Неделя 26 по Пятидесятнице
*****************************************************************************************************
29 ноября в 2015 году
Апостольское чтение (К Ефесянам 5:8–19, зачало 229)
[«Дела тьмы» и «дела света»]
[Братья,] поступайте как
сыны света[1], ведь
плод света (καρπὸς του̃ φωτὸς)[2]
[состоит] во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно
Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но ещё лучше и обличайте[3]:
ибо о том, что делается ими тайно,
стыдно и говорить. Но всё это, будучи обличаемо, является в свете, ибо всё
являемое – это свет. Потому сказано:
"Вставай, спящий,
и воскресни из мертвых,
и будет светить тебе Христос"[4].
Итак, смотрите
внимательно, как вы ходите (живете): не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни злы (лукавы).
Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Господа. И не упивайтесь вином, от которого бывает
распутство; но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами, и
славословиями, и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
[1] Данное апостольское чтение – это часть текста (Ефес. 5:3 – 6:20), в котором содержится систематизированное нравственное учение апостола Павла. Оно построено как наставление "сынов (чад) света": верующие должны быть "светом в Господе" и активно противиться нравственной тьме, в которой и сами ходили раньше, до Христа. См.: Кассииан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001, с. 319–320.
[2] Так в научном издании греческого текста Нового Завета (карпос ту фотос) и в переводе под редакцией епископа Кассиана (Безобразова).
[3] Имеется в виду: обличайте "сынов противления", грешных "сынов тьмы", о которых Павел говорит чуть выше в этой же главе.
[4] Эти слова, вероятно, – цитата из одного из несохранившихся раннехристианских гимнов, в которых звучали отголоски древних пророчеств. Смотрите у пророка Исайи 60:1 (и далее): "Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою!" (Пояснение архим. Ианнуария (Ивлиева).)
Евангельское
чтение (От Луки 10:25–37. – Зачало
53)
[Притча
о милосердном самарянине]
[В то время] некий учитель Закона встал и, желая испытать
[славянск. искусить] Иисуса, сказал:
«Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты
читаешь?»
Тот
сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей
душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением
твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Второзаконие 6:5; 10:12;
Левит 19:18). Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь
жить». Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»
На это Иисус ответил: «Шёл некий человек из Иерусалима в
Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив его
едва живым. Некий священник случайно шел той же дорогой, увидел его – и прошел
мимо. Также и левит, придя на это место, посмотрел и прошел мимо.
А некий
самаритянин, проезжая тем же путем, подошел и, увидев его, от сердца сжалился.
Наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а
после, погрузив на собственного осла, привёз его в гостиницу и там принял на
себя заботы о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину
гостиницы и сказал: "Позаботься о нем; и если потратишь больше, на
обратном пути я отдам тебе".
Кто же из этих троих, по твоему мнению, оказался ближним
для пострадавшего от разбойников?»
Тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия».
И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».
КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?
Почему героем всем известной притчи о милосердном самарянине,
произнесённой Христом в конце Своего общественного служения, становится именно
самарянин, а не еврей, сириец, грек или римлянин? Кто такие самаряне? В каких
отношениях они были с евреями библейских времен?
Вспомним о знаменательной встрече Иисуса Христа с самарянкой,
происшедшей ещё в начале Его общественного служения. Утомлённый дорогой Иисус
сидит у колодца и говорит подошедшей женщине: «Дай мне пить». В ответ эта
представительница родственного, но враждебного евреям племени с величайшим изумлением отвечает: «Как? Ты, иудей,
просишь пить у меня, самарянки?!» –
«Дело в том, что иудеи с самарянами не общаются», – лаконично замечает по
поводу хорошо ему знакомой ситуации евангелист Иоанн (4:9). Для многих из нас
она требует более подробного разъяснения.
Прежде всего вспомним, что встреча произошла в центральной части
Палестины, на месте, освящённом памятью древних библейских патриархов –
Авраама, Исаака и Иакова, родоначальников народа Израильского, живших здесь ещё
в XIX—XVIII веках до н. э. Во 2-й половине XIII века до н. э. еврейские племена
вторглись на территорию Ханаана (прежнее название Палестины) и образовали союз
двенадцати племён (колен), превратившийся через два столетия в древнееврейскую
монархию, управлявшуюся Саулом, Давидом и Соломоном. Но после смерти царя
Соломона (931 год до н. э.) это единое Израильско-Иудейское царство разделилось
на Израильское, к которому отошла территория центральной и северной Палестины,
и Иудейское (южная Палестина); граница между ними прошла чуть севернее
Иерусалима (смотрите в любом библейском атласе). Столицей Израильского
царства вскоре стал город-крепость Самария (евр. Шемрон –
"Сторожевая гора").
