Во блаженном Успении
«Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче…»
Это последование отпевания мирян обычно в ситуации, когда хоронят современников, и приобретает особый смысл, когда происходит отпевание бойца павшего в годы Великой Отечественной войны. В уповании на милосердие Божие испрашивать прощение согрешений и блаженную вечную жизнь умершего - это для обычной панихиды. А те, кто собрался в субботу 11 августа в нашем храме, нисколько не сомневались в загробной участи гвардии лейтенанта Никифора Григорьевича Мирошниченко, вернувшегося из «зеленого ада» Гайтоловского котла.
Стоять рядом с этим маленьким гробиком, в котором лежали останки двухметрового сибиряка, это скорее проявление заботы о своих душах и о своей памяти. И собравшиеся в храме, поисковики, прихожане, сестры Свято-Георгиевского сестричества, земляки бойца и братья OST MC, чувствовали торжественность, значимость момента, осознавали особую честь для себя.
После панихиды настоятель нашего храма протоиерей Вячеслав Харинов сказал: «Это смерть храброго и в этом нет ни малейшего сомнения. Он погиб, командуя на острие наступления, когда Гайтолово стало местом кровопролитных боев, таким по значимости для страны как Смоленск, как Ельня…, это место подвига. Жизнь младшего офицера заключается в немецкой поговорке первым жить и первым умереть!»
По данным из обд Мемориал Никифор Григорьевич Мирошниченко служил в 24 гвардейской стрелковой дивизии. Дата выбытия 29.09.1942. Воинское звание гв. лейтенант. Призван Исиль-Кульским РВК.
Справка: 21 сентября 1942 г. в воскресное утро войска Манштейна начали окружать силы Красной Армии. На следующий день кольцо сузилось. Развивающиеся события потом войдут в историю как «Гайтоловский котел» или «Мешок Мерецкова». Гайтоловский лес был назван немцами «зеленым адом».
Из книги Вячеслава Мосунова "Битва за Синявинские высоты. Мгинская дуга 1941-1942 гг." о том, как гвардейцы смогли выйти из окружения 29 сентября 1942 года, в день смерти нашего героя:
"Пять атак по прорыву обороны противника вдоль дороги на Гайтолово оказались безуспешны. Видимо, именно эта успешная атака и упоминается в немецких документах.
Однако, скорее всего речь идет о прорвавшихся бойцах 24-й гвардейской дивизии. Из журнала боевых действий 8-й армии известно, что 24-я гвардейская дивизия выходила в восточном направлении, из 70-го стрелкового полка вышло 489 человек, из 71-го полка всего 45 человек, из 72-го полка – 184 человека.
О том, как проходил ее прорыв лучше всего расскажет сам участник. Предоставим слово командиру дивизии П.К. Кошевому:«Решили выходить по кратчайшему направлению – прямо на восток, на Гайтолово. Наметили маршрут движения. Замысел действий состоял в том, чтобы силами взвода разведки, сохранившего хорошо обученный личный состав, действуя ночью, найти слабое место в боевом порядке противника, уничтожить его слабый заслон и выйти к своим. Если же противник окажет более сильное сопротивление, то развить успех разведчиков с помощью 1-го батальона и подразделений из других частей. В крайнем случае, если враг не будет сломлен 1-м батальоном, предполагалось ввести главные силы 71-го полка. Они составляли ядро и надежду всех идущих на прорыв. Проценко доложил, что только во 2-м батальоне насчитывается 117 боеспособных воинов. Образовался своеобразный боевой порядок: впереди – разведвзвод, за ним – 1-й батальон, затем – остальные гвардейские подразделения.
Как только наступила ночь, начали движение. Враг не стрелял… Шли, соблюдая установленный боевой порядок, ускоренным шагом, молча. Приблизились к темневшим впереди двум курганам. Неожиданно слева за ними показалась группа противника с повозками, которая держала путь навстречу полку. Гитлеровцы шли без охранения, чувствуя себя в полной безопасности. Перестрелка с ними привлекла бы к себе внимание крупных сил врага.
Решил задачу взвод разведки. Он подошел к группе противника вплотную. Фашисты, приняв, видимо, разведчиков за своих, невозмутимо продолжали путь. Тогда разведчики атаковали и обезвредили врага. Ни одного выстрела не раздалось на месте короткой схватки.
Движение полка продолжалось… Впереди, за обширной луговиной, уже виднелись печные трубы сожженного Гайтолово. Оттуда доносились шум и голоса немецких солдат.
Наступал решающий момент прорыва. Степанов решил обходить злосчастную луговину и населенный пункт. Но тут случилось нечто непредвиденное. Неожиданно вся территория впереди разом ярко осветилась. Это вспыхнула немецкая повозка с осветительными ракетами, и Степанов заметил, что противник не только впереди, в районе Гайтолово, но и справа и слева от полка. Единственный шанс на спасение состоял в прямом ударе в самую гущу ничего не подозревающего противника, чтобы вызвать у него панику и неразбериху. Думалось к тому же, что гитлеровское командование не будет в состоянии использовать всю мощь артиллерийского огня, опасаясь поразить свои же войска. Всем этим требовалось воспользоваться, чтобы, не медля, прорываться к своим. Центром удара Степанов избрал Гайтолово.
Нельзя было терять ни секунды… При свете луны командиры хорошо ориентировались на местности, поскольку многие из них бывали здесь до начала операции. Атакующие вложили в удар всю силу своей ярости. У противника, не ожидавшего нападения, началась паника.
Когда гитлеровские командиры пришли в себя и разгадали смысл событий, гвардейцы уже прорвались через населенный пункт и приблизились к переднему краю находившихся восточнее наших войск. Артиллерия противника открыла запоздалый огонь, но основные силы 71-го полка к тому моменту уже вышли из окружения»
«В райские обители мы доставили одного из тех, кто спас Ленинград, и мы с любовью выносим из этого ада каждого нашего защитника».
После отца Вячеслава торжественное слово произнес Виктор Александрович Юхневич - руководитель поискового отряда «Малая Охта». Он говорил о поисковиках всей Ленинградской области, а также представил тех ребят, которые собственно нашли бойца. «…Задумайтесь: уже 100 человек подняли в этом году. Девять имен удалось установить».
Евгений Моисеев, который сам поднимал бойца из воронки под Гайтолово, передал личные вещи и медальон представителю Иселькульского землячества (Омская область) Владимиру Алексеевичу Бурякову, а тот в свою очередь выразил благодарность и вручил поисковикам грамоту, сказав в частности о вкладе сибиряков в Победу и важности поискового движения.
После официальных мероприятий в трапезной храма мы узнали, что именно в день памяти Николая Чудотворца, 22 мая, святого особого почитаемого в семье поисковика Апонасенко Юрия, произошла находка, услышали другие интересные подробности поисковой деятельности.
Низкий поклон всем поисковикам! Те, кого они выносят из синявинских болот, дают нам приказ долго и правильно жить. Они благословляют нас с высот несинявинских...