Неделя 29 по Пятидесятнице, Святых Праотец

26 декабря 2014

 Сегодня – «Неделя святых
пр
аотец
(праотцов)». Празднование совершается в предпоследнее воскресенье перед
Рождеством Христовым, поэтому фиксированной даты у него нет. – Церковь
воспоминает всех древних
родоначальников
(по-гречески
патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама
до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии. Здесь пред нами символически
предстаёт вся история дохристианского человечества! В бесконечном перечне имен
особо выделяются ветхозаветные пророки – люди «проповедавшие Христа», то есть
готовившие людей к принятию Мессии, впрочем, как и все библейские праведники,
движимые мессианским ожиданием.

Апостольское и
евангельское литургийные чтения на первый взгляд не имеют прямого отношения к
теме будущего праздника Рождества. Это не совсем так: они символически, но достаточно
ясно указывают, какими качествами должны обладать христиане, желающие достойно
встретить рождающегося Богомладенца.

 

Апостольское чтение на Литургии

Послание
ап. Павла к Колоссянам 3:4–11 – Зачало 257

[Преображение в нового человека]

[Братья,] когда будет
явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе.

Итак, умертвите пороки, действующие в членах вашего земного тела: блуд,
нечистоту, страсть1, дурные влечения и корыстолюбие2,
которое есть идолослужение, – за это приходит гнев Божий. В них и вы некогда
пребывали3, когда так жили. Теперь же совлеките4 с себя
всё [это]: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие [исходящее из] ваших уст.
Не лгите же друг другу вы, совлёкшие с себя ветхого человека с его делами, и
облёкшиеся в нового, обновляемого [или: преображаемого] для высшего знания, по
образу5 Сотворившего его. Здесь уже нет ни эллина и иудея, ни
обрезания и необрезания, ни варвара, скифа, раба, свободного; но всё и во всех
[или: во всём] – Христос.

 


 

Замечания к
апостольскому чтению

1 Греч. патхос, в позднем произношении пафос
– означает всё, что человек претерпевает или испытывает; здесь имеются в виду
необузданные страсти, неконтролируемые аффекты.

2 Греч. плеонексиа
– букв. «приобретение излишков» (сверх необходимого для жизни), безудержное
накопительство; жадность.

3 Букв.
"в которых и вы некогда ходили", т. е. были в плену у этих дурных
наклонностей.

4 Греч. апо-титхеми
– слагать, оставлять, снимать (одежду) и др. Здесь образное выражение: апостол
Павел предлагает сбросить с себя ветхозаветную "одежду злых чувств" и
надеть одежду чистоты, которую даровал всем нам Христос, – т. е. переменить
свое сознание, внутренне стать новым человеком; об этом он и говорит далее.

5 Т. е. по образу Христа, Который есть
истинный Образ Божий; здесь человеческому гнозису
(знанию) противопоставляется эпигносис
(высшее знание) во Христе. В этом новом состоянии человеку открывается чудо
единения всех людей во Христе (Новом Адаме; см. 1 Кор. 15:45–49) и упразднение разделений по
этническому или социальному признаку.

Благодарю своего друга и коллегу архимандрита Ианнуария (Ивлиева) за
уточнение перевода этого апостольского чтения.

Ю. Р.

 

Евангельское чтение на
Литургии

Евангелие от Луки 14:16–24 – Зачало 76

[Притча о званых на вечерю]

[Рассказал Господь притчу:]
«Некто устраивал великий пир и созвал множество гостей. А когда пришел час
пира, послал он слугу сказать гостям: "Приходите, всё уже готово". И
принялись гости, все как один, отговариваться. Первый сказал ему: "Я купил
поле, и мне необходимо пойти осмотреть его; уж ты извини меня!" И другой
сказал: "Я купил пять упряжек волов и пойду посмотрю, каковы они в деле;
уж ты извини меня!" Еще один сказал: "Я женюсь и потому придти не
могу!" И слуга, вернувшись, доложил всё это своему господину. Тогда хозяин
дома, придя в гнев, сказал своему
слуге: "Ступай сейчас же в город, на улицы и в закоулки, и приведи сюда
убогих, и калек, и слепцов, и хромых!" И сказал слуга: "Господин мой,
приказание твое исполнено, и место ещё есть". И господин сказал слуге:
"Выйди на дороги и к изгородям и силой заставь людей войти, чтобы дом мой
наполнился. Говорю же вам, что никто из тех, кто был зван, не будет вкушать за
моим пиршеством, [ибо много званых, но мало избранных*]"».

* Примечание. В научном
издании греческого текста Нового Завета и в переводе под редакцией епископа
Кассиана (Безобразова) эти слова (в квадратных скобках) отсутствуют; они читаются
в Евангелии от Матфея (22:14) и вошли в эту притчу явно "по
аналогии".

 

Митрополит
Сурожский Антоний (Блум)

Притча о
званых на вечерю

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее
евангельское чтение завершается очень страшными словами: «Много званых, но мало
избранных!» Почему?

