Неделя 33 по Пятидесятнице, по Богоявлении, о Закхее
21 января в 2018 году
Апостольское чтение
(Послание ап. Павла к Ефесянам 4:7–13. – Зачало 224)
[Единство веры и разнообразие благодатных дарований]
[Братья!] 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Потому [Писание] говорит:
Взойдя на высоту, Он пленил плен,
Он дал дары людям (Пс. 67:19).
9 А "взошёл" что означает, как не то, что Он и сошёл в низшие пределы земли?[1]10 Нисшедший, Он же – и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить всё. 11 И Он Сам поставил кого апостолами, кого пророками, кого благовестниками, кого пастырями и учителями, – 12 для совершенствования святых к делу служения, для созидания Тела Христова [Церкви], 13 пока мы все не придём к единой вере в познании Сына Божия, не станем совершеннолетними, достигнув полного возраста Христова.
Евангельское чтение (Евангелие от Матфея 4:12–17. – Зачало 8)
[Иисус поселяется в Капернауме]
[В то время,] услышав, что Иоанна предали, [Иисус] удалился в Галилею. Оставив Назарет, Он пришёл и поселился в Капернауме, что возле моря [Галилейского], в краях Завулона и Неффалима, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю, который говорит:
«земля Завулона и земля Неффалима на пути к морю,
край за Иорданом, Галилея язычников!
народ, живущий во мраке, увидел свет великий,
и тем, что живут под сенью смерти, –
рассвет воссиял им» (Ис. 9:1–2).
С этого времени Иисус начал возвещать и говорить: «Творите покаяние, ибо Царство Небесное близко!»
[1] В 8-м стихе, – цитата из Пс. 67:19: «Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для людей». А далее (стихи 9–10) – христологическое толкование этой цитаты из Псалма. В Псалме речь шла о победе Бога. Он воссел на Свой престол на высоте, то есть на Своей горе. Как победоносный триумфатор, Он увёл за Собой («пленил») побеждённых царей (слово «плен», aichmalōsia, означает также «пленённые»). Бог взял с них (с людей) дань. В еврейском тексте – «принял дары от людей», у LXX-ти – «принял дары для людей». (Отсюда видно, что автор Послания к Ефесянам пользовался Септуагинтой, вряд ли зная еврейскую Библию. Апостолу Павлу это послание не принадлежит.) Эта трансформация оригинального текста позволяет автору послания понимать эти «дары» как перечисляемые далее харизмы, которые Господь послал людям после «пленения» упомянутых в 3:10 «начальств и властей на небесах» и в 6:12 «начальств, властей, мироправителей тьмы века сего и духов злобы поднебесной» (точнее, не «поднебесной», а «небесной», то есть опять же «на небесах»). Здесь мы имеем ранний пример отождествления Иисуса Христа с самим Богоявлением. Во Христе Сам Бог сначала сошёл на землю (воплощение), а потом восшёл «на высоту», пройдя все небеса и победив демонические силы воздуха и нижних небес. Смущающее в Синодальном переводе выражение «в преисподние места земли» отнюдь не означает «ада». Греч. ta katōtera – просто «низины», и означает, что Иисус некогда «сошёл» на землю. Не «нисходил», а именно однажды «сошёл» (аорист). Земля была самым низшим местом Его пути с небес. – Комментарий архим. Ианнуария (Ивлиева).
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Проповедь в Неделю по Богоявлении
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о странах, лежащих «во тьме и сени смертной», в которых, однако, воссиял великий свет. Не относится ли это и в наши дни к тому миру, в котором мы живем? С тех пор, как в Галилее и в приморье Святой Земли воссиял свет рождения, жизни, проповеди, смерти и Воскресения и Вознесения Христовых, евангельская весть разнеслась по всему миру, но воспринята она была так разно. Для некоторых она оказалась новой жизнью, вечной жизнью, уже достигшей до них, жизнью вечной уже здесь на земле. Но для большинства людей (и, скажем честно, для большинства из нас!) эта весть – о вечной жизни для всей земли, для Вселенной – стала только стройным, приемлемым, вдохновляющим, но, увы, не преображающим нас до конца мировоззрением.
