Неделя 30 по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец (отцов)

03 января 2015

22 декабря 2014 / 4 января 2015 года

 Апостольское чтение на Литургии

Послание ап. Павла к
Евреям 11:9–10, 17–23, 32–40.
– Зачало 328

 [Вера
древних и конечное совершенство]

 [Братья,] верою обитал [Авраам]
на земле обетованной [обещанной ему
Богом], как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того
же обетования; ибо он ожидал города, имеющего твердое основание, архитектор и
строитель которого – Бог.

Верою Авраам выдержал испытание и принес в жертву Исаака; он, получивший
обещание [о сыне], приносил единородного, о котором ему было сказано: в Исааке
наречётся тебе семя (потомство). Он рассудил, что Бог силен и из мёртвых
воскрешать, потому он и получил его [сына] обратно в предзнаменование. Верою, и
для будущего, Исаак благосло­вил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая,
благословил каждого из [своих сыновей и] сыновей Иосифова и простерся пред
Богом, опираясь на верх своего посоха. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об
исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три
месяца скрываем был родите­лями своими, ибо увидели они, что младенец
прекрасен, и не устрашились повеления царя.

И что ещё скажу? Ибо не достанет мне времени, чтобы повествовать о
Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
которые верою покорили царства, творили правду, достигли обещанного, заградили уста львов, угасили силу
огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и
отразили полки чужих. Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими.
Другие же были замучены, отказавшись
от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали
поругания и побои, а также узы и темницы, были побиты камнями, подвергнуты
пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и
козьих кожах, терпя недостатки, скорби, страдания. Те, которых весь мир не был
достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям.

И все они,
засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, потому что Бог
предусмотрел о нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства.

 

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея
1:1–25. – Зачало 1

[Генеалогия Иисуса Христа. Его рождение
от Девы Марии]

Книга происхождения (родословия)
Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Авраам породил Исаака; Исаак породил Иакова; Иаков породил Иуду и
братьев его; Иуда породил Фареса и Зару от Фамари; Фарес породил Эсрома; Эсром
породил Арама; Арам породил Аминадава; Аминадав породил Наассона; Наассон
породил Салмона; Салмон породил Вооза от Раав; Вооз породил Овида от Руфи; Овид
породил Иессея; Иессей породил царя Давида.

Давид породил Соломона от той, что была замужем за Урией; Соломон
породил Ровоама; Ровоам породил Авию; Авия породил Асу; Аса породил Иосафата;
Иосафат породил Иорама; Иорам породил Озию; Озия породил Иоафама; Иоафам
породил Ахаза; Ахаз породил Езекию; Езекия породил Манассию; Манассия породил
Амона; Амон породил Иосию; Иосия породил [Иоакима; Иоаким породил] Иехонию и
братьев его, во время выселения в Вавилон.

После же выселения в Вавилон Иехония породил Салафи­ила; Са­ла­фиил
породил Зоровавеля; Зоровавель породил Авиуда; Авиуд поро­дил Элиакима; Элиаким
породил Азора; Азор породил Садока; Садок породил Ахима; Ахим породил Элиуда;
Элиуд породил Элеазара; Эле­азар породил Матфана; Матфан породил Иакова; Иаков
породил Иоси­фа, супруга Марии, от
Которой родился Иисус, что именуется Христос.

Итого всех поколений: от Авраама до Давида – четырнадцать по­ко­лений; и
от Давида до выселения в Вавилон – четырнадцать по­ко­лений; и от выселения в
Вавилон до Христа – четырнадцать поколений.

Что до Иисуса Христа, происхождение Его совершилось так: матерь Его
Мария была обручена Иосифу; однако прежде, чем стали они жить сов­мест­но,
обнаружилось, что Она ожидает дитя от Духа Святого. Между тем Иосиф, муж Ее,
был человек праведный и не хотел Её ославить, а потому вознамерился расторгнуть
помолвку тайно. Когда, одна­ко, он был в таких мыслях, – вот, Ангел Господень
явился ему в сновидении, говоря:

"Иосиф, сын Давидов!
Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то, что зачалось внутри Неё, – от
Духа Святого. Сына родит Она, и ты наречешь Ему имя – Иисус; ибо Он спасёт народ
Свой от грехов их". Всё же это случилось во исполнение сказанного Господом
через пророка, говорящего:

"Се, Дева зачнет
во чреве, и родит Сына,

и нарекут имя Ему –
Эммануил"
(Исайя 7:14), –

что в переводе означает: "С нами Бог".

