Неделя 23 по Пятидесятнице
________________________________________________________________________________________________
27 ноября в 2015 году
Апостольское чтение
(К Ефесянам
2:4–10. – Зачало 220)
[Спасение
благодатью; новая жизнь во Христе]
4
Бог,
богатый милостью,
Своей великою любовью возлюбил нас,
5 и мертвых по
причине наших преступлений,
Он оживил нас вместе со Христом,
– вы благодатью спасены, –
6 и воскресил нас
вместе с Ним
и посадил нас вместе с Ним на небесах,
–
всё это – во Христе Иисусе[1],
7 чтобы явить в
веках грядущих
в благоволении к нам во Христе Иисусе
безмерное богатство благодати Своей.
8
Ибо
вы благодатью спасены, через веру,
и это – не от вас. Это – дар Божий,
9 а не от ваших
дел, и пусть никто не хвалится,
10 поскольку мы – Его творение, и
созданы мы во Христе Иисусе
на добрые дела, которые предуготовил
Бог,
чтобы мы в них ходили.
Перевод архимандрита
Ианнуария (Ивлиева)
Евангельское
чтение (От Луки 10:25–37. – Зачало 53)
[Притча
о милосердном самарянине]
[В то время] некий учитель Закона встал и, желая испытать [славянск. искусить] Иисуса, сказал:
«Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?»
Тот сказал в
ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой
твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением
твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Второзаконие 6:5; 10:12;
Левит 19:18). Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь
жить». Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»
На это Иисус
ответил: «Шёл некий человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те
раздели его, изранили и ушли, оставив его едва живым. Некий священник случайно
шел той же дорогой, увидел его – и прошел мимо. Также и левит, придя на это
место, посмотрел и прошел мимо.
А некий
самаритянин, проезжая тем же путем, подошел и, увидев его, от сердца сжалился.
Наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а
после, погрузив на собственного осла, привёз его в гостиницу и там принял на
себя заботы о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину
гостиницы и сказал: "Позаботься о нем; и если потратишь больше, на
обратном пути я отдам тебе".
Кто же из этих троих, по твоему мнению, оказался ближним для
пострадавшего от разбойников?»
Тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия».
И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».
КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?
Почему героем всем известной притчи о милосердном самарянине,
произнесённой Христом в конце Своего общественного служения, становится именно
самарянин, а не еврей, сириец, грек или римлянин? Кто такие самаряне? В каких
отношениях они были с евреями библейских времен?
Вспомним о знаменательной встрече Иисуса Христа с самарянкой, происшедшей
ещё в начале Его общественного служения. Утомлённый дорогой Иисус сидит у
колодца и говорит подошедшей женщине: «Дай мне пить». В ответ эта
представительница родственного, но враждебного евреям племени с величайшим изумлением отвечает: «Как? Ты, иудей,
просишь пить у меня, самарянки?!» –
«Дело в том, что иудеи с самарянами не общаются», – лаконично замечает по
поводу хорошо ему знакомой ситуации евангелист Иоанн (4:9). Для многих из нас
она требует более подробного разъяснения.
Прежде всего вспомним, что встреча произошла в центральной части
Палестины, на месте, освящённом памятью древних библейских патриархов –
Авраама, Исаака и Иакова, родоначальников народа Израильского, живших здесь ещё
в XIX—XVIII веках до н. э. Во 2-й половине XIII века до н. э. еврейские племена
вторглись на территорию Ханаана (прежнее название Палестины) и образовали союз
двенадцати племён (колен), превратившийся через два столетия в древнееврейскую
монархию, управлявшуюся Саулом, Давидом и Соломоном. Но после смерти царя Соломона
(931 год до н. э.) это единое Израильско-Иудейское царство разделилось на
Израильское, к которому отошла территория центральной и северной Палестины, и
Иудейское (южная Палестина); граница между ними прошла чуть севернее Иерусалима
(смотрите в любом библейском атласе). Столицей Израильского царства
вскоре стал город-крепость Самария (евр. Шемрон – "Сторожевая гора").
В 722 году до н.
э. Израильское государство было завоевано ассирийцами, а его население,
депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с другими
семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие израильтяне,
оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с
приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться (по имени бывшей
столицы) "самарянами" (или "самаритянами")[2].
Они сохранили веру в Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали
лишь Пятикнижие Моисеево.
