Неделя 2-я Великого поста Память святителя Григория Паламы
27 марта в 2016
году
Кондак святому:
Сегодня мы единодушно воспеваем тебя, о Григорий «Богоглагольник (Проповедавший о
Боге)», как священного и божественного певца, как светлую трубу богословия. И
ты, свой ум к Первому Уму представивший, направь же и наш ум к Нему. Потому
мы и призываем тебя: «Радуйся, проповедник благодати!»
Апостольское чтение (рядовое)
Послание ап. Павла
к Евреям 1:10–2:3. – Зачало 304
[Превосходство людей над ангелами]
"В начале, Ты, Господи, основал землю, и
небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же
пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты
свернёшь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и годы (лета) Твои не
кончатся (не исчезнут)" (Псалом 101:26–28). Более того,
разве когда-нибудь сказал Он [Бог] кому-то из ангелов:
"Сядь справа от Меня,
пока Я не положу врагов Твоих
как подножие ног Твоих"?! (Пс 109:1)
Разве не все они – служебные духи, посылаемые на подмогу готовящимся
унаследовать спасение?!
Поэтому мы должны крепко держаться слышанного, чтобы не унесло нас
течением. Ведь если сказанное через ангелов слово [ветхозаветного Закона]
оказалось твёрдым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое
воздаяние, – то как же мы [люди Нового Завета] можем избежать [наказания], не
заботясь о величайшем спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утверждено слышавшими от Него
[учениками]?
Краткий комментарий. Если раньше кара тяготела над ослушниками «ветхого» («устаревшего» и
отменённого для христиан) Моисеева Закона, возвещённого, согласно иудейской
традиции, через ангелов, – то сколь же страшнее отпадение от Нового Союза (Завета), заключенного навсегда
со всем человечеством Самим Сыном Божиим! Сын Божий превосходит ангелов
не только тем, что Он – Бог, но и тем, что, будучи совершенным Богом, Он стал через воплощение
совершенным Человеком. Ведь не
кто-либо из верховных ангелов и даже не всё ангельское собрание, но именно слабый земной человек был определён
любящим Богом стать одновременно и целью, и средством спасения всей
Вселенной! Далее автор Послания к Евреям говорит, что не ангелам, но именно
человеку подчинил Бог будущую преображённую Вселенную, как об этом в
пророческом восторге возвещал боговдохновенный Псалмопевец (Пс. 8:5–7). Умалив
Себя перед лицом ангелов в вочеловечении, – когда человек был подвержен греху и
смерти, и освободив его из этого рабства Своей смертью и воскресением, – Иисус
Христос был увенчан Отцом славой и честью. Он победил "смертью
смерть"; Он – Вождь нашего спасения, посвящённый на это служение Своим
Отцом через страдания. Через это прославленный Богочеловек привёл во славу весь
восстановленный
Им в изначальном достоинстве род человеческий.
Евангельское чтение (рядовое)
Евангелие от
Марка 2:1–12. – Зачало 7
[Исцеление
параличного]
И, когда через некоторое время, Он снова вошёл в
Капернаум, прослышали, что Он дома. И собралось много народа, так что не было
места даже возле самой двери; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с
параличным, которого вчетвером несли на руках. И, поскольку не смогли из-за
многолюдства пробиться к Нему, то разобрали они кровлю над тем местом, где Он находился, и, сделав дыру, стали опускать в неё
постель, на которой лежал параличный. Увидев их веру, Иисус говорит параличному:
«Чадо, прощены грехи твои!»
А были там кое-кто из книжников, и они сидели и думали про себя: «Что такое Он говорит? Это же
кощунство! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?!»
И тотчас познав духом Своим, о чём они думают про
себя, Иисус говорит им: «К чему вы о таком рассуждаете в сердцах ваших? Что
легче: сказать параличному: "прощены грехи твои", – или сказать:
"вставай, бери твою постель и ходи"? Но, чтобы вы знали, что есть у
Сына Человеческого власть прощать на земле грехи», – тут Он говорит
параличному:
«Тебе говорю: вставай, бери твою постель и ступай к
себе домой!»
И тот встал и тотчас же на глазах у всех вышел с
постелью на плечах, так что все были вне себя от изумления и славили Бога,
говоря, что, мол, такого мы ещё никогда не видели.
Кто совершеннее: Ангелы или люди?
Второе воскресенье Великого поста (27 марта в 2016
году) и следующая за ним 3-я седмица (по 2 апреля включительно) посвящены
памяти византийского иерарха и богослова святителя Григория Паламы
(1296–1359),
архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Назвав его
именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная
Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную
особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное
философское завершение. Эта одна из утончённейших форм христианской мистики,
имевшая к тому времени многовековую традицию,
носит название «исихазм» (от греческого исихиа – «покой», «безмолвие»), или, в
честь его систематизатора, – «паламизм».
«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского («рационалистического») созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – даёт человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).
Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до святого Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.
Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин), протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров. Рекомендуем сайт http://www.hesychasm.ru
Ю. Рубан
Фотография Р. Ибрагимовой