Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

14 марта 2015

 

15 марта в 2015 году 

 Апостольское
чтение на Литургии (рядовое)

Послание ап.
Павла к Евреям 4:14
5:6. Зачало 311

[Превосходство Иисуса Христа –
Первосвященника Нового Завета]

[Братья,] имея Первосвященника великого, прошедшего [через] небеса,
Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться ис­поведания [нашей
веры][1].
Ведь мы имеем не такого первосвящен­ника, который не может проявить
сострадание к нашим немощам, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха. Итак,
будем безбоязненно приступать к престолу благодати[2],
чтобы получить нам милость и найти благодать для своевременной помощи.

Всякий ведь первосвященник, избираемый из людей, для лю­дей поставляется
на служение Богу, чтобы приносить дары и жер­твы о грехах. Он может сострадать незнающим
и заблуждающим­ся[3],
поскольку и сам подвержен немощам, и из-за них он должен как за народ, так и за
самого себя приносить жертвы о грехах.

И эту честь никто из людей не присваивает
себе сам, но призывается Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам прославил Себя,
став Первосвященником, но [прославил Его] Тот [Бог Отец], Кто сказал Ему:

«Ты – Сын
Мой, Я сегодня породил Тебя»
(Пс. 2:7);

как и в другом месте Он говорит:

«Ты – Священник вовек по чину (положению) Мелхиседека» (Пс.
109:4).

 

Евангельское
чтение на Литургии (рядовое)

Евангелие
от Марка 8:34
9:1. Зачало 37

[Условие следования за Христом]

[Сказал Господь
Своим ученикам:]

«Кто хочет последовать
за Мною, пусть отречётся от самого себя, и возьмёт на плечи крест, и так
следует за Мною. Ибо кто хочет сберечь жизнь[4]
свою – погубит её; а кто погубит её ради Меня и Евангелия – спасет её.

Ибо что пользы человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей
лишится? И какой выкуп даст человек за жизнь свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов перед этим поколением
распутным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет Он в
славе Отца Своего со святыми Ангелами».

И сказал Он им: «Истинно
говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти
прежде, чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».


[1] Речь идет об исповедании веры во время таинства крещения.

[2] Здесь говорится о преодолении ветхозаветного страха, вызванного запретом «приступать» к престолу (т. е. к Богу) «непосвящённым». Вероятно, намек на «доступ» в Храм и Святая Святых – особое «присутствие Бога»; этим правом обладало только левитское священство, а не представители других слоев израильского общества. Во Христе же все верующие (речь уже идет не о левитском священстве, даже не об израильтянах вообще, как «избранном» народе, а о людях как таковых!) вступили в права наследников и имеют доступ (prosagoge) к Богу Отцу. Поэтому в Новом Завете "посвящённые" = все крещёные во Христа.

[3] «Незнающие и заблуждающиеся» – стандартное библейское выражение для обозначение грешников, грех которых, хотя и подлежит осуждению, но всё-таки в известной степени смягчён и оправдан тем, что это «грех невольный», вызванный естественной человеческой немощью. – За корректировку перевода Апостольского чтения и эти замечания к нему сердечно благодарю своего друга и коллегу архимандрита Ианнуария (Ивлиева). (Ю. Р.)

[4] Здесь в традиционном переводе читается «душу свою сберечь» (ст. 35) и далее (ст. 36) «душе своей повредит», что может восприниматься в духе позднейшего христианского платонизма: «повредить душе» или «продать душу» – в значении «нравственно пасть», сохраняя при этом физическое существование. Такого антропологического дуализма (деления на «душу» и «тело») Библия не знает: «душа» или «дух» – это просто дыхание, «потеряв» которое, Божие создание умирает. «Отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются» (Псалом 103:29). Здесь идет речь именно о жизни: кто стремится к вечной жизни со Христом – готов безбоязненно пожертвовать своей земной жизнью за исповедание Христа и Его Евангелия. В противном случае его не «спасут» и богатства всего мира.

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Проповедь в Неделю
Крестопоклонную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Словами Священного Писания мы
провозглашаем, что Господь Иисус Христос – Царь, Пророк и Первосвященник всего творения.

Господь научил нас, что в Его Царстве (Христианской
Церкви), царь – не тот, кто силой подчиняет себе других, чтобы привести их
в безусловное и рабское послушание; но, напротив, – тот, кто служит другим и
отдает жизнь свою за других. И святой Иоанн Златоуст учит, что править народом
может всякий, но только царь может положить свою жизнь за свой народ,
потому что он так отождествляется со своим народом, что у него нет ни
существования, ни жизни, ни цели, кроме как служить своему народу всей своей
жизнью, а если нужно – и смертью.

И сегодня, поклоняясь Кресту
Господню, мы с новой силой можем понять, с новой глубиной можем уловить, что
означает царское достоинство и служение Господа нашего Иисуса Христа. Оно
означает любовь такую всецелую, такую совершенную, что Христос может позабыть о
Себе совсем; позабыть о Себе до такой степени и отождествить Себя с нами так,
что Он соглашается, в Своем человечестве, утратить чувство Своего единства с
Богом, с источником вечной жизни; больше того – с вечной жизнью в Себе Самом, и
соединиться с нашей мертвенностью, с нашей смертностью. Такая любовь делает Господа Иисуса Христа нашим достойным
Царем; перед такой царственностью преклоняется всякое колено
(Флп. 2:10)... И потому что Он таков, Он может быть и Первосвященником
всего творения. Ведь первосвященники языческого мира и первосвященники в
Израиле совершали жертвоприношения, с которыми они отождествляли себя лишь в переносном смысле, символически, ритуально. Господь же Иисус Христос принес в кровавую жертву Самого Себя, хотя в Нем не было ничего, что осуждало бы Его на ту смерть, которую Он взял на Себя. Не говорит ли Он в Своей Первосвященнической молитве, в последнем общении с учениками: Приближается князь мира, противник, и во Мне он не имеет ничего... Во Христе нет ничего, что принадлежало бы области смерти и греха. И Отцу Своему Он говорит: Я освящаю Себя за них, в священное жертвоприношение за Мой народ... Первосвященник, Сам принимающий заклание, освобождает всех сотворенных от ужаса кровавого жертвоприно­шения, но тем самым и ставит нас перед бездонной глубиной любви Божественной, которую иначе мы не могли бы себе и помыслить. Только представим: Жизнь, соглашающаяся быть истощённой, Свет, соглашающийся быть угашенным, Вечность, соглашающаяся умереть смертью падшего мира!

И поэтому Слово Божие может говорить нам как Пророк. Пророк – не тот, кто предвещает будущее; пророк – тот, кто говорит от лица Бога. Из книг Ветхого Завета мы знаем, что пророк – это тот, с кем Бог делится Своими мыслями. Но Христос может не только говорить от Бога, но Он – Сам Бог! – действенно воплощает в Своей жизни и в Своей смерти любовь Божию жертвенную, всецелую, совершенную, отдающуюся.

Вот почему почитание Креста – такое диво в опыте Церкви. Мы не будем никогда способны опытно узнать, что значило для Христа умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не поможет нам понять, чем была смерть для Него, как же Бессмертие может умереть? Но мы можем научиться Его путям и Его жизни, смелым и беззаветным усилием приобщаясь к ней всё больше и больше, становясь через это всё более совершенными. Мы можем научиться любить такой любовью, которая будет всё больше и больше приближаться к этой любви Божественной. Только через такую любовь мы сможем познать это чувство, в котором смерть – как забвение себя, всецелое и совершенное – соединяется с победой любви, воскресением и жизнью вечной. Аминь.

25 марта 1984 года