Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
26
апреля в 2015 году
Апостольское
чтение
Деяния Апостолов
6:1–7. – Зачало 16
[Умножение
учеников. Первые «служители» (диаконы)]
1 В те дни, когда продолжало
умножаться число учеников[1], среди
эллинистов[2] возник
ропот на евреев. Они жаловались на то, что при ежедневном служении неимущим не
оказывали внимания их вдовам[3].
2 Тогда Двенадцать [апостолов],
созвав собрание всех учеников, сказали: «Не годится, чтобы мы, забросив слово
Божие, стали обслуживать столы. 3 Поэтому, братья, присмотрите
из своей среды семь человек, имеющих доброе свидетельство, исполненных Духа и
мудрости; их и поставим на это дело[4].
4 Мы же будем постоянно пребывать в молитве и служении Слову».
5 Такое предложение понравилось всему собранию, и тогда
избрали Стефана, человека, исполненного веры и Святого Духа, а также Филиппа, Прохора,
Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита из Антиохии. 6 Их поставили перед апостолами, и те,
помолившись, возложили на них руки[5].
7 И слово Божие возрастало, и быстро
умножалось число учеников в Иерусалиме; и даже множество священников с
покорностью принимало веру.
(Русский перевод архим. Ианнуария
(Ивлиева))
[1] В отличие от евангельских учеников, лично знавших Иисуса, здесь впервые в Новом Завете слово «ученик» употребляется для обозначения просто христианина (хотя само слово «христианин» появится позднее; см.: Деян 11:26).
[2] Это т. н. иудеи диаспоры (рассеяния), говорившие не по-арамейски, а по-гречески. Они также имели свои синагоги в Иерусалиме. Инициатива распространения христианства за пределами Палестины принадлежит эллинистам.
[3] Многие иудеи рассеяния (эллинисты) в преклонном возрасте или будучи больными приезжали в Иерусалим, чтобы умереть в Святом Городе. Сопровождавшие их жены пополняли ряды бесправных и обездоленных вдов, живших только за счет благотворительности. Подробнее об отношениях эллинистов и евреев см. в книге: Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы. I–VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999.
[4] Неоднократное употребление термина «служение» (греч. диакониа) при избрании этих семи привело к появлению предания, ошибочно называющего их «диаконами» в современном иерархическом смысле. Они были избраны, вероятно, по образцу иудейского городского самоуправления, во главе которого ставилось «семь добрых мужей» (Талмуд. Гемара Иерусалимская, Мегилла, III, 74a; Иосиф Флавий. Иудейская война. II, 20, 5). Все семеро носят греческие имена, поэтому логично предположить, что и сами они, избранные для защиты интересов эллинистов, происходят из их среды. Их дело – «служение» хозяйственным нуждам Церкви: сбор и распределение пожертвований, устроение общих трапез (в том числе и евхаристических), организация похорон бедных, помощь узникам.
[5] Это первое в Новом Завете упоминание о передаче дара и права церковнослужения через возложение рук (греч. хейротониа, хиротония). Сам этот сакраментальный жест восходит к ветхозаветным обычаям (Числа 27:18).
Евангельское чтение
[Погребение
Господа. Жены-мироносицы у гробовой пещеры]
Евангелие от Марка 15:43 – 16:8. – Зачало 69
В то время пришел Иосиф из Аримафеи, уважаемый член Совета [Синедриона],
который и сам был из числа ожидающих
Царства Божия. Он отважился войти к Пилату и попросил тело Иисуса.
Пилат выразил
удивление, вправду ли Иисус уже мёртв, и, вызвав центуриона, спросил, давно ли
Он умер? Выслушав ответ центуриона, он дозволил Иосифу забрать мертвое тело; и
тот, купив саван (плащаницу), снял Его <с креста>, завернул в саван и
положил Его в гробнице, которая была высечена в скале, и привалил ко входу в
гробницу камень. И видели Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, где Его
погребли.
Когда же
миновала суббота, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и Саломия купили
благовоний, чтобы пойти умастить Его. И рано поутру, в первый день недели, подходят
они к гробнице, когда взошло солнце. И переговаривались они между собой: «Кто
же отвалит нам камень от входа в гробницу?»
И, подняв глаза,
видят они, что камень отвален; а был он очень большой. И, войдя в гробницу,
увидели, что с правой стороны сидит юноша, облаченный в белую одежду; и они
ужаснулись.
