О Храме

26 февраля 2021

В нашей храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной, 35 ведётся серьёзная реконструкция. Мы приносим  извинения за неудобства вызванные ремонтом и хотим немного рассказать о происходящих процессах.

В настоящее время выполнены основные работы  по куполу храма. Была сделана расчистка его красочного слоя, а также укрепили и покрасили располагающиеся на нём розетки. Но самое главное – это восстановление исторической росписи светового тоннеля, который заканчивается навершием купола и восстановление исторического образа Всевидящего Ока в его центре. В советское время световой тоннель был совсем закрашен, а роспись по фризу вокруг него оказалась искажена позднейшими наслоениями.

При восстановлении исконных исторических росписей возникла интересная коллизия. Дело в том, что Управление культуры высоко оценило качество последующих советских слоёв. Поэтому возник вопрос: что с ними делать, и как тогда восстанавливать историю? О том, какой нашли выход, отец Вячеслав расскажет уже после окончания ремонта. Важно то, что вопрос решили, а росписи восстанавливались по фотографиям 30х годов XX века. Это было непросто, так как сохранившиеся фото оказались чёрно-белыми, а местами ещё и нечёткими, размытыми, тогда как требовалось составить верное суждение о каждой детали. 

Сейчас верхние два яруса лесов разобрали, и купол полностью готов. Но за оставшимся третьим ярусом входящие в храм пока ещё не могут увидеть и по достоинству оценить весь масштаб выполненных по восстановлению купола работ.

Серьёзный труд по расчистке исторического материала был проделан в алтаре. Там обнаружились росписи двух периодов, один – совсем ранний, первоначальный, с некоторой архаикой, и позднейший. И в алтаре тоже выявились скрытые детали, - в частности, закрашенный нимб у одного из евангелистов, у остальных, как ни странно, нимбы остались.  Образ одного  из евангелистов был закрашен в советское время, сейчас его вновь дописали.

Фото 30х годов свидетельствует, что в алтаре присутствовал евангельский сюжет, выполненный на холсте маслом.  Но теперь в точности повторить подобное - не представляется возможным, так как старое фото с этим сюжетом в настоящее время, к сожалению, не читается совсем, и такая роспись явится не безошибочной в своём художественном решении. Главное сейчас в том, что по всем канонам всё же выполнили окончательный эскиз традиционного сюжета алтарной росписи «Причащение Апостолов». Он будет сопровождён словами Евангелия о евхаристических хлебе и вине. Плафон с сюжетом будет частично виден прихожанам, стоящим вблизи дьяконских дверей и у царских врат. Эскизу росписи ещё предстоит окончательный перенос на алтарную стену.

Для полного восстановления росписей самого верхнего алтарного потолка там достроили ещё два этажа лесов. Под потолком размещён карниз, на котором укреплены световые приборы. В настоящее время настоятель решает проблему замены электропроводки и светильников. Это вопрос сложный и дорогостоящий.

В храме полностью отремонтировали 24 мраморные колонны. Некоторые трудности возникли с теми из них, что расположились в алтаре. Были расчищены их основания. Они тоже являются своеобразным шедевром начала XIX века.

Надо отметить, что речь идёт о происходящей у нас именно реконструкции. Термин «реставрация» неприменим к совершившемуся в данном случае процессу, так как у прихода возникли претензии к технике и методам восстановления. Однако это был заказ инспекции по охране памятников, поэтому выбирать не приходится.

В начавшемся году предстоит полная тотальная окраска храмовых стен, и запланировано восстановление исторического паркета. Весь объём предстоящих работ рассчитывается на срок примерно трёх-четырёх месяцев и зависит от финансовых поступлений.

Настоятель нашего храма, протоиерей Вячеслав Харинов благодарит всех прихожан Скорбященской церкви и всех неравнодушных жителей города за возможные посильные пожертвования.           

В это непростое для всех нас время приход живет, службы продолжаются  как обычно, Слава Богу!

История храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице Санкт-Петербурга восходит к первым годам строительства новой российской столицы. В начале XVIII века там, где ныне пересекаются проспект Чернышевского и Шпалерная улица, располагались селения Фроловщина и Паленица, окруженные болотами. Петр I подарил этот участок земли сестре Наталье Алексеевне. В 1711 г. здесь возвели каменный дворец для царевны, и в память избавления Петра I от плена во время Прутского похода устроили в нем домовую церковь – в честь Воскресения Христова. По имени церкви был впоследствии назван проспект – Воскресенский (ныне проспект Чернышевского).

Из Москвы, из церкви Преображения Господня на Ордынке, в новый храм перенесли почитаемую со второй половины XVII века чудотворную икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая стала одной из первых святынь молодого Петербурга.

В доме Натальи Алексеевны часто бывал Петр I; для него здесь, между алтарем и покоями царевны, был устроен кабинет – «чертежная». При палатах царевны Натальи Алексеевны была открыта первая в Петербурге богадельня, куда принимались старые и убогие женщины. После смерти сестры Петр приказал воспитывать в богадельне подкидышей. С улицы был устроен чулан, куда могли приносить детей, не объявляя об их родителях.

В 1716 г. здание с постройками перешло в ведение Гоф-интендантской конторы. Часть помещений продолжала занимать богадельня, часть была сдана Канцелярии от строений.

В 1733 г. над сенями и крыльцом дворца возвели колокольню. Среди помещенных туда колоколов был и подарок императрицы Анны Иоанновны: уменьшенная копия московского Царь-колокола, со всеми надписями и украшениями.

При Елизавете Петровне домовая церковь была обращена в приходскую. В 1795-1796 гг. произошла серьезная перестройка здания, для храма появилось отдельное каменное строение. Фасад был выдержан в стиле строгого классицизма, появилось каменное крыльцо на сводах с площадкой перед ним и двумя ступеньками. Во дворе, взамен старой, была возведена новая колокольня.

В 1801 г. церковь перешла в епархиальное ведение Синода.

В 1811 г. в конюшне штаб-лекаря Гоф-интендантской конторы возник пожар. Во дворе сгорел сарай, принадлежавший церкви, и колокольня. Здание храма пришло в ветхое состояние, о чем в 1814 г. было доложено митрополиту Амвросию.

В 1817-1818 гг. по проекту архитектора Луиджи Руска было возведено нынешнее здание храма – образец высокого классицизма. 24 октября (6 ноября по новому стилю) 1818 г. состоялось освящение церкви во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сама святыня, под устроенной сенью, заняла правую нишу возле иконостаса; четыре колонны вокруг ее и свод были вызолочены. Образ был украшен богатым окладом – серебряным с позолотой, бриллиантами, жемчугом и яхонтами.

В 1868 г. с восточной наружной стороны храма, на месте центрального алтарного окна, устроили нишу и поместили в ней копию иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Копия была выполнена на меди и вмонтирована в литую чугунную раму с бронзовой отделкой и зеркальным стеклом.

На протяжении более чем двух веков храм играл важную роль в церковной жизни города, сюда приходили молиться Петр I, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора, а также люди самых разных сословий – жители Петербурга, окрестностей, гости города.

В 1928 г. церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была закрыта. Один из последних настоятелей храма протоиерей Григорий Сербаринов был репрессирован и в 1937 г. расстрелян.

В советское время в здании размещались различные организации – от спецторга работников НКВД до Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена в Спасо-Преображенский собор.

С 1995 г. в храме были возобновлены богослужения. В помещениях дома причта, частично переданного Приходу, проведен комплекс ремонтных работ. Теперь там располагается Приходской культурно-просветительский центр «Лествица», постоянная выставка «Неизвестная и неоконченная война», посвященная блокаде Ленинграда, и Музей новомучеников Санкт-Петербургской Епархии.