Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых

08 июня 2012

10 июня в 2012 году

 Тропарь праздника, гл. 4. Так как во всем мире[1] кровью мучеников Твоих, как багряницею и виссоном [пурпурной тканью], Церковь Твоя украсилась, – то их голосами она взывает к Тебе, Христе Боже: «Ниспошли щедрые дары на людей Твоих, даруй мир всему сообществу (слав. жительству)[2] Твоему и душам нашим великое милосердие!»

Кондак праздника, гл. 8. Как первые плоды природа приносит своему садовнику, так и Вселенная (Экумена) приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников. По их молитвам и заступничеству Богородицы в совершенном мире сохрани Твою Церковь и Твое сообщество (жительство), о Многомилостивый!

Апостольское чтение на Литургии 

Послание ап. Павла к Евреям 11:33 – 12:2

[Вера древних и конечное совершенство]

[Братья, все святые] верою покорили царства, добились праведности, получили обещанное, заградили пасти львов, погасили силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и отразили полки чужих. Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали глумления и бичевания, а также узы и темницы; были побиты камнями, подвергнуты пыткам, пере­пилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя нужду, угнетения, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям (букв. по отверстиям земли).

И все они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства.

Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще[3], взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предстоящей Ему радости, претерпел крест, презрев позор, и воссел по правую сторону престола Божия.

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 10:32–33, 37–38;19:27–30

[Условия следования за Христом и конечная награда]

[Сказал Господь Своим ученикам:] «Всякого, кто признает (исповедает) Меня перед людьми, признаю (исповедаю) и Я перед Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я перед Отцом Моим Небесным.<...>

Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня, недостоин Меня; и тот, кто не берет на себя крест и не идет за Мною, недостоин Меня.

<...> Тогда Петр, отвечая Ему, сказал:

«Вот, мы оставили всё и пошли за Тобой; что нам будет за это?»

А Иисус сказал им:

«Воистину говорю вам: в новом рождении (обновленном бытии), когда воссядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, воссядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен (племен) Израиля. И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, [или жену,] или детей, или поля (земли) имени Моего ради, – получит во сто крат и унаследует жизнь вечную.

Но многие станут из первых – последними, а из последних – первыми».


[1] Греч. ойкумена (в позднем произношении – экумена) – термин античной географичес­кой мысли – "обитаемая земля", "вселенная", "мир", – вся земля, известная грекам и преимущественно населенная ими. Границы ойкумены совпадают с границами Македонской, затем Римской империи (orbis Romanus) (см. Лк 2:1; Деян 17:6 и др.). "Варварские" – не греческие и не римские – земли лежат вне ойкумены. Императоры Восточной Римской (названной итальянскими гуманистами "Византийской") империи гордо именовали свою державу "экуменической" ("вселенской"). Соответственно, Константинопольский патриарх титуловался "экуменическим" ("вселенским"). Он удерживает этот архаический титул и сейчас, будучи реально епископом Стамбульским и турецким подданным (Константинополя нет на карте мира с 1453 г.).

[2] В греческом тексте politeia, политэйа – "государство"; имеется в виду христианская Римская (Византийская) империя. Многие архаические тексты песнопений, звучащих в храмах, до сих пор не учитывают новую карту мира. Для исторического христианского сознания это – тревожный знак.

[3] Букв.: «давайте пробежим предстоящую нам дистанцию». Здесь, как и во многих других текстах Нового Завета, употребляется античная спортивная терминология.

 

ПОСЛЕ ТРОИЦЫ 

Сегодня завершается Триодный (Пасхально-Пятидесятничный) цикл православного богослужебного календаря. Подведем некоторые итоги.

Темы покаянных великопостных недель готовили христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.

Две ближайшие от Пасхи недели (воскресенья) были посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.

Празднование Пятидесятницы, в нарушение формальной хронологии, предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия Христианской Церкви (это Неделя святых отцов Первого Вселенского собора, 325 г.). В этом заключен глубокий смысл.

Все последующие недели (воскресенья) просто нумеруются в бого-служебном календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «послепятиде­сятничный» цикл охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчета – День Светлого Христова Воскресения (Пасха).

День Святой Троицы – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества новозаветного человека, искупленного Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос. Это – сегодняшняя «Неделя всех святых», богослужения которой завершают Триодь Цветную.

Понятие «святость» – многозначно и трудноопределимо. Святыми в широком аспекте именуют людей, понявших и осуществивших свое предназначение в том Царстве Божием, в котором все мы реально живем после совершенного Иисусом Христом спасения (букв. исцеления!), – то есть восстановления космоса и человечества в первоначальном («райском») достоинстве. (Беда в том, что мы в это не слишком-то верим, продолжая мазохистские стенания по поводу «ухудшающегося» мира и скорого «конца света». Но такие настроения могут быть присущи лишь язычникам или иудеям, всё ещё живущим «до рождества Христова»!) Главное в великих святых – энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и личным примером. У каждого из них был свой неповторимый путь, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Ведь именно на основе христианской веры созидался мир, в котором каждый отдельный человек (не «избранная раса», партия или класс!) имеет решающую ценность в очах Божиих. Вспомним притчи Спасителя о «заблудившемся» сыне, о потерявшихся овце и драхме (речь ведь идет о людях!). Этот положительный аспект идеи индивидуального спасения лежит в основе динамичной христианской цивилизации, стремящейся создать предельно возможные условия для свободного развития конкретной личности и совершенствующихся социальных институтов. В конечном итоге, этим определяется религиозно-нравственный «прогресс» (буквально «движение вперед»!), понимаемый как непрекращающийся диалог между Богом и спасенным Им человечеством, как стремление каждого разумного христианина, живущего не по обветшавшим «преданиям старцев», а по данной Христом неиссякающей благодати, понять смысл своего бытия в этом многополярном мире на каждом новом историческом этапе.

Юрий РУБАН,

 кандидат исторических наук,

кандидат богословия

 

P. S. Мы постарались уяснить проблематику сегодняшнего торжества. Второе воскресенье по Пятидесятнице (17 июня в 2012 г.) – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Когда появился этот праздник? Был ли он в Древней Руси и чем отличается от современного? В каких исторических условиях произошло его воссоздание? Прихожане нашего храма узнают об этом через неделю.