Неделя 27-я по Пятидесятнице

06 декабря 2012

9 декабря (26 ноября по ст. ст.) в 2012 г.

 Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Ефесянам 6:10–17. – Зачало 233.

[Духовное оружие]

Братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостоять козням диавольским, потому что борьба наша не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей (космократоров) этого мира тьмы, против небесных злых духов.

Поэтому возьмите всё оружие Божье, чтобы вы могли оказать сопротивление в день злой и, всё преодолев, устоять.

Итак, стойте, опоясав бедра ваши истиной и надев панцырь (броню) праведности, и обув ноги в готовность благове­ствовать мир; при всем том возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и примите шлем спасения, и меч Духа – Слово Божие.

Евангельское чтение

Евангелие от Луки 13:10–17. – Зачало 71.

[Исцеление согбенной женщины]

[В то время] Иисус учил в одной из синагог в субботу. Там была женщина, восем­надцать лет одержимая духом немощи, и так она была скорчена, что голо­вы припод­нять толком не могла.

А Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «Женщина! Избавлена ты от недуга своего!» И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Но начальник синагоги, негодуя, что Иисус совершил исцеление в субботу, сказал на это народу: «Есть шесть дней, данных для трудов; в эти дни и приходите исцеляться, но не в день субботний!»

А Господь сказал ему в ответ: «Лицемеры! Разве каждый из вас в субботу не отвяжет своего вола или осла от стойла и не поведет на  водопой? А эту дочь Авраама, которую Сатана  держал  связанной восемнадцать лет, разве не надо было вызволить из этих уз [именно] в день субботний?!»

И когда Он говорил это, все противники Его стыдились (были посрамлены); и весь народ радовался всем достославным делам Его.

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Исцеление согбенной женщины

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая восемнадцать лет была согнута болезнью, – один из многих примеров подобных исцелений именно в день субботний, то есть в день, когда по израильскому Закону челове­ку нельзя было совершать никаких дел. Полагалось отдыхать. Этот отдых был установлен как символ того, что в седьмой день Господь «почил от дел Своих», сотворив мир. Поэтому седьмой день, день субботний, был днём, когда и человеку нужно было отдохнуть. При этом он должен был не просто отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но скопить в себе новые силы для дальней­шей жизни. Такое же установление было и о земле: седьмой год был годом отдыха земли. Поле, которое пахали и засевали шесть лет, на седьмой год оставляли невспаханным, давали ему отдохнуть; и только на восьмой год, то есть в первый год «новой седмицы» (если сравнить с недельным циклом), его вновь вспахивали и засевали. Здесь смысл Закона в том, чтобы в этот «субботний год» земля накопила новые жизненные силы, и они помогли бы ей вновь расцвести и плодоносить.

Но Спаситель указывает на исключения из этого закона седьмого дня, предусмотренные самим же Законом Моисея, который мы находим в первых книгах Ветхого Завета. В день субботний разрешалось не только отвязать своего осла или вола, но весь свой скот отвести на водопой! То есть смысл исключений в том же, в чем и смысл предписаний об отдыхе. В седьмой день жизнь должна была восторжествовать над трудом: это не день «праздно­го» отдыха, но день собирания и восполнения жизненных сил. Поэтому Христос, часто совершая чудеса в этот седьмой день, подчёркивает, что в седьмой день должна вернуться жизнь и цельность, должна вернуться сила ко всем, кто её утратил, ко всем, в ком она стала гаснуть.

Но, как мне кажется, существует ещё и другой смысл этого чудотворения Христова в субботний день. Ведь когда Бог почил от дел Своих, то Он не оставил сотворённую Им Землю, сотворенный Им Космос на произвол судьбы. Он продолжал окружать его заботой и любовью. Но конкретную заботу о земле Он вручил человеку, который принадлежит как бы двум мирам. С одной стороны, человек – от земли, он принадлежит всему ряду живых существ, сотворенных Богом. А, с другой стороны, он принадлежит миру духовному: человек не только создан по образу и подобию Божию, но в нём живет особый дух, который делает его своим и родным Самому Богу. И призвание человека было в том, – как говорит святой Максим Исповедник († 662), – чтобы, будучи одновременно гражданином Царства Духа и гражданином Земли, соединить Землю и Небо, так, чтобы земля была пронизана Божественным присут­ствиием, пронизана духом жизни. Седьмой день – это вся история творения, во главе которой должен был стоять человек, направляя («путеводя») весь мир в Царство Божие.

Но человек не исполнил своего призвания: он изменил и Богу, и земле, и своему ближнему; он совершил предательство и отдал землю под власть тёмных сил. В результате и земля, и ее исторические судьбы, и личная судьба каждого человека оказались под властью сил зла. И когда родился Христос, единственный безгрешный, единственный подлинный, истинный Человек, Он стал средоточием истории, Он стал главой сотворенного мира, Он стал его Путеводителем. И поэтому столько чудес совершается Им именно в субботний день – день, ставший символом всей человеческой истории! Этими чудесами Христос говорит о том, что подлинный порядок истории восстановлен в Нём и Им же он восстанавливается везде, где человек отвернётся от зла, перестанет быть предателем и снова войдёт в труд Божий о претворении земного мира в мир небесный. Аминь.

13 декабря 1981 г.