Неделя 6-я по пятидесятнице

23 июля 2012


15 июля в 2012 году

Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Римлянам 12:6–14

[Благодатное различие дарований в людях]

[Братья,] имея же дарования, по данной нам благодати, различные, [будем поступать так]: если у тебя дар проро­чества – пророчествуй в согласии с верой; если дар служения – служи; если ты учитель – учи; если имеешь дар утешения – утешай. Кто раздаёт – делай это в простоте; кто начальник – управляй с усердием; кто милует – милуй с весельем.

Любовь [ваша да будет] непритворна (нелицемерна). Отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; в братолюбии будьте друг с другом любвеобильными; каждый считай другого более достойным чести. В усердии не медлите, но духом пламенейте. Господу служите; в надежде радуйтесь; в угнетении (скорби) будьте стойки; в молитве постоянны. В нуждах святых[1] принимайте участие; заботьтесь о гостеприимстве.

Благословляйте преследующих вас (гонителей ваших): благословляйте, а не проклинайте.

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея 9:1–8

[Исцеление Капернаумского расслабленного]

[В то время Иисус,] войдя в лодку, переправился обратно и приплыл в Свой город[2].

И вот поднесли к Нему на ложе больного, лежащего в параличе. Видя веру этих людей, сказал Иисус больному: «Мужайся, чадо! Прощаются тебе грехи твои».

При этом некоторые из книжников сказали про себя: «Да Он кощунствует (богохульствует)![3]».

А Иисус, зная их помышления, сказал: «Зачем вы помышляете злое в сердцах ваших? Ведь что легче, сказать ли: "прощаются грехи твои", – или сказать: "встань и ходи"? Но чтобы вы знали, что имеет Сын Человеческий на земле власть прощать грехи…», – тут говорит Он параличному (расслаб­ленному): «Встань, возьми свое ложе и ступай в дом твой!».

И тот встал и пошел в дом свой.

Видя это, народ устрашился и про­славил Бога, давшего людям такую власть.

 

 

РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ И РАЗЛИЧИЕ ДАРОВАНИЙ

В сегодняшнем Апостольском чтении святой апостол Павел ещё раз напоминает нам, что мы, христиане, составляем одно «тело» – личность, единый живой организм, греч. сома – во Христе. (Это – центральный пункт его экклезиологии, т. е. учении о Церкви; см. также в Послании к Ефесянам 1:22–23 и Колоссянам 1:18.) А порознь один для другого мы – одновременно и самостоятельные, и неразрывно связанные друг с другом члены. У каждого – своя неповторимая функция (дар), как и в челове­ческом теле. Поэтому апостол предостерегает верующих от самомнения и призывает думать о себе не иначе как о служебных членах одного тела. Никто не должен притязать на то, что выходит за пределы его дарования и конкретного призвания. Пусть каждый как можно лучше исполняет возложенное на него Богом служение и осознаёт свое место в Церкви.

Замечательно, что в оригинальном тексте Нового Завета для обозначения понятия «Церковь» совсем не случайно избран ключевой термин афинской демократииЭкклесиа – «общее (народное) собрание»! Изначальное – данное Богом – равенство людей неотделимо от различия их полномочий (связанных с дарованиями) и местом в собрании.

В противном случае наступает хаос и охлократия (букв. «власть толпы»), которую часто, из-за недостатка образования, отождествляют с истинной «демократией». Знаменательно, что именно в Христианской Церкви благодатная иерархичность не только не ущемляет свободы каждого члена Церкви, но, напротив – выявляет и помогает в полноте реализовать данные ему Богом способности. В противном случае наступает сектантская охлократия и разрушение церковного организма.

Мы наблюдаем это в деструктивных (тоталитарных) группировках, пре­вращающих обольщенных людей в рабов и кощунственно дерзающих име­новаться «церквами»! Как видим, проблема, волновавшая апостола Павла во времена императора Нерона, сохраняет свою актуальность и в наши дни.

Ю. Р.

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Исцеление расслабленного

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело больного человека, мы редко задумываемся о том, что значит человеческое тело для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы значить для нас самих. Ведь если бы наше тело не было бы Богу дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и наша вечная душа, то Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после всеобщего воскресения мертвых.