Как говорил ещё в XIX веке один из русских писателей, Лесков, страна наша была крещена, но не была просвещена… И все мы в том же состоянии, как наша родная Русь и как земли Запада (в которых мы живем): весть до нас дошла, сердце наше дрогнуло, поразила нас стройность и красота учения Христова, Его дивная личность – и мы вошли в этот поток таинственной жизни. Но как часто этот поток нас просто несёт, словно мы – инородное тело, щепка. Мы не сливаемся с этими животворными водами, не становимся их неотъемлемой частью.
И как тогда Спаситель Христос, выходя на проповедь, обращался не к людям, сидящим во тьме и сени смертной, а к тому народу, который столетиями уже хранил живое и животворное Божие слово, с призывом: «Покайтесь!» – так и теперь, слово о покаянии, первое слово проповеди Христовой, обращено к нам – к тем из нас, которые себя называют и считают верующими, к тем из нас, которые носят имя Христово, к тем из нас, по кому люди, «сидящие во тьме и сени смертной», судят о Боге, о Его победе или о Его поражении. Потому что если они не видят в нас никаких плодов Его проповеди, никаких плодов Его жизни и смерти, никаких плодов таинств Церкви, – то как могут эти люди, чуждые Христу, чуждые Богу, поверить Ему, уверовать?
Поэтому, к нам обращено это слово: «Покайтесь!» Покайтесь – это не значит: плачьте над собой, это не значит: горюйте о своем бедственном, поистине бедственном состоянии, потому что мы нищие – не в земном отношении, это бы ничего! – но нищие по отношению к Царству Божию, лишённые того, что его составляет. Нет, речь не о том, чтобы оплакивать нашу нищету и горевать, а о том, чтобы душой, всей мыслью, всей крепостью, всем существом, всем сердцем обратиться к жизни – не к той мелкой, жалкой, полумёртвой жизни, которой мы живём, а к тому потоку жизни, который представляют собой Бог и Вечность. К нам обращено это слово, и мы ответим, рано или поздно, за то, что вокруг нас земля всё ещё так страшно похожа на «сень смертную», на область тьмы.
Свет воссиял, мы должны быть его светочами. Сияем ли мы во тьме? Открываем ли мы собой славу новой жизни?.. Покаемся – то есть обратимся лицом к Богу (2), обернёмся лицом к ближнему. С любовью, с благоговением исполним завет Христов – завет любви, завет заботливости, завет состраданья, завет радости. И принесём в этот мир, в котором мы живём, свет, жизнь и радость. Тогда и окажется, что мы принесли плоды покаяния.
К нам обращено это слово: «Покайтесь!» Покаемся же, и тогда станет светло вокруг нас! Аминь.
___________________________________________
(2) Следует вспомнить, что «заезженное» до неприличия и потерявшее для большинства всякий смысл слово «покаяние» соответствует греч. метанойа – «перемена ума», «изменение сознания», а также евр. тешува – «возврат», «возвращение». Вероятно, это значение термина определило метафору в притче Христа о блудном сыне (о самонадеянном юноше, заблудившемся в мире «красивых» языческих соблазнов), где грешник именно возвращается к отцу (подробнее см.: Сергей Аверинцев. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. Киев, 2004. С. 184–185). Понятие «блудный» (то есть заблудившийся) относится к интеллектуальной и волевой составляющей человека. Мы же примитивизируем его, относя к области «физиологической распущенности». Это следствие забвения классических языков – еврейского, греческого и латинского, без знания которых Священное Писание «молчит» для профана, а также исторических реалий библейского богословия, часто не совпадающих с современными. С другой стороны, возникает вопрос: каемся ли мы так, как к тому призывал Иоанн Предтеча и ждёт от нас Христос? Меняем ли мы раз и навсегда наше полуязыческое сознание и решительно возвращаемся к тем отношениям с Отцом, какие были у Адама до грехопадения? А ведь после крестной жертвы Христа, даровавшего нам неоскудевающую спасительную благодать, это возможно каждому! – Ю. Р.
Использована иллюстрация Мауриция Готлиба "Иисус проповедует в Капернауме"