Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
21 мая в 2017 году
Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Иоанна 9:1–38. – Зачало 34)
[Прозрение исцелённого слепого и упорная слепота фарисеев]
[В то время] проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил: он или его родители, из-за чего он и родился слепым?» Ответил Иисус: «Ни он не согрешил, ни родители его, но [это для того], чтобы явлены были дела Божии на нем. Нам [Мне] следует творить дела Пославшего Меня, пока ещё день[1]; приходит ночь, когда никто не может делать. Пока Я в мире, Я – свет миру»[2].
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал грязь[3] из слюны и помазал грязью глаза слепому; и сказал ему: «Иди, умойся в купальне Силоам»; что значит в переводе "Посланный"[4]. Он пошел и умылся, и вернулся зрячим.
Тут соседи и видевшие его раньше, потому что он был попрошайка, стали говорить: «Не тот ли это, кто здесь сидит и просит милостыню?» Одни говорили: «Это он», а другие: «Нет, но похож на него». Он же говорил: «Это я». Тогда спрашивали у него: «Как же открылись твои глаза?»
Он ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал грязь, помазал мне глаза и сказал мне: "Иди в Силоам и умойся". Я пошёл и умывшись, прозрел». Тогда они сказали ему: «Где Он?» Он говорит: «Не знаю». Повели этого бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал грязь и открыл ему глаза.
Вновь спрашивают его также и фарисеи: «Как он прозрел». Он же сказал им: «Грязь положил Он мне на глаза; и я умылся, и вижу». Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что субботу не соблюдает». Другие же говорили: «Как может человек грешный творить такие знамения?» И возник между ними раздор.
Тогда снова говорят слепому: «Что скажешь о Нем ты, Он ведь открыл тебе глаза?» И тот сказал: «Он – пророк».
Но иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, пока не призвали родителей самого прозревшего и не спросили их: «Ваш ли это сын, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит?»
Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым; а как он теперь видит, не знаем, или кто открыл ему глаза, мы не знаем. Его спросите, он взрослый, сам о себе скажет». Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ведь иудеи уже сговорились: если кто исповедает (признает) Его Мессией (Христом), да будет отлучен от синагоги. Из-за этого родители его и сказали: «Он взрослый, его спросите».
Итак, призвали бывшего слепого вторично и сказали ему: «Воздай славу Богу[5]; мы знаем, что Человек Тот – грешник». Он же ответил: «Грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Снова спросили его: «Что он сделал тебе? Как открыл тебе глаза?» Он ответил им: «Я уже сказал вам, и вы не услышали. Что опять хотите слышать? Не желаете ли и вы стать Его учениками?»
И обругали они его и сказали: «Это ты Его ученик, а мы ученики Моисея. Мы знаем, что Моисею говорил Бог; Этого же мы не знаем, откуда Он». [Прозревший] человек сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза. Но мы знаем, что грешных Бог не слышит; но слушает того, кто чтит Бога и творит Его волю. От века не слыхано, чтобы кто открыл глаза слепорожденному. Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего». Они ответили и сказали ему: «В грехах ты весь родился, и ты ещё учишь нас?!» И выгнали его вон.
Услышал Иисус, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал: «Ты веришь в Сына Человеческого?» Тот ответил и сказал: «А кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него?» Сказал ему Иисус: «Ты увидел Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему.
ПРОЗРЕВШИЙ СЛЕПОЙ И СЛЕПЫЕ ЗРЯЧИЕ
Богослужебной темой шестой недели Пасхального цикла является евангельский рассказ об исцелении, совершенном Иисусом Христом незадолго до окончания Своего общественного служения, вероятно, в декабре 29 года. Это произошло в Иерусалиме, на празднике Обновления Храма ("Ханукка"), установленном в честь освобождения в 164 году до н. э. иудейским военачальником Иудой Маккавеем Святого Города и возобновления богослужений в Иерусалимском Храме. Тремя годами ранее (167 до н. э.) он был разграблен и осквернен сирийским царём Антиохом IV Епифаном, превратившим его в храм Зевса Олимпийского[6].
Повествование евангелиста Иоанна (9:1–38), читаемое сегодня за воскресной Литургией, сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. Это знаменательное событие, которому Церковь не случайно посвящает последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи (и праздником Вознесения), содержит целый ряд глубоко символических и назидательных реалий.
Иисус Христос, сказавший о Себе, что Он – «Свет миру», дарует возможность видеть материальный свет и мир вокруг себя человеку, лишенному этого великого блага, которое мы, зрячие, воспринимаем как нечто само собою разумеющееся. Этот исключительный случай, требовать повторения которого мы не в праве, стал для исцеленного ступенью к неизмеримо более важному прозрению – прозрению духовному. Умывшись в источнике Силоам (что в переводе значит "Посланный"!), он не только обрёл зрение, но и уверовал в посланничество в мир Сына Божия, а книжники и учителя народа, гордившиеся своей начитанностью в Священном Писании, остались духовно слепы, хотя и были зрячи всю жизнь.
Духовное прозрение невыносимо трудно: здесь и необходимость отказаться от убаюкивающих стереотипов, и страх перед тем, что может открыться вдруг перед тобою и с беспощадностью высветлить мелочность и ничтожность всей жизни. Нет, лучше не видеть и не знать, – Вечность и Свобода бесконечно страшны для человека! Пусть все идет привычным чередом. Жалкая, но неизбывная в человеческой истории логика.
Пройдет несколько дней, и богослужебное чтение праздника Вознесения Господня вновь напомнит нам о невероятных, порою будто бы необъяснимых, трудностях, которыми сопровождалось духовное прозрение даже апостолов из числа Двенадцати, ближайших учеников Христовых. Разумеется, исторически их страх и ошибки вполне объяснимы, но может ли это теперь, в начале уже третьего тысячелетия Христианской эры, служить оправданием нашей умственной слепоты и нравственной косности?
В среду шестой седмицы (в 24 мая в 2017 году), накануне праздника Вознесения Господня, совершается Отдание Пасхи. В последний раз звучат пасхальные песнопения, и выходит из храма пасхальный крестный ход, чтобы снова повториться лишь по истечении бесконечно долгого – и одновременно столь краткого – года, ждущего нас впереди.
Ю. Рубан
[1] День – время земной жизни Спасителя; ночь – Его смерть.
[2] Этими словами Христос заранее объясняет смысл совершаемого Им чуда.
[3] Так в греческом оригинале – пэлос (грязь). В традиционном переводе – «брение» (ему соответствует греческое асфальтос – асфальт, замазка), что хорошо передает смысл: Христос сначала ещё сильнее «запечатал» глаза слепого, а затем открыл («распечатал»).
[4] Силоам (евр. Шилоах) – источник в юго-восточной части Иерусалима. В нём черпали воду, символизирующую Божие благословение во время праздника Кущей. После пришествия Христа благословение Божие всегда дается через Его посредство. Этим, вероятно, объясняется, что Он избрал Силоам для исцеления (а в дальнейшем – и духовного прозрения) слепорожденного. Апостол Иоанн сближает название источника (Шилоах) с еврейским словом шалаух («посланник», по-гречески апостол).
[5] Это старое библейское выражение, употреблявшееся, чтобы убедить обвиняемого в чём-то сказать правду и тем искупить оскорбление, нанесённое Богу (см. Ис. Нав. 7:19; 1 Цар. 6:5).
[6] Смотрите I и II Книги Маккавейские, а также: Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. XII–XIV; Мень А., прот. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. М., 1992 (17–18 глл.).