Неделя 28 по Пятидесятнице
21 (8) декабря в
2014 году
Апостольское
чтение
Послание
ап. Павла к Колоссянам 1:12–18. – Зачало 250
[Христос-Искупитель
–
Глава Вселенной и Церкви]
12 [Братья,] благодарите же Отца, Который сделал вас
участниками жребия святых во свете: 13 Он избавил нас от власти тьмы
и привел в Царство Сына Своей любви, 14 в Котором наше искупление,
прощение грехов.
15 Он есть образ
невидимого Бога,
Первенец, рождённый до всякого творения.
16 Ведь это в Нем
всё было создано
на небесах и на земле,
видимое и невидимое:
престолы, господства, начала и власти –
всё создано через Него и для Него.
17
И
это Он – прежде всего,
и в Нем всё держится,
18 и Он же – глава
Тела, – Церкви.
Он есть начало,
Первенец из мёртвых,
чтобы Ему во всем быть первым.
Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Евангельское чтение
Евангелие
от Луки 17:12–19. – Зачало 85
[Исцеление десяти прокаженных]
В то время, когда Иисус входил в
одно селение, встретили Его десять человек
прокаженных, которые, встав поодаль, возвысили голоса: «Иисусе,
Наставник! Помилуй нас!»
И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!»
И было, пока они шли, проказа оставила
их.
А один из них,
увидев, что исцелён, возвратился, громким голосом славя Бога, и пал ниц к ногам
Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин.
И сказал на это Иисус: «Разве не десять
ли человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, кто
возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»
И сказал Он ему: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя!»
Один
из десяти
Данное евангельское чтение заставляет нас
вспомнить о том, что христианство – это, прежде всего, благодарность. В этом –
главная особенность и сущность христианской веры как «религии» и христианской
жизни как религиозного опыта. Неслучайно главный церковный акт (Таинство),
делающий Церковь Церковью, обозначается словом Евхаристия – в переводе с греческого «Благодарение». Здесь
формулируется благодарность за само творение мира, за то исключительное
внимание, которое Бог уделяет человеку, за спасение, то есть за Христа
Спасителя – именно Такого, Каким Он явился и Каким Он описан в Евангелии.
Конечно, благодарение – как
важная составляющая религиозного опыта – не является исключительным
изобретением христиан. Наши евхаристические молитвы в основе своей восходят к
«благодарственным» молитвам, сложившимся ещё до Христа в ветхозаветном
Израиле. Да и вообще, благодарность – одно из самых возвышенных и добрых
человеческих переживаний безотносительно религии.
Однако, с другой стороны,
благодарность и как религиозное переживание, и вообще как человеческий опыт,
порой бывает весьма трудным и непривычным делом. В самом деле, в каком-то
смысле легче и проще жить и общаться в товарно-денежных категориях: «ты мне – я
тебе». И, как ни странно, именно в религии, то есть там, где речь идет о
наиболее ответственных взаимоотношениях – с Богом! – подобные категории кажутся
наиболее безопасными и удобными. Так религия с ее правилами, законами и
канонами становится препятствием простой, «человеческой» благодарности. Ведь настоящая
благодарность (в одном из десяти случаев) – всегда требует неформального,
живого и потому всегда нового усилия. Если и говорить о новизне Нового Завета, то она заключается именно в способности
адекватно отвечать Богу, Который всегда Жив и Нов. Проповедь же Иисуса Христа и
является обострением этого требования неформального, благодарного отношения к
Богу. Насколько это трудно? Один шанс – такова вероятность успеха, судя по
разбираемому евангельскому чтению. Оставшиеся девять шансов – это остаться в
ситуации, где всё предписано, определено и запрограммировано.
Евангелие дает нам ещё одно тонкое наблюдение. Исцелившийся
прокаженный вернулся. Какого
рода возвращение имеется в виду? Чаще всего
возвращающийся человек – это человек, что-то забывший и в досаде
спешащий это что-то доделать задним числом. Здесь же мы читаем о том, как некто
«возвратился, громким голосом славя Бога».
Тем самым он силится вырваться из замкнутого круга законнической
религии.
Так он входит в новое качество
отношений с Богом. Христос его напутствует: «Вера твоя спасла тебя!» Такие
слова в устах Иисуса всегда звучали как вердикт о том, что такой-то герой
принимается в собираемый Христом новый народ Божий, Его Церковь.
Вся Священная история – история о
том, как Бог налаживает отношения с человеком, подобно тому, как настраивается
музыкальный инструмент или радиоприемник. В Библии вовсе не рассматривается
как главный постулат тот очевидный факт, что Бог существует. Если для человека Бога нет (или даже пока нет), то вопрос
о выстраивании отношений с Ним теряет смысл. В Библии же всё время речь идет о
поиске наиболее содержательных, осмысленных и приносящих радость отношений
человека с Богом, и о том, чтобы избавиться от всего, что вредит этой радости.
В этом смысле Евангелие продолжает поиски человеком
Бога, но и, в не меньшей степени, – поиски Богом человека. Иначе выражаясь, Бог
в Евангелии ещё более явственно, чем прежде, даёт понять, какого отношения к
Себе Он ждет от человека. Данное Евангелие – один из ярких тому примеров.
Мы читаем о десяти прокаженных – тех, чья участь была решена не только в медицинском смысле слова, но и, что существеннее, в общественно-религиозном. Они погибали не только физически, но и уже погибли, как было принято думать, в смысле общественном и церковном. Для народа Божия, для общества Господня, для Ветхозаветной Церкви – они стали совершенно чуждыми. Есть даже соответствующий церковный термин, который сюда вполне бы подошел – экскоммуникация, то есть исключение из общения.
И всех исцелил Христос, тем самым дав реальные основания для возвращения в общество, в лоно Церкви. Но как по-разному они себя ведут! Какое разное ответное отношение встречает Тот, Кто их не просто исцелил, а вернул им жизнь во всей её полноценности! Конечно, все они, все десять, необычайно обрадовались. Но подавляющее большинство из них обрадовалось, как радуется человек, выздоровевший после приема определенного лекарства. Принимая лекарство, человек не просто надеется, а знает, что оно должно помочь. Не будет преувеличением сказать, что огорчение человека в случае недействия лекарства будет больше, чем радость в случае его действия. Девять исцелившихся, будучи иудеями, то есть принадлежавшими к народу Израилеву, разумеется, обрадовались, но как бы в определенную меру. И главное, они тем самым как будто вышли на некую магистраль, где есть своя строго определенная последовательность дальнейших действий. И вот в этой-то последовательности действий не оказалось места для простой благодарности.
Десятый же – «и он был самарянин» – это тот, кто после исцеления остался один на один с исцелившим его Богом. Он не был связан никакими обязательствами. Чем он может отплатить? У него ситуация совершенно обратная – ничего, кроме простого «спасибо», он не может предложить в ответ.
Примерно то же испытывает человек, только-только приходящий к Богу и начинающий определять свои с Ним отношения. Хотелось бы пожелать ему не потерять этого чувства, чтобы он как можно позже присоединился к тому подавляющему большинству, которое представлено девятью из десяти исцеленных. Шанс у него есть, правда небольшой – один из десяти!
Прот. Александр Сорокин