В 722 году до н.
э. Израильское государство было завоевано ассирийцами, а его население, депортированное
вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими
народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные на месте
для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда
язычниками; их потомки и стали называться (по имени бывшей столицы)
"самарянами" (или "самаритянами")[5].
Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали
лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со
столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 году до н. э.
знаменитым вавилонским царем-завоевателем
Навуходоносором II, сумели сохранить в «Вавилонском плену» свою веру и
этническую общность, но это далось им через гипертрофированное
ощущение национальной исключительности ("чистоты крови"). Поэтому,
вернувшись в 538 году до н. э. по указу персидского царя Кира Великого, нового
"мирового лидера", в Палестину, иудеи отвергли предложение самарян объединиться
и не допустили их к участию в восстановлении главной святыни – Иерусалимского
храма. Тогда обиженные самаряне построили себе отдельный храм на горе Гаризим,
но в 134 году до н. э. его разрушил иудейский царь Иоанн Гиркан. (Со 152 года
до н. э. и до прихода римлян в 63 году до н. э. древние евреи в последний раз
жили в своём независимом государстве, управлявшемся династией Маккавеев.) Иудеи
презирали самарян как нечистокровных "еретиков", относясь к ним хуже,
чем к язычникам, и, подобно некоторым нашим старообрядцам, считали осквернением
для себя всякое общение с иноверными, тем более – пользование одним сосудом. В
общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же "нежные"
чувства, что и современные семиты – израильтяне и палестинские арабы, почитаемая
могила общего праотца которых, Авраама, находится в хевронской мечети!
Поэтому сделать самарянина героем притчи для выявления
"ближнего" – значило бросить открытый вызов сознанию
национально-религиозной исключительности, учинить скандал! Смысл притчи в том,
что израненный разбойниками иудей тщетно ждёт помощи от своих
соплеменников-чистоплюев, да ещё не простых, – а от священника и левита
(низшего храмового служителя), которые прекрасно знали заповедь Моисеева Закона
о любви к ближнему и должны были служить примером всем остальным! (К сожалению,
подобная ситуация знакома и нам, христианам.) А самарянин, у которого были все
исторические основания воскликнуть – «так тебе и надо! Бог наказал тебя за то,
что твой народ с презрением отверг нас и третирует как людей "низшей
расы!"» – проявил истинное человеколюбие, преодолевающее сложившиеся
стереотипы. Мы по себе хорошо знаем, как легко найти таким стереотипам
«рациональное» объяснение.
Скандала не получилось. Иисус не только выдержал предложенное законником
«испытание», но и не позволил ему «оправдать» себя, когда тот захотел сузить
понятие «ближний» до приемлемого для его националистического сознания смысла.
Христос заставил его признать, что «ближним» в конкретной ситуации может стать
любой человек вне зависимости от его религиозной и национальной принадлежности.
Можно себе представить, с каким выражением законник процедил сквозь зубы, что
ближний для раненого иудея – «сотворивший для него дело милосердия», –
прибегнув к такому эвфемизму лишь для того, чтобы не произносить ненавистное
слово «самарянин»!
Каждого из нас окружают свои «самаряне», но вряд ли разумный человек
захочет оказаться в аналогичной евангельской ситуации для того, чтобы признать
их ближними! Быть может, он поймет обращенную и к нему притчу Спасителя?
Ю. Рубан
[5] Подробнее о самарянах: Рыбинский В. П.
Самаряне. Киев, 1913; Райт Дж. Э. Библейская
археология. СПб., 2003, с. 278–280, 352. Интересно, что, видимо, именно
самаряне поставили последнюю точку в карьере Понтия Пилата, постоянно
оскорблявшего религиозные чувства жителей Палестины. Его солдаты разогнали
религиозную процессию самарян, двигавшуюся к священной для них горе Гаризим (на
месте своего разрушенного храма они до сих пор совершают жертвоприношения). Те
подали жалобу Вителлию, легату Сирии; он сместил Пилата и отправил его в Рим на
суд императора Тиберия. Прибыв туда в марте 37 года, Пилат уже не застал
его в живых, а вскоре, в правление имп. Калигулы (37–41), по свидетельству
историка Евсевия Кесарийского, покончил с собой.
Фото В. Нифонтова