Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье

12 марта 2016

13 марта в 2016 году

Апостольское
чтение на Литургии

Послание ап. Павла к Римлянам
13:11–14:4. – Зачало 112
 

[Бодрствование.
Снисхождение к немощным в вере]

[Братья,] <…>
вы знаете время, что уже [наступил] час пробудиться
вам [нам] от сна: ведь теперь ближе к нам спасе­ние, чем когда мы уверовали.

Ночь на исходе. День близок. Итак, отложим дела тьмы и облечемся в оружие
света. Давайте проживем этот день благооб­разно, [не
предаваясь] ни гулянкам, ни пьянству, ни сладостра­стию и распутству, ни ссорам
и ревности. [Для
этого] облеки­тесь в Господа нашего Иисуса Христа [1], и
предусмотрительность (попечение) о плоти не превращайте в вожделения.

Слабого в вере
принимайте к себе без споров о мнениях. Один верит [что можно] есть всё, а слабый
ест овощи [2]. Кто ест, не уничижай
того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог приобрел[3] его.
Кто ты, осуждающий чужого раба? Для собственного Господина он стоит или падает.
И он будет поставлен, потому что Господь имеет силу поднять его.

 


 

[1] «Облечься во Христа» – пытаться представить, как бы поступил в той или иной ситуации Сам Христос и подражать Ему в этом.

[2] Речь идет о новообращенных из евреев, боящихся отрешиться от некоторых обычаев ветхозаветного благочестия, усвоенных до крещения. Эти люди «мнительной совести» – слабы (немощны) в вере, потому что не уверены в достаточности одних лишь христианских средств спасения. Они придерживаются иудейских казуистических правил относительно «чистой» (кошерной) и «нечистой» пищи и других постановлений «ветхого» и временного Моисеева Закона, а потому не верят, что «не делами Закона получает оправдание человек, но только через веру в Иисуса Христа», – как писал апостол Павел Галатам (2:16). Он предлагает относиться к таким людям с пониманием и не спорить с ними, но хранить мир. «Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим 14:12). Эта ситуация не имеет к нам прямого отношения, но Церковь не случайно предлагает нам задуматься над словами апостола Павла накануне Великого поста. Мы должны понять, что пост – это прежде всего упражнение в добродетели, а не в кулинарных рецептах. «Фарисейскую закваску» можно преодолеть.

[3] Здесь сравнение с покупкой раба, переходящего в собственность другому человеку. Послушный раб полностью принадлежит и подчиняется только своему господину и ему одному даёт отчёт в своих поступках; у постороннего человека нет права судить его. 

 

Евангельское
чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 6:14–21. – Зачало
17

[Обязательные
условия богоугодного поста]

[Сказал Господь:] если вы будете прощать людям их прегрешения (проступки),
то простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям [их прегрешения],
то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших.

Когда же будете поститься,
не напускайте на себя, как лицедеи (лицемеры), мрачного вида; ведь они делают
себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они [уже]
сполна получили свою награду. Но когда ты постишься, голову свою умасти и умой лицо
своё, чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и
Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя [явно].

Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают
и где воры вламываются и похищают; но копите себе сокровища на небесах, где ни
моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают: ведь где
сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