Он же говорит
им: «Не ужасайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Он восстал (букв. был
воскрешён, поднят), Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. А вы идите,
скажите ученикам Его и Петру, что Он ожидает вас в Галилее. Там Его увидите,
как Он сказал вам». И они, выйдя наружу, побежали прочь от гробницы; потому что
объяли их трепет и восторг (греч. экстасис),
и не сказали они никому ничего: так
им было страшно.
ЛЮБОВЬ
И ВЕРНОСТЬ
Миновала уже вторая седмица по Пасхе, и сегодня – третья пасхальная "неделя" (воскресенье),
которая в православном богослужебном Календаре озаглавлена как "Неделя
Жен-Мироносиц" (т. е. "Неделя женщин, несущих миро"). Здесь же
перечислены имена семерых женщин, известных нам из евангельского повествования,
которые и причисляются традиционно к «мироносицам».
Это – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга;
Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии; Саломия, жена рыбака Зеведея и мать
апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя
Ирода Антипы; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа,
которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в
Иерусалим; а также Сусанна, о которой нам ничего не известно. Евангелисты
упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с
Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам
даже их имен.
Мироносицы, эти простые женщины, не отличавшиеся
ни знатностью, ни образованием, часто сопровождали Иисуса Христа и Его учеников
в миссионерских путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем,
чем может помочь заботливая хозяйка и мать. Без сомнения, они ещё меньше, чем
апостолы (до Дня Пятидесятницы), понимали конечный смысл пришествия и спасительных
деяний Мессии-Христа: для них Он был, в первую очередь, сыном их рано
овдовевшей подруги Марии, избравшим многотрудную и неблагодарную стезю
странствующего учителя (равви). Но они превосходили апостолов своей любовью и
верностью. Вспомним, что будущие столпы Церкви, сочтя дело своего Учителя «проигранным»,
в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних
минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал
у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви
нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <...> Боящийся
несовершенен в любви», – напишет он позднее (1 Послание Иоанна 4:18).
Стоя у Лобного места и
глядя на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать,
пребывавшую в полуобморочном состоянии, а затем проводили скромную погребальную
процессию до пещеры (Матфей 27:61). Как и все, они были вынуждены соблюдать
праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать
сыну их убитой горем подруги последний долг любви – помазать Его истерзанное
тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело
спешного погребения накануне еврейской Пасхи.
С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, ещё не
зная, что их ожидает там великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и
возвестить эту неимоверную радость апостолам (Лука 24:22–23). Это – награда за
любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день
Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки.
Сегодня
же Церковь прославляет Иосифа
Аримафейского и Никодима, двух «тайных
учеников» Иисуса Христа, знатных и богатых иудеев, не побоявшихся испросить у
префекта Иудеи Понтия Пилата разрешения с честью похоронить Распятого
Страдальца. Иосиф добился выдачи ему тела Иисуса и похоронил Его в своей новой
родовой гробнице. «Пришел и Никодим, – навещавший некогда Иисуса ночью, – и
принес около ста фунтов благовонных масел, смесь смирны с алоэ. Они взяли тело
Иисуса и завернули его в пропитанный благовонным маслом саван, как это было
принято у евреев при погребении. В том месте, где был казнен Иисус, был сад, а
в саду – новая гробница, в которой еще никто не был положен. <...> В ней
Иисуса и похоронили» (Иоанн 19:38–42).
Многие, вероятно, не
отдают себе отчета в том, сколь велика перед Вселенской Церковью заслуга этих
двух людей, так, вероятно, и не ставших «христианами» в нашем понимании. Ведь
если бы не их быстрое и решительное ходатайство, то тело Иисуса Христа подверглось
бы ещё и посмертному поруганию.
Как сын бедного
галилейского плотника Христос не обладал статусом римского гражданина и не мог
рассчитывать на «привилегированную смерть» через отсечение головы (как позднее
апостол Савл-Павел). Нет, Господь, по словам церковных песнопений, был «к злодеям
сопричтён», а потому подвергнут казни рабов и уголовных преступников[6]. И
Его тело было бы просто спешно сдернуто с креста и брошено римскими солдатами в
безымянную братскую могилу вместе с телами двух разбойников, распятых с Ним
вместе. Более того, Иосиф Аримафейский, – уточняет евангелист Матфей, –
«похоронил Иисуса в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале» (Матфей
27:60), – пожертвовав заранее приготовленной родовой усыпальницей.
Юрий
РУБАН, кандидат исторических наук, кандидат богословия
[6] Римский историк Тацит называет распятие "рабской казнью" (Taciti Historiae IV, 11).
Фото Владимира Нифонтова