Неделя 28 по Пятидесятнице
************
13 декабря в
2015 году
Апостольское чтение
Послание
ап. Павла к Колоссянам 1:12–18. – Зачало 250
[Христос-Искупитель
–
Глава Вселенной и Церкви]
12 [Братья,] благодарите же Отца, Который сделал вас
участниками жребия святых во свете: 13 Он избавил нас от власти тьмы
и привел в Царство Сына Своей любви, 14 в Котором наше искупление,
прощение грехов.
15 Он есть образ
невидимого Бога,
Первенец, рожденный до всякого творения.
16 Ведь это в Нем
всё было создано
на небесах и на земле,
видимое и невидимое:
престолы, господства, начала и власти –
всё создано через Него и для Него.
17
И
это Он – прежде всего,
и в Нем всё держится,
18 и Он же – глава
Тела, – Церкви.
Он есть начало,
Первенец из мертвых,
чтобы Ему во всем быть первым.
Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Евангельское
чтение
Евангелие от
Луки 13:10–17
[Исцеление
согбенной женщины]
[В то время] Иисус учил в одной из синагог в субботу. Там была женщина,
восемнадцать лет одержимая духом немощи, и так она была скорчена, что головы
приподнять толком не могла.
А Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «Женщина! Избавлена ты от
недуга своего!» И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала
славить Бога.
Но начальник синагоги, негодуя, что Иисус совершил исцеление в субботу,
сказал на это народу: «Есть шесть дней, данных для трудов; в эти дни и
приходите исцеляться, но не в день субботний!»
А Господь сказал ему в ответ: «Лицемеры! Разве каждый из вас в субботу
не отвяжет своего вола или осла от стойла и не поведет на водопой? А эту дочь Авраама,
которую Сатана держал связанной восемнадцать лет, разве не надо
было вызволить из этих уз [именно] в день субботний?!»
И когда Он
говорил это, все противники Его стыдились; и весь народ радовался всем
достославным делам Его.
Игумен Иларион (Алфеев)
(ныне митрополит Волоколамский)
Проповедь на Евангельское чтение
Женщина, которая в течение восемнадцати лет не могла распрямиться, была
исцелена Божественной силой Господа Спасителя. Этот случай, рассказанный
евангелистом Лукой, напоминает нам о чудесном исцелении, происходящем с каждым
человеком, который на своем жизненном пути встречает Христа.
Жизнь многих из нас в этом мире складывается так, что постепенно, с
годами, мы сгибаемся под тяжестью возложенного на нас
груза. Это может быть груз земных забот, переживаний, неразрешимых проблем; это
может быть оказавшийся на наших плечах крест – постигшая нас болезнь, выпавшие
на нашу долю испытания; это могут быть грехи, с которыми мы не в силах
справиться. Под тяжестью всего этого мы сгибаемся.
Иногда нам кажется, что, кроме той трудной земной ситуации, в которой мы
находимся, ничего больше на свете не существует. Согбенная женщина, пока
Господь не исцелил ее, видела лишь пятачок земли под ногами. Точно так же и мы
часто не способны видеть то, что
выше нас, или даже то, что на одном
уровне с нами, а видим только находящееся у нас под ногами. Склонившись к
земле, мы не видим неба. Будучи погруженными в земные дела и заботы, мы
забываем о том, что, помимо того крохотного клочка земли, который нам дан в
удел, существует еще нечто бесконечно более великое и прекрасное: целый мир с
его земными и морскими просторами, небо с его светилами и звездами и, наконец,
Царство Небесное, к которому все мы призваны, ибо каждому из нас в нем
уготована своя обитель.
Приходя в церковь, мы имеем возможность соприкоснуться с этой высшей,
иной реальностью в своем собственном живом опыте. Церковь помогает нам духовно
распрямиться, забыть о земле, вспомнить о Небе, отрешиться от материального и
здешнего, приобщиться к духовному и "тамошнему".
Исцеляя
сгорбленную женщину, Господь Иисус Христос показывает, чего Он ждет от каждого
из нас. А ждет Он, что мы встанем перед Ним в полный рост, что мы вырастем, как
говорит апостол Павел, в меру полного возраста Христова (Ефес. 4:13),
что мы распрямимся, расправим крылья, вздохнем полной грудью. Господь хочет,
чтобы мы помнили о нашем высоком, небесном призвании – быть чадами Божиими, быть жителями небесного града, Горнего
Иерусалима.
Нередко люди
верующие сгибаются под тяжестью собственных грехов. А бывает, что они
склоняются к земле под бременем покаяния в совершенных грехах. Испытываемое ими
раскаяние в содеянном не дает им сил к исправлению, не вдохновляет на подвиг
нравственного самосовершенствования, на исполнение заповедей Божиих, на
активное доброделание, – но лишь ввергает в еще большее уныние, чем то, в
котором они находились до того, как осознали свои грехи.
В таком
"покаянии" кроется некая духовная ошибка. Господь не хочет, чтобы мы
сгибались под тяжестью чувства собственного недостоинства. Мы приходим к Святой
Чаше и исповедуем искренне и от всего сердца веру в то, что Господь пришел «грешныя спасти, от нихже первый есмь
аз». Если нет у нас такого чувства, мы не можем достойно причаститься, и
если хотя бы одного человека мы считаем хуже себя, значит, мы еще не созрели
для встречи со Христом. Но, сознавая себя
грешными, видя всю бездну зла, которое в нас, мы не должны от этого впадать в
уныние и отчаяние. Мы должны помнить, что, как говорит преподобный Исаак
Сирин, никакой человеческий грех, даже самый тяжкий, не пересиливает
милосердия Божия. И все наши грехи вместе взятые, по слову преподобного
Исаака, словно горсть песка, брошенная в океан милосердия Божия, где она
растворяется и исчезает бесследно.
Церковь дает нам возможность сосредоточиться не на себе, а на Боге,
переориентировать внимание с самих себя, со своей жизненной ситуации на Царство
Небесное, к которому мы можем приобщиться. Несмотря на все наши грехи, на нашу
неспособность подняться до уровня, на котором должен жить христианин, несмотря
на то, что мы оказываемся неспособными исполнять заповеди Христовы, которые,
как нам кажется, превосходят наши человеческие силы, – несмотря на все это, у
нас остается возможность постоянно духовно обновляться здесь, в Церкви, через
приобщение Тела и Крови Христовых, через молитву, через богослужение.
Церковь дает нам новые силы для того, чтобы мы духовно возрастали,
восходили от силы в силу, всё более и более распрямляясь, всё меньше
вспоминая о земле, всё больше обращаясь к Небу. Чем ближе человек к Богу, тем
больше он чувствует свою греховность, но одновременно возрастает в нем и
ощущение близости Божией. И тогда покаяние становится радостью – как выздоровление после долгой болезни, как распрямление
после многих лет уродливой сгорбленности.
Будем же идти вместе со Христом и вместе друг с другом прямым путем, не
останавливаясь ни на день, ни на час, ни на минуту. Будем восходить к обителям
Царства Небесного, где для каждого из нас хватит места, если только мы окажемся
достойными Бога.
1997 год
Фотографии Владимира Нифонтова