Поэтому, задумываясь о человеческом теле, – будь то в связи с вечностью или с временной жизнью, в связи ли с земным или небесным, – мы должны задать себе вопрос: а разве мы не получаем всё наше знание – о Боге или о сотворенном мире – именно через тело? Ведь с младенчества, с самого дня рождения мы познаём нежность и любовь родителей через наше тело, задолго до того, как можем постичь что-либо умом. Затем мы возрастаем в познании, мудрости, опытности, – и всё, чем владеет наш ум, всё, что делает наши сердца такими богатыми, приходит к нам через наши чувства. Апостол Павел сказал: «Вера – от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим 10:17). Красоту человеческого лица, и окружающего мира, и всего, что человек сумел создать прекрасного и значительного, мы воспринимаем через зрение. И можно перечислить и дальше все наши чувства, которые, как дверь, открываются на созерцание красоты и смысла сотворённого мира, а через него – на созерцание вечности: вечной красоты Божией, сияющей во всем Его творении.

Вот почему с такой любовью Христос совершал исцеление тела. Этими исцелениями Бог со всей силой являет вечность воплощенного бытия. Поэтому же, когда кто-то умирает, мы окружаем его – или её – тело такой нежностью и таким благоговением. Это тело сотворено Богом, в это тело Он вложил всю Свою любовь. И больше того: Он Сам стал человеком, Сам Живой Бог облекся в плоть и явил нам не только, что человек так построен, так велик, так глубок, что может соединиться с Богом и стать причастником Божественной природы, но что самое тело наше способно быть Духоносным, поистине Богоносным. Какое это диво!

Мы также видим, что Свою вечную жизнь Бог сообщает нам через земное вещество: через воды крещения, становящиеся источником вечной жизни, через хлеб и вино, пронизанные Его Божеством, – и нашим телом мы приобщаемся Самому Богу в Его таинствах. Как дивно наше тело, и с каким благоговением мы должны относиться к нему! Тело изначально свято, потому что оно призвано к вечному общению с Богом, так же, как и душа. Оно любимо Богом. Не напрасно апостол Павел говорит: «Прослав­ляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1 Кор 6:20). Прославляйте – то есть дайте Богу сиять через ваше тело, как Он может сиять через вашу душу; пусть ваше тело будет таким, чтобы соприкосновение с ним было бы соприкосновением с Воплощением, с тайной Бога, ставшего человеком.

Задумаемся над этим; потому что часто – о, как часто! – мы пренебрегаем вечной красотой и величием нашего тела. И так часто мы думаем о смерти как о мгновении, когда бессмертная душа вступает в Божественную жизнь, а тело распадается в прах. Да, оно обращается в прах; но у него вечное призвание: оно поистине воскреснет, как воскрес Христос. И все мы предстанем однажды перед Богом воплощенными, с телами преображенными, как преображено тело Христа, с душой, обновившейся вечностью. И мы будем общаться с Богом в любви, в вере и в молитве не только душой, но – вместе со всем сотворённым – станем причастниками Божественной природы и душой, и телом. Это будет тогда, когда – по обетованию Божию через апостола Павла – Бог будет «всё во всём» (1 Кор 15:28), и ничто не останется вне Божественного общения, вне Божественной Славы.

Какое это диво! Какая дивная тайна: человеческое тело, такое, как будто, хрупкое, такое преходящее, может изначально принадлежать Вечности и уже сейчас сияет славой в телах святых. Аминь!

3 августа 1986 г.


[1] "Святыми" в новозаветные времена называли всех христиан.

[2] Имеется в виду Капернаум, город на северо-западном побережье Тивериадского озера, служивший пристанищем Христу и апостолам во время служения в Галилее. См.: Мк 1:21–34; 2:1–17; Лк 7:1–10; 10:15.

[3] «Богохульствует», т. е. в данном случае, с точки зрения законников, присваивает Себе власть, которая свойственна только Богу: отпускать грехи. Исцеляя паралитика, Христос доказывает, что Он действительно обладает этой властью.