельствуем о своем желании придти к Нему. И Его свет пронизывает нас насквозь. Постараемся же почувствовать, как этот свет освещает все темные закоулки нашей души. Постараемся сказать себе: нет, мы не хотим быть теми нерадивыми рабами. Ты, Господи, посылаешь мне Свои знаки и я постараюсь слушать их, я постараюсь внимать им, постараюсь свою короткую жизнь переделать и сделать ее достойной Твоего зова, Твоей святости, Твоей любви. И тогда, когда Ты придешь ко мне, – когда жизнь моя будет взвешена на весах, когда придет время сбора этого винограда в винограднике, – Ты скажешь мне: «Мало ты сделал по твоей немощи, но этот малый твой труд, который ты делал для Меня в стремлении своего сердца, Я приемлю с любовью».

Но куда печальнее будет, если окажется, что у нас ничего нет, все пусто, все бесплодно. Тогда конец нашего пути будет такой же печальный, как конец этой притчи. Сколько раз бывало, что люди, которые воображали себя имеющими благодать и духовные богатства, оказывались отвергнутыми. Да не будет с нами этого! Потому-то Слово Господне есть не только слово утешения, не только слово ободрения и любви, но также и слово предостережения, чтобы оградить нас всех от зла и от погибели вечной. Аминь.

Из сборника "Свет во тьме светит"