Напротив, жители Иудейского царства (со
столицей в Иерусалиме), хотя и разгромленного в 587 году до н. э.
знаменитым вавилонским царем-завоевателем
Навуходоносором II, сумели сохранить в «Вавилонском плену» свою веру и
этническую общность, но это далось им через гипертрофированное
ощущение национальной исключительности ("чистоты крови"). Поэтому,
вернувшись в 538 году до н. э. по указу персидского царя Кира Великого, нового
"мирового лидера", в Палестину, иудеи отвергли предложение самарян
объединиться и не допустили их к участию в восстановлении главной святыни – Иерусалимского
храма. Тогда обиженные самаряне построили себе отдельный храм на горе Гаризим,
но в 134 году до н. э. его разрушил иудейский царь Иоанн Гиркан. (Со 152 года
до н. э. и до прихода римлян в 63 году до н. э. древние евреи в последний раз
жили в своём независимом государстве, управлявшемся династией Маккавеев.) Иудеи
презирали самарян как нечистокровных "еретиков", относясь к ним хуже,
чем к язычникам, и, подобно некоторым нашим старообрядцам, считали осквернением
для себя всякое общение с иноверными, тем более – пользование одним сосудом. В
общем, эти родственные народы питали друг к другу столь же "нежные"
чувства, что и современные семиты – израильтяне и палестинские арабы,
почитаемая могила общего праотца которых, Авраама, находится в хевронской мечети!
Поэтому сделать самарянина героем притчи для выявления
"ближнего" – значило бросить открытый вызов сознанию
национально-религиозной исключительности, учинить скандал! Смысл притчи в том,
что израненный разбойниками иудей тщетно ждёт помощи от своих
соплеменников-чистоплюев, да ещё не простых, – а от священника и левита
(низшего храмового служителя), которые прекрасно знали заповедь Моисеева Закона
о любви к ближнему и должны были служить примером всем остальным! (К сожалению,
подобная ситуация знакома и нам, христианам.) А самарянин, у которого были все
исторические основания воскликнуть – «так тебе и надо! Бог наказал тебя за то,
что твой народ с презрением отверг нас и третирует как людей "низшей
расы!"» – проявил истинное человеколюбие, преодолевающее сложившиеся
стереотипы. Мы по себе хорошо знаем, как легко найти таким стереотипам
«рациональное» объяснение.
Скандала не получилось. Иисус не только выдержал предложенное законником
«испытание», но и не позволил ему «оправдать» себя, когда тот захотел сузить
понятие «ближний» до приемлемого для его националистического сознания смысла.
Христос заставил его признать, что «ближним» в конкретной ситуации может стать
любой человек вне зависимости от его религиозной и национальной принадлежности.
Можно себе представить, с каким выражением законник процедил сквозь зубы, что
ближний для раненого иудея – «сотворивший для него дело милосердия», –
прибегнув к такому эвфемизму лишь для того, чтобы не произносить ненавистное
слово «самарянин»!
Каждого из нас окружают свои «самаряне», но вряд ли разумный человек
захочет оказаться в аналогичной евангельской ситуации для того, чтобы признать
их ближними! Быть может, он поймет обращенную и к нему притчу Спасителя?
Ю. Рубан
[1] Выражение «во
Христе Иисусе» – ключ к пониманию христианства как такового. Оно противоположно
выражению, отражающему жизнь «по стихиям мира». Всё, что мы отныне «делаем», мы
должны делать «во Христе Иисусе».
[2] Подробнее о самарянах: Рыбинский В. П.
Самаряне. Киев, 1913; Райт Дж. Э. Библейская
археология. СПб., 2003, с. 278–280, 352. Интересно, что, видимо, именно
самаряне поставили последнюю точку в карьере Понтия Пилата, постоянно
оскорблявшего религиозные чувства жителей Палестины. Его солдаты разогнали
религиозную процессию самарян, двигавшуюся к священной для них горе Гаризим (на
месте своего разрушенного храма они до сих пор совершают жертвоприношения). Те
подали жалобу Вителлию, легату Сирии; он сместил Пилата и отправил его в Рим на
суд императора Тиберия. Прибыв туда в марте 37 года, Пилат уже не застал
его в живых, а вскоре, в правление имп. Калигулы (37–41), по свидетельству
историка Евсевия Кесарийского, покончил с собой.
Фотография Рушаны Ибрагимовой