Господь,
сотворивший наш мир для того, чтобы поделиться с ним вечной, Божественной
радостью, встречается, однако, в этом мире с холодным отказом. Он призывает
всех – но избрание зависит от нас. Он всех сотворил любовью для радости и вечной жизни – но мы должны ответить
любовью на любовь и войти в ту радость, которую нам предлагает Господь. При
этом картина, открывающаяся нам в Евангелии, – очень проста и очень точно
описывает все состояния нашей души, все причины, по которым нам нет времени на
Бога и нет интереса к Вечности.

Господь
приготовил пир веры, пир вечности, пир любви, и посылает своего слугу за теми,
кого Он давно предупредил, что будет
такой пир и что они должны быть к нему готовы.

Но один
отвечает: «Я купил клочок земли, надо мне его обозреть, надо мне им овладеть;
ведь земля – моя родина; на земле я родился, на земле живу, в землю же
лягу костьми, как мне не позаботиться о том, чтобы хоть какой-то клочок этой
земли был мой? Небо – Божие, а земля пусть будет моя...» Разве и мы не так
поступаем, разве не стараемся укорениться на земле так, чтобы уже ничто нас не
поколебало, обеспечить себя землей и на земле? И думаем, что вот-вот обеспечим
себя; что придет время, когда всё земное будет сделано, а тогда уже будет время
подумать о Боге.

Другой званый ответил: «Я купил пять пар волов, надо их
испытать». У нас есть задание на земле, у нас есть работа, мы не можем
оставаться без дела; мало принадлежать земле – надо принести плод, надо за
собой оставить след. Нам некогда пировать в Царстве Божием, оно слишком рано
приходит со своим призывом к вечной жизни, к созерцанию Бога, к радости
взаимной любви, – надо на земле что-то ещё закончить... А когда все будет
сделано, когда останутся для Бога
только жалкие остатки человеческого
ума, тела, сил, способностей, – тогда уж пусть Он Себе берет то, что останется от земли. А сейчас дело
идет о земле – родной, своей, которая приносит плод, на которой надо
оставить вечный след… Как будто что-нибудь останется от нас через одно-другое
десятилетие после нашей смерти!

И к
третьему посылает Господь, а он Ему отвечает: «В мою жизнь вошла земная любовь, я женился, – неужели
мне отрываться от этой любви, чтобы
вступить в царство другой любви?..
Да, конечно, небесная любовь просторней, глубже охватывает всех… Но я не хочу
этой всеобъемлющей любви, я хочу личной
ласки! Я хочу одного человека любить так, чтобы никто и ничто на земле не
значило бы столько, сколько значит для меня этот человек. Мне недосуг теперь
вступать в вечные чертоги: там любовь безграничная, всеобъемлющая, вечная,
Божия, – а здесь любовь по масштабу моего человеческого сердца. Поэтому
оставь меня, Господи, насладиться моей
земной любовью, а когда ничего больше не останется, тогда прими меня в чертоги Твоей любви...»

Так мы и поступаем: мы себе на земле находим труд такой
неотложный, что для Божьего дела, для жизни с Богом времени нет. И мы такую любовь находим себе на земле, что
до Божьей любви нам нет дела. «Вот придет смерть – тогда успеем», – это
всё тот же ответ на Божью любовь.

Христос
говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою
вас...» То есть дам вам всё, дам любовь: встретитесь вы, люди Божии,
лицом к лицу, – не так, как на земле, туманно друг друга видя, не понимая
друг друга, недоумевая, раня один другого. Встанете в Царстве
Божием – и всё будет прозрачно: и понимание ума, и ведение сердца, и
стремление воли, и любовь; всё будет, как хрусталь, ясно... А мы отвечаем:
«Нет, Господи, на это будет своё время: дай исчерпать землю, на которой мы
живем...» И черпаем, и живём, и кончается тем, что, по слову Божию, дав нам
всё, что она только могла дать, земля обратно берет всё, что она сама дала и
что Господь дал: «Ты – земля, и в землю отойдёшь...» И тогда
купленное поле оказывается могильным полем; тогда труд, который оторвал нас от
Бога, от живых отношений с людьми, от живого общения с Богом, рассеивается даже
и в памяти людей; тогда земная любовь, которая казалась такой великой,
предстанет нам в вечности узкой тюремной кельей... И ради всего этого мы
сказали Богу: «Нет! Не Тебя, Господи, – а землю, труд, земную любовь мы
хотим пережить до конца!»

Мало
избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя; а
потому, что мало кто находит Бога
достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением
ласки... Много призванных, – то есть все мы призваны, но кто же из
нас отзовётся? А ведь достаточно на любовь ответить любовью, чтобы войти в пир
вечности, в жизнь вечную. Неужели мы не ответим на Божию любовь одним лишь
словом: «Люблю Тебя, Господи!» Аминь.

30
декабря 1973 г