Неделя 7-я по Пятидесятнице

20 июля 2012

Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Римлянам 15:1–7

[Христос – пример для взаимоотношений]

Братья, мы, сильные, имеем долг: нести (терпеть) немощи слабых, а не самим себе угождать. Каждый из нас пусть угождает ближнему ради добра, к назиданию[1]. Ведь и Христос не Сам Себе угодил, но, как написано: «Поношения поносящих Тебя пали на Меня» (Псалом 68:10). А всё прежде написанное было написано для нашего поучения: чтобы через терпение (стойкость) и утешение, которые дают [Священные] Писания, мы обрели надежду.

Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, как подобает во Христе Иисусе, чтобы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию.

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея 9: 27–35 

[Исцеление двух слепых и немого бесноватого]

[В то время,] когда Иисус шел оттуда [из дома старейшины], за Ним шли двое слепых и кричали Ему: «Смилуйся над нами, Иисус, Сын Давидов!»

Когда же Он пришел домой, слепые приблизились к Нему. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Да, Господи!» Тогда Он прикоснулся к их гла­зам и сказал: «Да будет по вере ва­шей!». И открылись у них гла­за. А Иисус строго повелел им: «Смо­трите, чтобы никто не узнал об этом». Но они, уйдя, раз­несли слух о Нем по всей земле той.

Когда же они уходили, то привели к Нему человека, стра­давшего немотой и одержимого бесом. И когда бес был изгнан, немой заговорил.

А. П. Рябушкин (1861 — 1904)
«Исцеление двух слепых»

И дивился народ, говоря: «Ни­когда ещё не было видано такого во Израиле!» А фарисеи гово­рили: «С помощью начальника бесов изгоняет Он демонов».

И обходил Иисус все города и сёла, уча в местных синагогах, возвещая Радост­ную Весть о Царстве [Божи­ем][2] и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь [в людях].

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

 

ДВЕ ВОЛИ, НЕРАЗРЫВНО СОЧЕТАЕМЫЕ

 Сегодня праздник Святых отцов шести Вселенских Соборов. Те из вас, кто знаком с историей Церкви, помнят, что на последнем из этих шести соборов, который состоялся почти полторы тысячи лет тому назад в Константинополе (680–681 г.), был утвержден догмат о двух волях, действовавших в Иисусе Христе. Это означает, что у Богочеловека Христа неразрывно сочетались как две природы, – божественная и человеческая, – так и две воли, два хотения, желания: божественное и человеческое. И одно желание в Нем полностью согласно с другим. Это – в отличие от обычных людей, у которых не две самостоятельные воли, а только одна воля, человеческая. О божественной воле мы знаем, но знать о чем-то – еще не означает иметь это. Мы знаем о воле Божией и стараемся следовать ей, но чаще всего уклоняемся от нее. Во Христе всё было не так. Его человеческая воля была полностью согласна с волей Бога в Нем.

Еще мы сегодня слышали с вами два библейских чтения: из послания апостола Павла к Римлянам и из Евангелия от Матфея, историю об исцеленном паралитике. К сожалению, далеко не все внимают читаемому в Церкви. По разным причинам. Во-первых, потому, что на читаемое и слышимое в храме очень многие вообще не обращают внимания. Вот причаститься, помазаться – это важно. Важно спеть хором Отче наш или молитву Богоматери. А вслушиваться в читаемое как-то нет привычки. Во-вторых, читается всё на церковнославянском языке, и поэтому не очень понятно, а иногда и совсем непонятно.

На все это надо сказать следующее. Наша Литургия делится на две части. Первая называется Литургией Слова, или Литургией  Оглашенных.  Она длится до Херувимской песни. На ней присутствуют все, как крещеные, которых называют «верными», так и еще не крещеные, но только готовящиеся к принятию крещения. Их называют оглашенными. Центром этой первой половины Литургии является причащение (через слушание) Слову Божию, написанному и читаемому для нас.