Протоиерей
Александр Мень

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
     Приближается время Великого поста, время обновления, очищения и - самое
главное - время подготовки к принятию Божественной исцеляющей благодати.  Мы
все приходим больные душой, неся на  своих  плечах  тяжелые  камни  немощей,
грехов, собственного несовершенства. Кто из нас не  знает,  как  тяжелы  эти
камни, кто из нас не знает, как слаб человек, кто из нас не  знает,  что  мы
тысячу раз пытались освободиться от грехов, отряхнуть  их  с  себя,  но  они
вновь повисали на нас, и вновь мы шли  согбенные  и  влачили  мерзкий  груз,
черный и грязный.
     Но Господь нам говорит,  что  Он  есть  единственные  врата  в  Царство
чистоты и света. Только обратившись к Нему, только в молитве найдя силу  Его
благодати, мы можем с вами ожить, преобразиться, стать  иными.  Но  к  этому
нужно готовиться. И вот Церковь  дает  нам  для  этого  замечательное  время
Великого поста, которое предваряет радость Воскресения.
     Все это не случайно, ибо мы должны умереть и умереть дважды. Во-первых,
умереть вместе с Господом. Подумайте, что это означает? Это значит,  что  Он
страдал для спасения других людей,  и  мы  должны  нести  свои  трудности  и
страдания жизни, может, и не такие великие, но все-таки нести их как  крест,
именно как свой крест. И как бы умирать с ним постоянно.  И  еще  мы  должны
умереть для греха. А что  это  означает?  Это  значит,  что  мы  должны  так
настроить совесть, душу, жизнь свою, чтобы грех был нам  противен.  Конечно,
он будет нас искушать, конечно, он будет показывать свою силу над  нами,  но
все-таки мы будем ему врагами. Мы не будем его приветствовать, не будем  его
пускать в свою жизнь с готовностью, мы будем сопротивляться  до  последнего,
хотя силы наши невелики.
     Умирая так в покаянии и несении своего креста, мы  с  вами  подойдем  к
дням Святой Пасхи. И кто из  нас  будет  готов,  кто  из  нас  по-настоящему
пройдет этот путь, тот встретится с истинной Христовой благодатью.  Все  для
этого делает Церковь.
     Сегодня нам напоминают о падении Адамовом, о нашей  общей  греховности,
ибо Адам - это есть все мы с вами. Все мы  отпали  от  Бога,  все  мы  пошли
своими путями. Все мы находимся в непослушании, в самовольном  блуждании,  и
все мы стоим перед лицом Божественного милосердия. Как бы ни  был  грешен  и
слаб человек, если он захочет изменить свою жизнь, Господь  пошлет  ему  для
этого силы.
     И наконец, очень важные слова Христовы и сегодня  нам  показывают,  что
наша подготовка в наших руках. Господь Иисус говорит: "Если вы хотите, чтобы
вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать  тем,  кто  виноват  перед
вами". В самом деле, как это понятно, как это просто и логично. Можем ли  мы
говорить: "Господи, забудь, изгладь, вычеркни", - когда у нас в сердце сидит
злоба, оберегается и охраняется злопамятство? Нет, конечно. Поэтому  сегодня
Церковь призывает нас к прощению.  Мы  не  можем  жить  друг  с  другом  без
прощения, ибо каждый человек всегда виноват перед другими: муж перед  женой,
дети перед родителями, родители перед  детьми,  соседи  перед  соседями.  Мы
люди, живые люди, и если бы  не  умели  прощать  друг  друга,  то  весь  мир
превратился бы в ад, хаос злобы.
     И давайте начнем сегодня. Давайте вспомним все  то  злое,  что  есть  в
нашей жизни, и оставим это за порогом Великого поста. Я, конечно, знаю,  что
это трудно, но ведь это дело Божие, это призыв  Христов,  ради  этого  стоит
поступиться собой. "Се время благоприятное", - говорит  нам  Церковь,  а  мы
взываем устами псалмопевца: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". И научи
меня каяться, научи меня видеть свои грехи, и не оставь меня тогда, когда  я
в отчаянии увижу, как велик их сонм, как велика их сила, как неодолима  сила
греха. Чтобы в тот момент, когда я скажу себе, что нет мне спасения, нет мне
прощения, нет мне исцеления, чтобы тогда я узнал, что оно есть, оно  есть  и
даруется нам Духом Христовым, Христом  Спасителем,  невидимо  присутствующим
здесь, живущим среди нас, пришедшим в этот мир, чтобы  ни  один  человек  не
погиб, но имел жизнь вечную. Аминь.