Неделя 23 по Пятидесятнице
******************************************************************************************************
8 ноября в 2015 году
Апостольское чтение (К Ефесянам
2:4–10. – Зачало 220)
[Спасение благодатью; новая жизнь во Христе]
4
Бог,
богатый милостью,
Своей великою любовью возлюбил нас,
5 и мертвых по
причине наших преступлений,
Он оживил нас вместе со Христом,
– вы благодатью спасены, –
6 и воскресил нас
вместе с Ним
и посадил нас вместе с Ним на небесах,
–
всё это – во Христе Иисусе[1],
7 чтобы явить в
веках грядущих
в благоволении к нам во Христе Иисусе
безмерное богатство благодати Своей.
8
Ибо
вы благодатью спасены, через веру,
и это – не от вас. Это – дар Божий,
9 а не от ваших
дел, и пусть никто не хвалится,
10 поскольку мы – Его творение, и
созданы мы во Христе Иисусе
на добрые дела, которые предуготовил
Бог,
чтобы мы в них ходили.
Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
[1] Выражение «во Христе Иисусе» – ключ к пониманию христианства как такового. Оно противоположно выражению, отражающему жизнь «по стихиям мира». Всё, что мы отныне «делаем», мы должны делать «во Христе Иисусе».
Евангельское чтение (Евангелие
от Луки 16:19–31. – Зачало 83)
[Притча о богаче и Лазаре]
[Сказал Господь такую притчу:] «Один человек был богат, и одевался в пурпурные
наряды и тончайший лён, и каждый день у него проходил в изысканной роскоши. А
один нищий, по имени Лазарь, весь в язвах, лежал (букв. был брошен, валялся) у его ворот, желая
прокормиться тем, что падало у
богача со стола; и сбежавшиеся псы лизали его язвы.
И вот нищий умер, и
отнесли его ангелы к Аврааму на грудь (лоно). Умер и богач, и похоронили его. И
в аду, терпя мучения, поднял он свои глаза и увидел вдали Авраама и Лазаря на
груди его. И закричал он: "Отец Авраам! Сжалься надо мной и пошли ко мне
Лазаря; пусть он окунёт кончик пальца в воду и прохладит мне язык, а то мне мочи нет
терпеть это пламя!"
Но Авраам сказал:
"Сын, вспомни, как ты в жизни своей получил свою долю благ, а Лазарь,
соответственно, – свою долю зол; а теперь он здесь утешается, а ты мучишься. К
тому же между нами и вами установлена великая бездна, чтобы отсюда к вам при всём
желании нельзя было перейти, как и оттуда – к нам".
И сказал богач: "Да, это так. Но
прошу тебя, отец, пошли его в мой отеческий дом, а то у меня пять братьев; так
пусть он засвидетельствует им, чтобы хоть они не попали в это место
мучения!"
Авраам ответил ему: "У них есть
Моисей и Пророки; пусть послушают их". Он же сказал: "Нет, отец
Авраам, [этого мало], но вот если бы кто из мёртвых пришел к ним, тогда бы они
покаялись!"
А тот [Авраам]
сказал ему: "Если Моисея и Пророков не слушают, то даже если кто и из мёртвых
воскреснет – это не убедит их"».
Митрополит Сурожский Антоний
(Блум)
Притча о богаче и Лазаре
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Я хочу обратить ваше внимание на два момента в
сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, на заключительные слова Спасителя:
если мы не сумели послушать Моисея и пророков, – то есть того множества
свидетелей, которые от начала времен нам говорили о Боге и о Его правде, – то и
Воскресший не убедит нас ни в ч`м... Тем, кто тогда его слушал, это слово
казалось таким непонятным, – но разве теперь эти слова не ясны для нас?
Воскрес Христос, явился в славе Своего Божества и во всей красоте и величии
Своего человечества – и всё равно мы, христиане, слышим Его слова, дивимся
Его учению, поклоняемся Ему, и так далеки остаёмся от того, чему Он нас
учил. Разве кто-то может в нас узнать учеников Христовых так, как можно было их
узнать в лице ранних Его учеников и апостолов? Тогда печатью апостольства,
печатью христианства была непостижимая для земли любовь христиан одного к
другому и любовь их крестная, жертвенная ко всему миру; они были готовы свою
жизнь отдать для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий,
мог поверить в благовестие Христово и ожить новой жизнью. Как далеко от этого
то, что люди могут видеть в нас!
И это приводит
меня ко второму, что я хотел сказать. Кто-то из древних сказал: «Нет более
страшного места отлучения, чем то
место, где будут неверные христиане...» Когда мы читаем эту притчу, мы всегда
думаем о Лазаре и о богаче, думаем о
других: но что если эта притча обращена к нам? Разве мы не похожи на этого богатого человека? Каким несметным
богатством духовного ведения мы обладаем! Мы знаем Бога; мы познали Христа: нам
открылось Его учение; нам даны Его таинства: в нас обитает Его благодать, веет
в Церкви Святой Дух – а мы все равно остаёмся самодостаточны, замкнуты и
стараемся жить привольно, обеспеченно тем богатством, которое даёт нам Господь.
Рядом с нами тысячи и тысячи людей изголодались, готовы бы покормиться
крупицами, которые падают постоянно с нашего стола, – но мы им не даём:
Православие принадлежит нам, вера принадлежит нам, всё
принадлежит нам!.. А другие люди у нашего порога, под нашей лестницей, у нашей
двери голодают, умирают с голода, и не получают порой ни одного из тех животворящих слов, которым они могли бы ожить...
Мы знаем слишком много, мы слишком богаты. А ведь древние святые „невежды”, не имевшие доступа к тому множеству книг, которые мы можем читать, иногда слышали одно евангельское слово и на нём строили святость целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся – и святость не вырастает среди нас, потому что мы скупы, как тот богач, который хотел всё себе сохранить, которому не жалко было другого человека.
И вот Евангелие говорит нам, что умер бедный – может быть, просто изголодавшись у двери богатого, – и ангелы унесли его в лоно Авраамово, в рай Божий. Умер и богатый – но ни один из ангелов не подошёл к нему: схоронили его подобные ему жадные и богатые, схоронили его в сердце земли; умер он, и оказался перед лицом суда. И не потому, что он был богат, а Лазарь беден, не потому просто, что ему досталось в жизни светлое, а тому только горькое: потому что всё светлое, что у него было, он жадно сохранил и ничем не поделился: теперь и бедняк – такой теперь богатый в вечности – не может поделиться с ним ничем...
Подумаем о нашем Православии, подумаем о богатстве нашем, подумаем о том голоде, который вокруг, среди инославных, среди неверующих, среди безбожных, среди ищущих и не ищущих – и не останемся подобными этому богачу, чтобы и над нами не произнёс Господь Свой суд: Я воскрес – и Мне вы не поверили!.. Но какая радость будет у Спасителя, и у ангелов Божиих, и у Отца нашего Небесного, и у Матери нашей, Богородицы, и у святых, и у грешников, если мы окажемся простодушными и щедрыми, и если всё наше богатство мы будем давать: давать, не стараясь ничего сохранить, – потому что человек только тем богат, что он отдал по любви. И тогда и среди нас, и в наших душах откроется Царство Божие, Царство торжествующей, ликующей, всё победившей любви! Аминь.
30 октября 1977 г.
Фото В. Нифонтова