НЕДЕЛЯ 25 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

26 ноября 2017

Апостольское чтение на Литургии

(Послание к Ефесянам 4:1–6. – Зачало 224)

[Единство веры и Церкви]

[Братья,] я, узник в Господе, прошу вас ходить (жить) достойно звания, в которое вы были призваны, со всем смиренномудрием (смиренномыслием) и кротостью, с долготерпением, поддерживая друг друга в любви, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. [Потому что существует] одно Тело (т. е. Церковь) и один Дух, как и вы были призваны в одной надежде вашего призвания. Один Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Евангельское чтение на Литургии

(Евангелие от Луки 10:25–37. – Зачало 53)

 [Притча о милосердном самарянине]

[В то время] некий учитель Закона встал и, желая испытать (славянск. искусить) Иисуса, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?»

Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?»

Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18; Втор. 6:5; 10:12). А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»

На это Иисус ответил: «Шёл некий человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумёртвым. Некий священник случайно шёл той же дорогой, увидел его – и прошел другой стороной дороги. Также и левит, придя на это место, посмотрел и прошёл мимо.

А некий путешествующий самаритянин(*), оказавшийся на том месте, увидев его, от сердца сжалился. Он подошёл и омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, привёз его в гостиницу и там принял на себя заботы о нём. И на другой день, отъезжая, он вынул два динария, вручил хозяину гостиницы и сказал: "Позаботься о нем, а если потратишь больше, на обратном пути я всё тебе выплачу".

Кто же из этих троих, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?»

Тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия».

И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».

Замечание к евангельскому чтению

(*) Самаряне (самаритяне) – потомки жителей Израильского (Северного) царства, возникшего в результате раскола древнееврейской монархии после смерти царя Соломона (931 г. до н. э.). Просуществовав два столетия, оно было завоевано ассирийцами (в 722 году до н. э.), а его население, депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться по имени бывшей израильской столицы Самарии "самарянами" (или "самаритянами"). Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево.

Напротив, жители Иудейского царства (со столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 году до н. э. вавилонским завоевателем Навуходоносором II, сумели сохранить в Вавилонском плену свою веру и этническую общность, но это далось им через гипертрофированное ощущение национальной исключительности ("чистоты крови"). Иудеи презирали самарян как нечистокровных «еретиков», относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с иноверными. В общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные семиты – израильтяне и палестинские арабы, почитаемая могила общего праотца которых, Авраама, находится в хевронской мечети! В этом – поучительный исторический парадокс: наибольшую ненависть обычно испытывают по отношению к родственникам. Вспомним о бесконечных семейных преступлениях и гражданских войнах.

Ю. Рубан

 

 

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Притча о милосердном самарянине(*)

Эту притчу приводит нам только один евангелист Лука. Она построена как ответ Господа на вопрос искушавшего, то есть желавшего уловить Его в слове, книжника: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь заставляет лукавого законника самого дать ответ словами из книг Второзакония (6:5) и Левит (19:18) о любви к Богу и ближним. Указав ему на требования Закона, Господь хотел заставить его глубже вникнуть в силу и значение этих требований и понять, как далеко тот стоит от их исполнения. Законник, видимо, почувствовал это, почему и сказано, что он, «желая оправдать себя», спросил: «А кто мой ближний?»". Этим он хотел сказать, что, если и не исполняет требований Закона как следовало бы, – то лишь в силу неопределенности этих требований, так как неясно, кого же именно следует понимать под «ближним».

В ответ Господь рассказал чудную притчу о человеке, попавшемся разбойникам. Мимо него прошли и священник и левит, и пожалел его только самарянин – человек, ненавистный для иудеев и презираемый ими. Этот самарянин лучше священника и левита понимал, что для исполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми: все люди – ближние нам. Как мы видим, эта притча не вполне соответствует вопросу законника. Законник спрашивал: «Кто есть мой ближний?», а притча показывает, как и кто из всех троих, видевших несчастного, сделался ближним для него.

Притча, следовательно, учит не тому, кого надо считать ближним, а как самому сделаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии. Различие между вопросом книжника и ответом Господа имеет большое значение потому, что в Ветхом Завете, ради ограждения избранного народа Божия от дурных влияний, устанавливались различия между окружающими людьми, и «ближними» для еврея считались только его соотечественники и единоверцы. Новозаветный нравственный закон отменяет все эти различия и учит уже всеобъемлющей евангельской любви ко всем людям. Законник спрашивал: «Кто мой ближний?», как бы опасаясь возлюбить людей, которых он не должен любить. Господь же поучает его, что он должен сам сделаться ближним тому, кто в нём нуждается, а не спрашивать: ближний он ему или нет? Не на людей надо смотреть, а на своё собственное сердце, чтобы не было в нем холодности священника и левита, а было милосердие Самарянина.

Если ты будешь рассудком различать между ближними и не ближними, то не избежишь жестокой холодности к людям и будешь проходить мимо «впадшего в разбойники», как поступили священник и левит, хотя этот человек, как иудей, был им ближний. Милосердие – условие наследования жизни вечной.

(*) Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.  Джорданвилль: Св.-Тр. монастырь 1954.