Неделя 28 по Пятидесятнице

19 декабря 2014

21 (8) декабря в
201
4 году

 

Апостольское
чтение

Послание
ап. Павла к Колоссянам 1:12
18. – Зачало 250

[Христос-Искупитель

Глава Вселенной и Церкви]

12 [Братья,] благодарите же Отца, Который сделал вас
участниками жребия святых во свете: 13 Он избавил нас от власти тьмы
и привел в Царство Сына Своей любви, 14 в Котором наше искупление,
прощение грехов.

15 Он есть образ
невидимого Бога,

     Первенец, рождённый до всякого творения.

16 Ведь это в Нем
всё было создано

     на небесах и на земле,

     видимое и невидимое:

     престолы, господства, начала и власти –

     всё создано через Него и для Него.

17
И
это Он – прежде всего,

     и в Нем всё держится,

18 и Он же – глава
Тела, – Церкви.

     Он есть начало,

     Первенец из мёртвых,

     чтобы Ему во всем быть первым.

Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) 

Евангельское чтение

Евангелие
от Луки 17:12
19. – Зачало 85

[Исцеление десяти прокаженных]

В то время, когда Иисус входил в
одно селение, встретили Его десять человек
прокаженных, которые, встав поодаль, возвысили голоса: «Иисусе,
Наставник! Помилуй нас!»

И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!»

И было, пока они шли, проказа оставила
их.

А один из них,
увидев, что исцелён, возвратился, громким голосом славя Бога, и пал ниц к ногам
Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин.

И сказал на это Иисус: «Разве не десять
ли чело­век избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, кто
возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»

И сказал Он ему: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя!»

 

–˜™—

Один
из десяти

Данное евангельское чтение заставляет нас
вспомнить о том, что христианство – это, прежде всего, благодарность. В этом –
главная особенность и сущность христианской веры как «религии» и христи­анской
жизни как религиозного опыта. Неслучайно главный церковный акт (Таинство),
делающий Церковь Церковью, обозначается словом Евхаристия – в переводе с греческого «Благодарение». Здесь
формулируется благодарность за само творение мира, за то исключительное
внимание, которое Бог уделяет человеку, за спасение, то есть за Христа
Спасителя – именно Такого, Каким Он явился и Каким Он описан в Евангелии.

Конечно, благодарение – как
важная составляющая религиозного опыта – не является исключительным
изобретением христиан. Наши евхаристические молитвы в основе своей восходят к
«благодарствен­ным» молитвам, сложившимся ещё до Христа в ветхозаветном
Израиле. Да и вообще, благодарность – одно из самых возвышенных и добрых
человеческих переживаний безотносительно религии.

Однако, с другой стороны,
благодарность и как религиозное переживание, и вообще как человеческий опыт,
порой бывает весьма трудным и непривычным делом. В самом деле, в каком-то
смысле легче и проще жить и общаться в товарно-денежных категориях: «ты мне – я
тебе». И, как ни странно, именно в религии, то есть там, где речь идет о
наиболее ответственных взаимоотношениях – с Богом! – подобные категории кажутся
наиболее безопасными и удобными. Так религия с ее правилами, законами и
канонами становится пре­пятствием простой, «человеческой» благодарности. Ведь настоящая
благодарность (в одном из десяти случаев) – всегда требует нефор­мального,
живого и потому всегда нового усилия. Если и говорить о новизне Нового Завета, то она заключается именно в способности
адекватно отвечать Богу, Который всегда Жив и Нов. Проповедь же Иисуса Христа и
является обострением этого требования неформаль­ного, благодарного отношения к
Богу. Насколько это трудно? Один шанс – такова вероятность успеха, судя по
разбираемому евангельскому чтению. Оставшиеся девять шансов – это остаться в
ситуации, где всё предписано, определено и запрограммировано.

Евангелие дает нам ещё одно тонкое наблюдение. Исцелив­шийся
прокаженный вернулся. Какого
рода возвращение имеется в виду? Чаще всего
возвращающийся человек – это человек, что-то забывший и в досаде
спешащий это что-то доделать задним числом. Здесь же мы читаем о том, как некто
«возвратился, громким голосом славя Бога».
Тем самым он силится вырваться из замкнутого круга законнической
религии.

Так он входит в новое качество
отношений с Богом. Христос его напутствует: «Вера твоя спасла тебя!» Такие
слова в устах Иисуса всегда звучали как вердикт о том, что такой-то герой
принимается в собираемый Христом новый народ Божий, Его Церковь.

Вся Священная история – история о
том, как Бог налаживает отношения с человеком, подобно тому, как настраивается
музы­каль­ный инструмент или радиоприемник. В Библии вовсе не рассматри­вается
как главный постулат тот очевидный факт, что Бог существует. Если для человека Бога нет (или даже пока нет), то вопрос
о выстраивании отношений с Ним теряет смысл. В Библии же всё время речь идет о
поиске наиболее содержательных, осмыс­ленных и приносящих радость отношений
человека с Богом, и о том, чтобы избавиться от всего, что вредит этой радости.

В этом смысле Евангелие продолжает поиски человеком
Бога, но и, в не меньшей степени, – поиски Богом человека. Иначе выражаясь, Бог
в Евангелии ещё более явственно, чем прежде, даёт понять, какого отношения к
Себе Он ждет от человека. Данное Евангелие – один из ярких тому примеров.

Мы читаем о десяти прокаженных – тех, чья участь была решена не только в медицинском смысле слова, но и, что существеннее, в общественно-религиозном. Они погибали не только физически, но и уже погибли, как было принято думать, в смысле общественном и церковном. Для народа Божия, для общества Господня, для Ветхозаветной Церкви – они стали совершенно чуждыми. Есть даже соответствующий церковный термин, который сюда вполне бы подошел – экскоммуникация, то есть исключение из общения.

И всех исцелил Христос, тем самым дав реальные основания для возвращения в общество, в лоно Церкви. Но как по-разному они себя ведут! Какое разное ответное отношение встречает Тот, Кто их не просто исцелил, а вернул им жизнь во всей её полноценности! Конечно, все они, все десять, необычайно обрадовались. Но подав­ляющее большинство из них обрадовалось, как радуется чело­век, выздоровевший после приема определенного лекарства. Принимая лекарство, человек не просто надеется, а знает, что оно должно помочь. Не будет преувеличением сказать, что огорчение человека в случае недействия лекарства будет больше, чем радость в случае его действия. Девять исцелившихся, будучи иудеями, то есть принадле­жавшими к народу Израилеву, разумеется, обрадовались, но как бы в определенную меру. И главное, они тем самым как будто вышли на некую магистраль, где есть своя строго определенная последо­ватель­ность дальнейших действий. И вот в этой-то последовательности действий не оказалось места для простой благодарности.

Десятый же – «и он был самарянин» – это тот, кто после исцеления остался один на один с исцелившим его Богом. Он не был связан никакими обязательствами. Чем он может отплатить? У него ситуация совершенно обратная – ничего, кроме простого «спасибо», он не может предложить в ответ.

Примерно то же испытывает человек, только-только приходя­щий к Богу и начинающий определять свои с Ним отношения. Хотелось бы пожелать ему не потерять этого чувства, чтобы он как можно позже присоединился к тому подавляющему большинству, которое представлено девятью из десяти исцелен­ных. Шанс у него есть, правда небольшой – один из десяти!

Прот. Александр Сорокин