Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
Апостольское чтение на Литургии
Деяния Апостолов 11:19–26, 29–30. – Зачало 28
[Проповедь в Антиохии; появление термина «христианин»]
В те дни апостолы, рассеявшиеся от гонения, происшедшего из-за Стефана, прошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме одних только иудеев.
Были же среди них киприоты и киринеяне, которые, придя в Антиохию, говорили и эллинам (грекам), благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и большое число [народа], уверовав, обратилось к Господу.
И дошел слух о них до Церкви в Иерусалиме, и послали Варнаву в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем, потому что был он муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И множество их присоединилось к Господу.
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла(1) и, найдя его, привел в Антиохию. И было так, что в течение целого года они собирались с Церковью и учили множество народа; и впервые в Антиохии «ученики» получили имя «христиан»(2).
И они определили, чтобы каждый из учеников, по своему достатку, послал пособие братьям, живущим в Иудее, что они и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Евангельское чтение
на Литургии Евангелие от Иоанна 4:5–42. – Зачало 12
[Беседа Христа с самарянкой]
[В то время] приходит Иисус в cамарийский город, называ-емый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу (Быт. 48:22). Там был источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить». А ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина самаритянка говорит Ему: «Как ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самаритянки?» Ведь не имеют общения [или: не пользуются вместе сосудами] иудеи с самаритянами(3).
Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто есть Говорящий тебе "дай Мне пить", – то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
Женщина говорит Ему: «Господин! У Тебя и черпака нет, и колодец глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий от этой воды, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, – не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, струящейся в жизнь вечную».
Говорит Ему женщина: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать». Иисус говорит ей: «Иди, позови мужа твоего и приходи сюда».
Женщина сказала в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Хорошо ты сказала: "у меня нет мужа", ведь у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Женщина говорит Ему: «Господин! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись [Богу] на этой горе, а вы говорите, что место, где надлежит поклоняться, находится в Иерусалиме».
Говорит ей Иисус: «Поверь Мне, женщина, что наступает час, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; а мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение – от иудеев. Но приходит время – и теперь уже наступило, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине; ведь и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог – это Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине».
Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё».
Иисус говорит ей: «Это – Я, Говорящий с тобою».
Тут пришли ученики Его и удивились, что Он говорил с женщиной. Однако никто не сказал: «Что Ты ищешь?» или: «О чём говоришь с ней?»
Тогда женщина оставила свой сосуд для воды, пошла в город и говорит людям: «Пойдите, увидьте Человека, Который сказал мне всё, что я сделала. Уж не Христос ли Он?» Они вышли из города и направились к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви, поешь!». Он же сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Тогда ученики стали говорить друг другу: «Не принёс ли Ему кто-нибудь поесть?» Говорит им Иисус: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и закончить (совершить) Его дело. Не говорите ли вы: "ещё четыре месяца, и наступит жатва?" Так вот говорю вам: "поднимите глаза ваши и посмотрите на поля, потому что они уже побелели [и поспели] к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий, и жнущий. В этом случае оправдывается изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие потрудились, а вы вошли в труд их"».
Из города же того многие из самаритян уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: «Он сказал мне всё, что я сделала». Поэтому, когда самаритяне пришли к Нему, они просили Его остаться у них. И Он пробыл там два дня. И ещё больше [народа] уверовало по Его слову.
А женщине той говорили: «Уже не по твоим рассказам веруем; ведь сами мы услышали и знаем, что Он воистину Спаситель мира, [Христос]».
(1) Савл, или Саул (евр. Шауль – «испрошенный») – еврейское имя будущего апостола Павла. После его внезапного обращения над ним нависла смер¬тельная опасность, и христиане препроводили его на родину, в малоазийский город Тарс (на побережье Средиземного моря), где он ждал, пока улягутся страсти и можно будет вернуться (см. Деяния Апостолов 9 гл.).
(2) О причинах появления этого термина и его специфической окраске см.: Аверинцев С. С. От берегов Евфрата до берегов Босфора. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии от Р. Х. // Сергей Аверинцев. Собрание сочинений. Переводы. Киев, 2004, с. 405–406.
(3) Самаряне, или самаритяне – семитический народ, родственники евреев, потомки жителей Израильского царства (со столицей Самария), разгромленного ассирийцами в 722 г. до н. э. (Единое древнееврейское государство раскололось на два – Израильское и Иудейское – ещё в 931 году до н. э. после смерти царя Соломона.) Большая часть израильтян была депортирована вглубь Ассирийской империи; вскоре они ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезли с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные в Палестине для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться «самарянами» (или «самаритянами»). Они сохранили веру в Единого Бога, но из книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево. Евреи (потомки жителей Иудейского царства со столицей в Иерусалиме) презирали самарян как нечистокровных «еретиков» и относились к ним хуже, чем к язычникам. (О самарянах см.: Рыбинский В. П. Самаряне. Киев, 1913; Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб., 2003, с. 278–280, 352.) Эти родственные семитические народы питали друг к другу столь же "нежные" чувства, что и современные израильтяне и палестинские арабы, общий праотец которых, Авраам, похоронен в хевронской мечети (не в синагоге!). К сожалению, уроки истории большинством не усваиваются: проходят века и тысячелетия, но люди не меняются. – Ю. Р.