Перед второй частью Литургии произносятся слова: «Оглашенные, изыдите!» В Древней Церкви после этих слов оглашаемые уходили. В храме оставались только верные, и начиналась Литургия Верных. Так было повсеместно в Древней Церкви. Но так бывает и сейчас на некоторых приходах, на которых придается серьезное значение прекрасным церковным традициям, а не просто произносятся заученные традиционные слова. Центром Литургии Верных является тоже причащение Слову Божию, но не написанному, а воплощенному, то есть причащение Телу и Крови Господа под видом хлеба и вина.

Но не следует пренебрегать первой частью Литургии. Надо очень внимательно слушать то, что читается в церкви3. А если непонятно то, что читают по-славянски, то ведь у каждого есть дома календарь. Посмотрите перед службой, что должно читаться сегодня, и почитайте самостоятельно дома. Но помните, что Слово Божие – действенное слово, и, пренебрегая им, вы лишаете себя очень, очень многого.

(27 июля 2003 г.)


[1] Таков традиционный русский перевод. В греческом тексте –  прос ойкодомэн, что можно перевести и как «к обустройству». Слово ойкодомэ означает в первую очередь «здание», «строение», в переносном смысле – «назидание», «наставление». Речь идет не просто о словесном «наставлении», но о жизненной позиции, о поведении, служащем к «созиданию» или «обустройству» «христианского дома» – Церкви, в которой следует сохранять мир и согласие, уступая друг другу. Знаменательно, что церковнославянский перевод в данном случае точнее сохраняет именно этот смысл: «Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созданию»!

[2] Можно перевести: «возвещая Благовестие (Евангелие) Царства». Здесь греческое слово эвангелион (букв. «хорошая – или радостная – новость», в славянизированном переводе – «благая весть») упо­треблено в первичном смысле: это главное содер­жа­ние устной проповеди Иисуса Христа. Сначала Сам Иисус возвещает Радостную Весть (Евангелие) о наступлении Его Царства и о том, что каждый поверивший (т. е. доверившийся Ему) становится «гражданином» этого Царства через крещение. И лишь позднее, в «кни­жном» значении, термин Евангелие стал обозна­чать литера­турный памятник о жизни, проповеди, чудесах, распятии, смерти и воскресении Иисуса. Во избежание недоразумений читатель Евангелия (Евангелий) должен об этом помнить: во время земной жизни Спасителя «Евангелий» (книг, т. е. евангельских повест­во­ваний от Матфея, Марка и других) еще не было! Подробнее см.: Поснов М. Э. Евангелие Иисуса Христа и «Евангелие» апостолов о Христе. Киев, 1911; Аверинцев С. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. Киев, 2004, с. 208–214 (подробный комментарий на термин «евангелие»).

3 «Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия», – писал апостол Павел римским христианам (Рим. 10:17). С самого начала храм Божий для хри­стиан был не только Домом Молитвы, но и Школой. Достаточно сказать, что первая часть православной Литургии до сих пор носит название «Литур­гия оглашенных», что можно перевести как «Литургия учащихся» или «Ли­тур­гия обучаемых». Дело в том, что, до появления книгопечата­ния, большин­ство людей практически не пользовалось конспектами и учеб­никами, как это делаем мы, потому что писчий материал был слишком дорог, а процесс созда­ния каждой книги (всегда в единственном экземпляре!) растя­ги­вался на меся­цы и даже годы. Поэтому люди учились «с голоса» (отсюда и термин «оглаше­ние»), то есть внимательно слушали наставника и запоминали сказанное. К VIII столетию, в связи с христианиза­цией Ви­зан­тий­ской им­пе­рии и рас­прос­тра­нив­шейся прак­тикой крещения детей, институт оглаша­е­мых поте­рял свой первона­чаль­ный смысл, но «Литургия оглашен­ных» сохра­ни­лась, потому что была предназ­на­чена для всех: с принятием крещения человек перестает быть «огла­шен­ным», но никогда не перестает быть «учащимся» в широком смысле этого слова. – Ю. Р.