Иосиф, пробудившись от сна, сделал, как велел ему ангел Господень, и
принял жену свою; и не познал Ее, и вот Она родила Сына, и он нарёк Ему имя –
Иисус.

 

Протоиерей Александр Мень

Неделя перед Рождеством Христовым

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Многие из вас,
впервые откры­вая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для
чего в нём дается этот перечень старинных и странных имён? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов,
ещё четырнад­цати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел
в этих кратких строках, в этом
перечне имён напомнить нам всю историю
Ветхо­го Завета, наполненного ожиданием Спасителя мира. И за каждым именем – история
жизни. Здесь и праведный Авраам, пошедший вслед за Господом и ничего не пожалевший
для Него; здесь и праведная моавитянка Руфь, оставившая отечество и принявшая веру
в Единого Бога... Здесь и грешни­ки, и праведники: все они были предками
Господа Иисуса по плоти.

Но вы
скажете: откуда же мы знаем, кто
были эти люди? Трудно это всё понять. Почему нам сразу не говорится о том, что
нужно для нашего сердца? – А вот тут самое главное – трудное начало Евангелия,
которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это
не газета, которую прочитал и тут же оставил. Это – Слово Божие, и оно требует
от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит
труд, читая первые строки, – потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто
скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не
буду», – тот так и останется без Слова Божия.

Значит, надо не просто читать, почитывать,
полистывать, а сердцем и умом углубляться в Слово Божие. И вы увидите, что
имена эти имеют зна­чение, что эти строки о родословии Иисуса Христа говорят о
Нём как о предсказанном Царе-Избавителе.
Они говорят о том, что Господь стал сродником
человека по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, так же как и у нас, есть деды и прадеды по плоти, что Он вошёл в род человеческий. В эту книгу родства можно было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей, – и все они стали бы сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.

Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам кажется всегда, когда мы говорим, что Господь где-то на небе, что Он далёк от человека, что наша молитва может быть не услышана. Как будто Господу Богу нужен слишком сильный звук или какая-то необыкновенная святость молящегося, чтобы Он внял нашей молитве. И вот, сегодняшнее Евангелие нам отвечает: нет, не тревожьтесь! Бог здесь! Он с нами! И священное тайное имя Христово – не только Иисус («Господь спасает») и Спаситель, но и Эммануил, что в переводе с древнееврейского языка значит «С нами Бог».

Это Святое имя Господа преображает и нашу жизнь. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, – вспомним, что с нами Бог, что Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаём, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы с вами страдаем, унываем, и нам кажется, что жизнь наша напрасна, усилия наши тщетны, – мы должны помнить, что с нами Бог. Это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего Человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко – потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.

Вот мы приближаемся к дням Рождества Христова! Мы уже поём песнопение: «Христос рождается»! Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Иосифу было предсказано в ночном видении, что его жена родит сына, Которому он должен дать имя Иисус, что значит «Спа­сение Господне», и этот Сын спасёт людей от их грехов. И это означает, что с нами Бог! Поэтому приближается радость! Все мы, согнутые под гнётом своих грехов, забот, печалей и болезней, должны сейчас распря­миться и смотреть вперёд, встречать Господа, как и поётся словами про­поведи святителя Григория Богослова: «Христос рождается – идите Ему навстречу»! («Срящите» по-славянски значит «идите навстречу», «встре­чайте».) И мы идём к Нему навстречу – ведь Он родился не только тогда, Он родился для нас сейчас, потому что Он живёт среди нас! Кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним обитать и тот познает, что значат слова «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся», – то есть «поймите, неверующие, и преклонитесь перед Ним», «яко с нами Бог!» Аминь.

3 января 1988 г.